Насколько свята Русь?

На модерации Отложенный

 

Русь недаром крестили огнем и мечом - насилие имманентно формализованной вере. В отличие от христианского милосердия. Жизнь убедительно доказала, что религия это всегда ipso facto насилие, вызывающее ответное насилие. Любая, как бы она не называлась и в какие бы одежды не рядилась.

И особенно склонна к нему религия монотеистическая. Уже епископ Гиппонский Августин, строя в IV веке град божий на Земле, считал вполне оправданным насильственное обращение заблудших овец в единственно верную веру, за что и был причислен к лику святых, стал отцом церкви и получил титул Блаженный.

«Монотеизм по своей сути и по своей природе является злейшим врагом свободы, которую мы лелеем», - говорил маркиз де Сад и уж он-то знал, что говорил! Что и подтвердил грандиозный скандал с погромами и эвакуациями посольств, с кровью и человеческими жертвами, которым обернулся показ в You Tube фильма «Невинность мусульман». Он лишний раз показывает, что бога творят люди, а попутно делают еще множество иных плохих вещей. Но православный фундаментализм ничуть не лучше исламского, взгляните на Россию, где за пытки и убийства блюстители порядка (!) получают 2,5 года колонии - столько же, сколько девицы из «Pussy Riot» за пару куплетов в «храме», из которого даже Христос не в силах выгнать торговцев!

Может ли религиозная и антирелигиозная нетерпимость коснуться Украины? Может, учитывая соседство со страной, некогда гордившейся своей культурой, но дичающей на глазах. Духовные недуги также заразны.Хотя следует заметить, что многое тут зависит от верхушки и, как ни удивительно, в этой сфере Янукович пока ведет себя умнее Путина и Кирилла...

Еще и потому грозит опасность Украине, что она гораздо более верующая, более религиозная, более воцерковленная страна, чем Россия. Читатель может возразить и даже возмутиться - как вообще можно сравнивать такие тонкие материи, как степень религиозности и ее искренности!? На каких весах их взвесить? Тем более что не с Украиной, а с Россией устойчиво связано определение Святая Русь! И не противоречит ли автор сам себе? Не означает ли большая набожность также большей духовности, толерантности, милосердия? Каковые уберегут от вспышек вражды и насилия.

Как видим, не означает. Взгляните на исламские страны и на Россию. Не стоило иерархам и Путину столь агрессивно навязывать народу свое анахроничное понимание роли и значения религии. Все же церковь формально отделена от государства. В результате и РПЦ и самодержец понесли огромные репутационные потери (судилище над «Pussy Riot», стяжательство и лицемерие патриарха, регулярные ДТП с пьяными монахами и т.д. и т.п.), получили тяжелый удар по своему имиджу, по имиджу страны - и раскол в обществе.

Американские президенты не зря свои религиозные потребности удовлетворяют келейно, не на публике. Америка, в отличие от России религиозна, но не тоталитарна и каждому дает верить в своего бога (что, между нами говоря, свидетельствует о том, что бог людей недаром антропоморфен - он создан ими). Там уже не введешь преподавания основ религиозной этики или истории религии, как бы клерикалам этого ни хотелось. Тогда как в России с этого года школьникам станут забивать головы средневековым мусором. А на дворе XXI век. Воистину, когда боги хотят наказать человека, они лишают его разума. Но целую страну!?

Вернемся, однако, к теме и взвесим святорусскость на весах статистики. Религиозность точно так же поверяется алгеброй, как и всякая прочая дисгармония. И раз уж мы помянули Америку, то лет пять назад в киевском «Зеркале недели» приводились данные по количеству бруклинских церквей: их тогда было 1256 и 223 синагоги. То есть, около полутора тысяч на два с половиной миллиона бруклинцев, что впечатляет. Но много ли это на самом деле?

Сравним. В Украине на 47 млн. человек имеется почти 34 тыс. религиозных организаций. Паству окормляют 32,5 тыс. общин, 82 центра и 246 управлений, 420 монастырей, 333 миссии, 74 братства, 192 учебных заведения, 12,7 тыс. воскресных школ и 29,4 тысяч священнослужителей. Украинская православная церковь (Московский патриархат) - это 11610 приходов. УПЦ Киевского патриархата - 4135. Автокефальная ПЦ - 1213 общин. Греко-католическая - 3685. Римско-католическая - 1060. Протестанты всех видов - еще 10 тысяч. Ислам - 1138 организаций. Иудаизм - 290. Закарпатская реформаторская церковь - 118. Немецкая евангельская лютеранская церковь - 40. Армянская апостольская церковь - 25. Есть еще этноконфессионные общины чехов, готов, корейцев, шведов, караимов, крымчаков и менонитов, а также 51 буддистская организация.

Церквей на душу населения в Украине не меньше, а их спектр не уже, чем в разноцветном Бруклине, самом, пожалуй, эмигрантском из всех городов США! Судить, насколько искренне и глубоко веруют в Америке и в Украине, не берусь, это действительно вопрос тонкий, хотя и о нем можно составить некоторое представление, сравнив частоту посещения паствой мест общения с богом, но приведенная церковно-приходская статистика примерно совпадает и формально обе страны стоят на одной религиозной ступени.

А что же с верой на Святой Руси, о духовности коей так печется ее национальный лидер? Какова она в численном выражении? Патриарх Кирилл, выступая на Поместном соборе РПЦ в январе 2009 г., сообщил, что в 1988 г. в Русской Церкви было 76 епархий, 6893 прихода, 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 монашествующими, 2 духовные академии и 3 семинарии.

Конечно, при охранительной политике нынешнего режима (православие, самодержавие, декларативная народность) число приходов и священников за истекшие три года возросло, ведь РПЦ всячески форсирует возвращение старых и строительство новых храмов. Но коренным образом изменить ситуацию это не могло и становится очевиден удивительный и даже поразительный факт: Россия куда менее православна, чем Украина! Ее святость не более чем один из мифов народного сознания, каких у россиян в избытке.

На 143 млн. россиян приходится всего лишь около 7 тысяч православных приходов, тогда как в Украине с ее втрое меньшим населением их около 16 тысяч, а если учитывать греко-католиков, то и все 20 тысяч! В расчете на душу населения - десятикратный разрыв! От которого так просто не отмахнешься и антирелигиозным красным террором не объяснишь - в Украине он также свирепствовал

Мало того, Россия еще и куда менее христианская в целом страна, чем Украина. И дело не в том, что на Украине мы не учли католиков, а в России на нерусских приходится более четверти населения. А в том, боюсь, что представления господина Путина о степени духовности и религиозности вверенного ему народа (равно как и церкви) сильно преувеличены. Этот народ самостийно, еще до начала красного террора громил, грабил и жег церкви - коммунисты лишь довели тенденцию до логического конца. А эта церковь так и не осудила террориста Сталина, не предала анафеме зверя, на чьей совести десятки, если не сотни тысяч загубленных священнослужителей...

Цифры свидетельствуют, что святость Руси порядком (на порядок!) преувеличена. De facto это страна потомственных безбожников, что лишний раз подтверждает сомнения в духовной общности украинского и русского народов. Впрочем, в факте тотального русского маловерия не было бы ничего предосудительного (если бы твердые этические принципы были впитаны из поколения в поколение с молоком матери, а духовный базис, и без того плохо наработанный пращурами, систематически не уничтожался), ибо духовность слабо связана с религией, тут церковь много на себя берет. Она приватизировала мораль и ее нормы так же беспардонно, как олигархи Россию, хотя прав на это у нее не больше. Мораль древнее религий и сама рождает их! Она первична, как блестяще показал Иммануил Кант... на собственном примере, сотворив, в конце концов, бога из морали! Но Канту простить можно, церкви - нет.

Кстати, еще об алгебре и гармонии: в экспериментах, поставленных социологами Калифорнийского университета этой весной, установлена корреляция - чем менее религиозен человек, тем более его щедрость и бескорыстие вызваны чувством сострадания. И наоборот: чем он набожнее, тем менее сочувствует. Атеистов, агностиков и ненабожных людей чаще ведет чувство сострадания, чем верующих. Что мы и сами видим на примере Януковича и Путина. Лучше было бы для всех (и для них также), если бы их набожность оставалась сугубо личным делом. А еще лучше, если бы наши президенты были атеистами - и настала эра милосердия!

Как видите, стоит обратиться к цифрам и опытам, включая опыт житейский, как метафизическая позолота осыпается, обнажая институцию не слишком моральную и для общества довольно опасную. Поэтому желательно помнить, почему западная цивилизация, несмотря на свою несомненную и глубокую религиозность, гораздо более глубокую, нежели русская, все же возвела в основополагающий принцип светскость, отделение церкви от государства. Основываясь, между прочим, на тезисе Христа: богу богово, а кесарю кесарево.

Но при этом не следует забывать, что и на долю остальных человеков должно кое-что остаться! Они должны иметь собственную, внутреннюю, не заемную, не верховной силой под угрозой страшной кары навязанную, а семьей и обществом преподанную мораль. Если, конечно, они хотят быть людьми, а не религиозными фанатиками. Патриотически озабоченным пастырям не стоит лицемерно беспокоиться: способность обходиться без духовных костылей не сказывается на самоидентификации нации. А вот нации следует озаботится, ибо набожность, насаждаемая государством, консервирует прошлое. Что мы и видим на примере многих стран, где религия занимает слишком большое место. Путь в будущее торят светские государства.

В заключение вспомним замечательную повесть Стругацких «Трудно быть богом». Всегда считалось, что главной ее темой было прогрессорство, неизбежное при контакте цивилизаций разного уровня. Хотя сам Борис Натанович отрицал это: «Прогрессоры в Мире Полудня появляются век спустя («Обитаемый остров», «Парень из преисподней»)». Мне также кажется, что главное в повести не это. Она была опубликована в 1964 году, на излете оттепели, когда будущее еще казалось светлым, а Вселенная близкой. И поэтому социодинамические предвидения авторов казались поистине фантастическими! Какие серые в позднем Средневековье? Какой Орден!?

Прошло полвека, коммунизм не состоялся и сейчас, к сожалению, следует признать, что Стругацкие оказались правы не только в отношении Арканара. Мы видим, что монотеизм, по самой своей природе претендующий на монополизм, прекрасно согласуется с тоталитаризмом! Прогрессорство Запада терпит крах, зато мрачная социальная фантастика воплощается в реальность и за нашими мутноглазыми донами Рэбами, окруженными серой сволочью, уже маячат черные клобуки Ордена.