Битва при Легнице.

Битва при Легнице.

 

              9 апреля 1242 года, согласно официальной истории, которую нам преподают и навязывают уже в течении нескольких столетий, состоялась битва монголо-татарского войска под предводительством Батыя и объединёным европейским войском под командованием князя Генриха II Благочестивого. Победа монгольского войска открыла перед захватчиками дорогу в Европу. Официально всё выглядело следующим образом:

               Идея дойти до Последнего Моря в головах монголов и прочих татар зрела давно. Еще Чингиз посылал своего темника Субэдэя на кипчаков, Киев и дальше. До Киева Субэдэй не дошел, но дорогу разведал. Умер Чингиз, умер Джучи, империю возглавил Угэдэй. И вот весной 1236 года войска выступили в поход. Вели его чингизиды: Сыновья Джучи Орда-Ежен, Шибан, Тангкут, Берке, внук Чагатая Бури и сын Чагатая Байдар, сыновья Угэдэя Гуюк и Кадан, сыновья Толуя Мункэ и Бучек, сын Чингисхана Кюльхан, внук брата Чингисхана Аргасун. Но верховным командующим Угэдей назначил своего самого нелюбимого родственника – Батыя, который, в это время, находился в своей ставке на Волге. Осенью того же, 1236 годы, армия чингизидов соединилась с армией Батыя, и двинулась на запад. К 1237 году пала Волжская Булгария. Чуть позже половцы, во главе с ханом Котяном не приняли сражения и ушли в Венгрию. Монголы пришли на Русь. Были взяты Рязань (21 декабря 1237), Москва (взята 20 января 1238), Владимир (7 февраля 1238), Переславль-Залесский (15 февраля 1238), Тверь, Торжок (5 марта), Козельск (начало мая 1238 года). Осенью 1239 года был взят Чернигов, Путивль, Глухов, грабят Поднепровье. В декабре 1240 года монгольское войско разорило Киев (6 декабря, после 3-месячной осады), Ладыжин, Каменец и Владимир-Волынский (Кременец монголам взять не удалось). В 1241 году монголами опустошены Новогрудок, Волковыск, Слоним, Луцк, Пинск. Монголы идут на Польшу. В январе 1241 года они заняли Люблин и Завихост. 22 марта заняли Краков. 9 апреля они подошлт к местечкуЛегнице.

                Монгольское войско не было монолитной массой, которое перло, сметая все на своем пути. Учитывая их количество и специфику – конница с большим количеством заводных лошадей, это и понятно. У каждого чингизида была своя дружина. У каждого крупного военноначальника был освой отряд. Они растекались по территории как вода – выполняя приказы Бату-хана. Брали тот или иной город, грабили ту или иную местность. Потому одновременно отряды монголов жестоко усмиряли восстание половцев и, к примеру, грабили Ополье. Для бешеной собаки  – семь верст не крюк. Но вернемся в апрель 1241 года. Несмотря на поражения в битвах под Турском и под Хмельником нашелся таки человек, который собрал довольно большую армию и решил дать монголам решительный бой. Это был Генрих Силезский (он же Бородатый), который созвал войска с севера и ожидал прибытия Венцеслава II Богемского к Легнице. В это время, монголы совершили стремительный бросок к Легнице, приготовились напасть на Генриха прежде, чем на помощь ему подтянется Венцеслав со своей армией в 50 000 чел. Богемцы находилась совсем близко — всего в каком-нибудь дневном переходе. И вот 9 апреля 1241 г, под Легницей, разыгралась кровавая битва.

карта

                Войско Генриха состояло из самых разнообразных частей. Имелись в нем отряды пехотного ополчения, феодальные рыцарские дружины, а также братья-рыцари из разных военно-монашеских орденов — несколько госпитальеров, даже горстка тамплиеров, тевтонские братья пришли во главе со своим командором.

По разным источникам говорят о 20-40 тысячах человек (разрыв, конечно, не маленький, но с устным счетом, в то время, были проблемы). В авангарде стояла силезская легкая конница, тевтонцы, в силу количества, опыта и пафоса расположились в центре, фланговые отряды состояли из дружин феодалов а пехотное ополчение защищали армию от коварного нападения врагов сзади, в арьергарде. Монголами командовал хан Кайду, внук Удэгея. Его задача, в стратегическом плане Бату и Субэдэя была проста – сеять хаос, грабить, убивать закатных людей и отвлекать их внимание от движения основной армии, которая двигалась по направлению к Буде. Зайдя чуть вперед, скажу, со своими задачами справился он замечательно. Кайду располагал в битве двумя туменами – это приблизительно 20 тысяч всадников. По центру и на флангах монголов стояла легкая конница, позади стояла тяжелая.  Утром 9 апреля началось сражение. Легкая конница Силезии ударила на монголов, была отражена, и в дело вступил второй эшелон — вперед устремились рыцари. Когда же центр монголов обратился в притворное бегство, основные силы силезцев и их союзников кинулись преследовать противника. Чтобы и вовсе изолировать атакующую тяжелую кавалерию врага от остальной армии, монголы устроили позади ударного конного клина дымовую завесу, подожгли тростник (где они взяли сухой тростник в апреле месяце и в таком количестве – не знаю, но все источники о нем говорят). Вслед за тем монгольские фланги выдвинулись на соединение друг с другом, и на рыцарей обрушился град стрел. После этого на поредевшие ряды израненных и измотанных христиан хлынула тяжелая конница врага. Довольно быстро воины Генриха начали отступать. Пехота, отрезанная дымовой завесой, ничего не знала о происходящем, пока не увидела появившихся из клубов дыма бегущих рыцарей и преследовавших их монголов, после чего бросилась врассыпную. Сражение превратилось в резню.  Генрих погиб в свалке конного боя. Позднее монголы насадили его голову на пику и пронесли у стен Легницы. Узнав о поражении союзных войск, Венцеслав вернулся домой и монголы принялись бесчинствовать в долине Одера и не остановили кровавого пира до тех пор, пока не опустошили все окрестности, уничтожив или угнав в плен всех, кто попался им на пути.

                  Вроде бы всё понятно, но почему тогда монголы не пошли дальше? Почему ограничились побережьем Адриатического моря? Или их так пугала оставленная в тылу Русь? Но в течение предшествующих нашествию пятидесяти лет её разрывали на части собственные князья, творившие над населением такое насилие, которое не снилось монголо-татарам в самом страшном сне. Наследники Всеволода Большое Гнездо сами поставили Русь на грань катастрофы. Чего её было бояться? Там как раз с приходом захватчиков междоусобицы кончились.  А может быть и не было никаких монголов? Посмотрите на миниатюры, уцелевшие от жёсткой цензуры реформаторов. Посмотрите внимательно и попробуйте найти там монголов…..

картинка

картинка1

                    Я монголов найти не смог. Да и были ли они, монголы. Я на миниатюрах вижу русских воинов, бьющихся с объединённым европейским воинством. И может быть не случайно, ровно через год это же воинство попытается взять реванш на берегу Чудского озера....