Образование с точки зрения психологии, как информатики мышления
На модерации
Отложенный
08.10.2012 – 09.10.2012
Образование, как профессиональная деятельность, состоит в искусственном создании условий, обеспечивающих формирование у обучаемых желаемой индивидуальной картины мира и выработку у них желаемых поведенческих стереотипов.
Что формируется?
Индивидуальная картина мира человека – это информационная структура из «живых» (способных к изменению и взаимодействию с другими) образов. Базовые образы и базовые преобразования образов встроены в мозг, то есть являются результатом работы врожденных мозговых структур. Комбинированием базовых образов формируются сложные образы первого и более высоких уровней. Это формирование носит характер многоуровневой самоорганизации структур на множестве состояний нейронов, находящихся в потоке веществ (вода, химические элементы, органические соединения), в потоке ощущений от внешних и внутренних рецепторов, под воздействием самовозбуждающейся колебательной активности некоторых групп нейронов.
Образы, составляющие индивидуальную картину мира человека, являются отражением объектов внешнего мира или результатом применения к образам нижнего уровня операций обобщения или детализации, или других преобразований, важнейшим из которых является рекурсивное распознавание образов – поиск смысла смыслов или причины причин.
Часть образов и связей между образами в раннем детстве запечатлеваются необратимо.
Мыслительная деятельность человека представляет собой «жизнь» индивидуальной картины мира, в которой формируются новые образы, формируются и разрушаются связи между образами. Это многопоточный процесс, множество параллельно во времени происходящих изменений в состояниях нейронов. И этот процесс самим человеком не ощущается. Руки-ноги движутся, звуки издаются без предваряющих каких-либо специально «умственных» ощущений.
Постоянно обрабатывается текущая ситуация, каждое изменение в ней порождает каскад преобразований образов.
Из животного сопровождения (предварения) звуками собственных действий (для информирования партнеров по стае) сформировалась человеческая речь, как реакция на усложнение партнеров. Изначально, речь – самопроизвольное комментирование собственных действий для информирования партнеров (и дезинформирования, при случае). То есть, речь, с одной стороны, рассчитана на определенную сложность (уровень развития) партнера, а, с другой стороны, «всплывает» из неощущаемых мыслительных процессов при возникновении ситуации, требующей комментирования (как бы не связана с наличием партнера).
Человек (как и высшие животные) умеет (по ситуации) перехватывать выход «в звук» собственного речевого сообщения. Это порождает феномен внутренней речи. То есть, возникшее речевое сообщение, для самого человека сразу становится фактом (фактором) текущей ситуации, а для партнеров это сообщение может прозвучать (приобщившись к прочим фактам ситуации), а может и не прозвучать.
Собственно, такое «всплывшее» речевое сообщение мы и называем «мыслью». Прозвучавшая или не прозвучавшая «мысль» своим существованием изменяет текущую ситуацию (приобщается к ней). Это инициирует очередной цикл мыслительного процесса, побочным результатом которого может оказаться новая «мысль». Так человек обдумывает ситуацию.
Среди образов индивидуальной картины мира есть образы партнеров и обобщенный образ человека «вообще». Есть и некоторый образ самого себя, хотя этот образ – еще не элемент сознания, он простой – размеры, физические возможности, потребности.
Изначально, высшее стайное животное способно при коллективном действии (например, охоте) просчитывать ситуацию за всех партнеров (как бы я поступил на месте каждого другого), но исполнять только свою роль. Это, с одной стороны, средство для координированной коллективной деятельности, в с другой стороны – источник способности к сопереживанию или свойства сопереживать.
Кроме первичного простого образа самого себя у человека с возрастом формируется другой образ себя же. Формируется он копированием и коррекцией образа партнера - авторитетного воспитателя. В состав этого образа самого себя включается еще один (второй) вариант картины мира. В отличие от основной картины мира, вложенный вариант строится логически правильно. То есть туда записываются собственные «мысли» и чужие прозвучавшие речевые сообщения, прокрутившиеся в основной картине мира и выдержавшие проверку «обдумыванием».
Ветвь мыслительного процесса, проходящая через образ самого себя, самая медленная. С учетом непосредственной реакции, формируемой без привлечения индивидуальной картины мира (чисто рефлекторно), ветвь, проходящая через образ самого себя, выдает третий по времени результат. В ответ на некий факт (попадание молотком по пальцам) сначала следует почти не контролируемый вскрик, потом – речевое объяснение , потом – логический анализ ситуации.
Рефлексия собственного мышления – это «мысль», появившаяся как результат проверки ранее сформированной «мысли» в «правильной» картине мира.
В общем порядке, любое действие человека является результатом индивидуального выбора, произведенного на основе моделирования всего мира в своей картине мира (основной).
Несовпадение выбранного поведения с тем, которое следует из «правильной» картины мира, порождает эмоцию досады (недовольства собой), а если действие затрагивает партнеров, то порождает угрызения совести.
Однако есть и особый порядок действия – без широкого моделирования, стереотипно - в ожидаемой ситуации.
Человек выбирает оптимальный вариант поведения (наилучший вариант из возможных). Этот выбор осуществляется циклически в постоянно меняющейся ситуации, по разным ветвям мыслительного процесса, имеющим разную скорость и дающим разный результат. Отсюда – непоследовательность и нерешительность поведения человека.
Критерий оптимальности выбора поведения – максимум некоего функционала от численности человечества (функционал растет при увеличении численности) и от уровня защищенности людей от сегодняшних и будущих угроз существованию (функционал растет при снижении ущерба от конкретной угрозы). Человечество – в данном контексте – это «своё человечество», множество людей, с которыми у человека есть общие (разделяемые) ресурсы.
Вот, собственно, ЧТО формируется образованием и воспитанием, которые разделить сложно.
Методика (технология) образования
Предполагается, что при соответствии индивидуальной картины мира обучаемого той, которая является целью образования, спонтанное поведение обучаемого будет соответствовать представлению учителя о нормальном поведении в конкретной ситуации.
Речевое сообщение, адресованное обучаемому, способно лишь быть запомненным и включенным в «правильную» картину мира (лишь в третью очередь участвующую в выборе поведения). Включение это может быть непосредственным (если в самой «правильной» картине мира к этому моменту уже есть подходящее «вакантное» место) или может быть отложенным (когда запомненное сообщение дожидается в пассивной памяти некоего момента реструктуризации «правильной» картины мира).
Однако, спонтанное поведение обучаемого определяется, в общем порядке, другими ветвями мыслительного процесса, не проходящими по «правильной» картине мира. Обучение должно обеспечить формирование не только и не столько «правильной» (вложенной в образ самого себя) картины мира, сколько – сформировать основную, непосредственно определяющую выбор поведения индивидуальную картину мира. Только тогда, когда эта цель достигнута, можно утверждать, что переданная обучаемому информация стала его знанием.
Полное «зачисление» информации в индивидуальное знание происходит по результатам деятельности обучаемого и (или) глубокого сопереживания действующему партнеру.
Вообще говоря, имеющиеся (вошедшие в основную картину мира) знания сопровождаются некими тегами, представляющими оценку человеком достоверности знания. Эти теги управляют уровнем влияния конкретного фрагмента картины мира на результат выбора поведения. Теги достоверности пересматриваются в ходе мыслительных процессов на основе степени согласованности с другими фрагментами картины мира и, главное, на основе последствий учета соответствующего фрагмента знаний в состоявшемся действии.
По изложенным причинам, обучаемому нужно предоставить в доступном виде информацию, привлечь внимание обучаемого к информации, обеспечить доверие к информации, закрепить информацию адекватной деятельностью и (или) сопереживанием действующему партнеру.
Контроль успешности обучения возможет только по спонтанной деятельности обучаемого в некоторой комплексной испытательной ситуации.
Содержание образования
Та или иная индивидуальная картина мира у человека формируется и при отсутствии регулярного образования. Образованием можно либо обеспечить включение в эту картину мира желательных образов и связей между образами, либо подавить участие нежелательных образов в выборе поведения (хотя сами эти образы остаются в индивидуальной картине мира обучаемого).
По мере высвобождения людей из сферы производства вещественных и энергетических средств текущего жизнеобеспечения на первый план выступает задача воспроизводства цивилизации в новом поколении. Беспроигрышным вариантом решения этой задачи является универсальное образование для всех.
Ключевым элементом универсального образования является выработка умения использовать символьные системы (от письменной речи до формализмов математики и схем электроники). В использовании символьных систем быстрый ответ (полученный по ветвям процесса мышления, проходящим мимо образа самого себя и «правильной» картины мира) обычно оказывается неудовлетворительным. То есть в последовательности непосредственная реакция – быстрый ответ – «правильный» ответ выпадает второй член – быстрый ответ, основной в прочих видах деятельности.
Комментарии
а удобно так?..да?!!!
вы банальный хаотизатор!
всего доброго!
Цель учителя, скорее, противоположна - проблематизировать бытовые стереотипы поведения, обеспечить привлечение индивидуальной картины мира для выбора обучаемым своего поведения. То есть, актуализировать человеческий разум даже там, где и без него 100 лет обходились.
Под Вашим ответом Светлане Акпосиону делаю свой комментарий не случайно. Поиск смысла смыслов, как Вы понимаете, не одно и то же, что поиск причины причин. Мне непонятно, почему в статье не нашлось практически места анализу цели образования. При почти полной монополии государства на образование обход вопроса о цели делает Вашу статью своего рода методическим инструментом для более эффективного манипулирования образованием (так или иначе подконтрольным власти). Думающим людям хорошо известны "фокусы", которые превращают для обучаемых в несомненные истины цели, выгодные господствующему классу и невыгодные народу. На какого читателя рассчитана Ваша замечательная статья? На некоего абстрактного учителя идеального государства? Так ведь идеальных государств не существует, а уж наше имеющее место быть сейчас такие идеалы преследует, что диву даешься. Ваш теоретический этюд нельзя назвать заурядным щелкоперством, это действительно крепкая научная статья. Вам, как ученому, беразлично в каких целях она может быть использована?
Сейчас наблюдается некая суета вокруг "нового образования". Вот я и применил свежевыпеченную модель человеческой психики к проблеме "новое образование". Думаю, кое-что здесь прояснилось (во всяком случае, для меня).
Это ведь просто прояснение того, чем ежедневно занимается любой учитель. Тут нет каких-либо методов зомбирования, нейро-лингвистического программирования и прочих ужасов (публикаций по которым - полно).
Поэтому опасность статьи Вы преувеличиваете.
Нейронные дуги и сети - это физиология. Образы - информатика. Хотя объект описания один и тот же.
Образование - ОТДЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ !
http://gidepark.ru/user/632656317/content/662784
..
С другой стороны, власть (как и богатство) принципиально опасна, морально дискомфортна. Врядли родители именно указанным Вами способом стремятся сделать своих днтей счастливыми. Скорее, идеальным будущим для детей видится достаточный (не безгранично растущий) пассивный доход, а уж дальше - свободный выбор самого чада.
Вы тут впадаете, думаю, в ошибку голодного, который уверен, что все думают только о большой жратве, или бедного, который уверен, что все дерутся за богатство, или оппортуниста, который думает, что все дерутся за власть. К счастью, люди сложнее, нелинейнее. И будущее они учитывают в достаточно сложных моделях.
Воспроизводство ведет в тупик.
Вот 50 лет назад информатики, как отрасли знания вообще не было, а теперь грех не использовать её эвристический потенциал.
Давайте попробуем определить, что мы считаем стадиями цивилизации и по каким признакам можем судить об обновлениях.
Кто должен учитывать эти изменения?
Если условия изменяются,то эти изменения вытекают из того,что цивилизация уже изменяется.Изменённые условия содержаться в цивилизации ещё до её изменения.
Если цивилизация воспроизводится,то это значит,что она воспроизводится в неизменном виде.
Вот текст: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Toffler/_Index.php
Если коротко: Тоффлер считает, что смена "волн" как раз на наше время приходится.
Вероятно, можно считать, что критерий: обновление средств коммуникаций.
С другой стороны, обучаемый ведь строит СВОЮ индивидуальную картину мира, которая, в общем случае, не совпадает с желанием учителя. В общем, такая самоорганизация.
Учитель-модернизатор (не путать с новатором) оказывается разрушителем.
Учитель-модернизатор (не путать с новатором) оказывается разрушителем.
При этом никакой монополии на образование у школы (даже начальной, не говоря о средней и высшей) уже нет.
По большому счету учитель создает только "фоновый шум".
Если учитель выдает равноправные варианты "истин", то он работает вхолостую.
В ВУЗ-е нередко лектор начинает со слов "Это вам не понадобится, но я расскажу ...", и тем губит лекцию, попутно снижая требования к качеству своего труда.
А ведь учитель младших детей работает еще во время действия импринтинга. Тут уж получается не просто манкирование своей ролью, но предательство ученика.
Я - о реальности.
Если изменения происходят с Юрием Бигловым,то в результате изменений он становится немного другим Юрием Бигловым,а не превращается,например,в Юрия Гагарина...,))
Сейчас понял, что когда я строю фразу, то стараюсь сделать её приемлемой для своей учительницы математики, которую последний раз видел в 1966 году.
И здесь снова можно вспомнить о диалектике,так как картина мира мира учителя может как совпасть,так и оказаться противоположной уже частично сложившейся картине мира ученика.
И вот эти две картины начинают взаимодействовать...,))
При этом не нужно забывать,что и учитель и ученик находятся внутри одного большого мира и у них ещё имеются какие-то свои малые миры ,а так же личные мирки.
И они не полностью изолированы друг от друга.
PS.Поздравляю со всемирным "Днём Яйца"...,))
Уж не сам ли Юрий Биглов,правда немного изменившийся.
Если он изменяется в худшую сторону,то становится хуже.Но для того,чтобы он понял,что стал хуже,необходимо изменение к лучшему...
А может быть для сравнения имеется какой-то эталонный (идеальный) Юрий Биглов?...,))
А человеческое "Я" отстранённо,как бы со стороны (рефлексия) наблюдает за всей этой автоматической работой...самоработой...,))
Заключение экспертизы: "Это не учебник - это "каша с гвоздями", нечитабельный".
Исключён из учебной программы, прекращено тиражирование.
Такая книга не является учебником для детей по своей сути.
Однако, "учебник" в своё время был одобрен, рекомендован, издан "специалистами", растиражирован миллионными тиражами, продан.
Преподавался этот учебный предмет во всех школах.
***
- У Вашей дочери в четверти будет слабенькая, слабенькая "троечка", - говорит учительница маме.
- Да. Она мне жаловалась, что Вы на уроке читаете лекцию с большой скоростью, ни понять, ни запомнить, ни записать невозможно.
- Да. Мы - галопом, галопом, галопом. Учебная программа большая, сложная, можем не успеть.
- Зачем же галопом, если ни понять, ни запомнить, ни записать невозможно? - ответила мама.
Учительница молчала.
Вот, такой "учитель - ретранслятор и репродуктор".
Если человек в молодости,имея определённый уровень нравственности,совершил поступок,который на момент его совершения не казался безнравственным,а был вполне естественным....(слишком длинно).
В общем,если у человека со временем повысился уровень нравственности,то за тот поступок ему станет стыдно.И будет стыдно в течение всей оставшейся жизни.
Если конечно человек не понизит уровень нравственности до той величины,при которой и был совершён этот постыдный поступок.
Отсюда вывод: чем выше человек поднимает свой уровень нравственности,тем за большее количество поступков,совершённых в прошлом ему становится стыдно.
НО...Это только до тех пор,пока он не поймёт,что в то время иначе поступить он просто не мог.
Или ему об этом кто-то не расскажет.
Как сейчас это сделал я...,))
Пока человек хотя бы частично не продвинется по пути....не важно.
Пока человек не совершит определённые усилия,он этого не поймёт ни про себя,ни про других.
Ну и немного пиара...
http://gidepark.ru/community/4277/content/1381361
Правда там я нравственность заменил моралью.
Так проще...,))
1. Проповедническим.
2. Монологическим.
3. Статическим.
Я полагаю, что "авторитет" учителя не может быть беспрекословным и не задан априори, а подтверждается ежечасно.
Комментарий удален модератором
Можно сказать детям: "Если на уроке не понял, не запомнил, не записал, есть же учебник".
Естественно возникает вопрос: "Зачем ходить на уроки, где "учитель-ретранслятор и репродуктор" говорит с такой скоростью, что ни понять, ни запомнить, ни записать невозможно?"
Вывод: "Время собственное учителя и время собственное учащихся тратится впустую".
Вот в таком положении оказываются дети: "И учитель - не учитель, и учебник - не учебник.
Снова возникают дополнительные вопросы:
1. Зачем учитель ставит "двойки" в журнал, в дневники, в ...?
2. Зачем учитель навешивает на детей ярлыки "двоечников" на всю оставшуюся жизнь?
3. Зачем учитель навешивает на родителей ярлыки "неудачников"?
4. Детям "двойки" нужны?
- Нет.
5. Родителям "двойки" нужны?
- Нет.
6. "Двойки" ставит учитель?
- Да.
7. Значит, "двойки" нужны учителю?
- Да.
8. Зачем учителю "двойки"?
9. Можно ли писать, издавать нормальные учебники?
- Можно.
Если учебник является таковым по своей сути, то обучающемуся достаточно прочитать учебник, чтобы получить необходимую информацию. Значит, услуги "учителя-ретранслятора и репродуктора" не понадобятся.
У "учителя-ретранслятора и репродуктора" на столе "учебник" лежит, написанный другим человеком, рекомендованный третьим человеком, ...
Комментарий удален модератором
которая помогает мыслить по истине.
Сегодня преступника могут оправдать,а жертву преступления наказать,потому что она (жертва) якобы сама спровоцировала преступление,в результате чего преступник не смог удержаться и теперь вынужден терпеть муки совести.
В мире размываются все ценности,которые за долгую историю накопило человечество и которые когда-то считались абсолютными.
Если обязательный внутренний нравственный закон заменяется необязательным к исполнению законом права,когда "не пойман-не вор,то можно оправдать что угодно,кого угодно и сколько угодно.Точнее-за сколько угодно...
Были бы бабки.
Евгений, увы это не Вами и не сегодня замечено... Еще Карл Генрихович Маркс писал о превращенных формах. Только все эти предупреждения бесполезны, пока человечество не погрузится в эту пучину зазеркалья, пока не испытает на себе всего безумия мира на изнанку.
Если бы мне пришлось слушать Вашу лекцию, то это значит, что Вы были бы в роли "учителя-ретранслятора и репродуктора".
Вы "протранслировали" и ушли.
Я бы послушала и ушла.
В данный момент у меня есть возможность обратной связи, поэтому есть возможность говорить о том, что роль "учителя-ретранслятора и репродуктора" меня, как обучаемого, не устраивает.
Водка, табак, блуд, наркотики,
Культуру и образование разрушили в стране.
21 век - геноцид народа в России,
Остановим! Дороги нет САТАНЕ!!!!!
"По изложенным причинам, обучаемому нужно предоставить в доступном виде информацию, привлечь внимание обучаемого к информации, обеспечить доверие к информации, закрепить информацию адекватной деятельностью и (или) сопереживанием действующему партнеру". Это ответ - в конечном итоге, речь идет о картине мире, которую правильной считает учитель (программист, дрессировщик, идеолог и пр.....
А Вы в чем видите отличие человека от животного?
Ближе к науке видеть отличие человека от животного в новом качестве индивидуальной картины мира - полноте (комплексности) и целостности. Достижение этого нового качества (в соответствии с закономерностями информатики) скачком повышает эффективность прогнозирования будущего моделированием развития ситуации в такой картине мира, как "живой" модели мира.
А всё остальное, что человек возомнил о себе (обоснованно или нет), - это следствие указанного нового качества его индивидуальной картины мира.
Это очень хорошая тенденция, что мы стали громко высказываться и активно интересоваться. Это значит, что и нас не устраивает та картина мира, которую нам навязывают телевизор и те, кому мы еще по привычке делегируем власть.
Таким образом, от качественного уровня воспитания зависит успешность любой технологической или методологической системы образования.
Тут бы надобны ссылки на научные эксперименты, данные, доказывающие данное утверждение.
Насколько мне известно, дело как раз наоборот обстоит - у некоторых людей мозг меняется всю жизнь, нервные клетки не только восстанавливаются, но и образуют новые базовые структуры. Разумеется, это происходит, если человек не теряет способность к обучению (но вообще считается, что он ее никогда не теряет, но не всегда может использовать просто ввиду энергозатратности или барьера).
Что касается актуальности Ваших педагогических исследований в наше военное время, то хотелось бы их развернуть на задачи "массового обучения" (через СМИ и др.), а также исследовать упомянутые мной условия для создания обучающей ситуации для населения.
Собственно, я не веду "педагогические исследования". Я лишь строю свою индивидуальную картину мира. Потребовалось детализировать в этой картине мира представление о человеческом мышлении в свете доступных новых данных нейро-наук и накопленного личного опыта. И удалось, на мой взгляд, сделать шаг (шажок) в этом направлении. Несколько прояснились место и роль внутренней речи, последовательность реакции на внешнее событие, место "правильной" картины мира, как части индивидуальной картины мира. И на днях прояснился смысл "произвольного оперирования образами".
А эта статья - это попытка приложения новой модели к проблеме образования. Уж слишком беспорядочными мне представляются поиски педагогов-новаторов.