Раздвоение марксизма на фоне потрясения России

 

  РАЗДВОЕНИЕ МАРКСИЗМА НА ФОНЕ ПОТРЯСЕНИЯ РОССИИ

Ленин и его соратники чувствовали неудобство, осуществляя Марксистскую революцию, ибо она происходила "не по правилам": в стране, где было мало пролетариата. Они нашли себе оправдание в том, что "Русский начнёт, а немец продолжит", т.е., что Русская Революция будет поддержана на Западе. В ожидании этой революции они сколько могли затягивали подписание мира в 1917-18 гг., который должен был зафиксировать поражение России в войне с Германией и с её союзниками. Сталин более трезво смотрел на вещи, чем его партийные товарищи. При обсуждении вопроса о капитуляции   он заявил, что никаких признаков Революции в Германии нет, и что надо исходить из этого факта. Левые коммунисты во главе с Бухариным (Московская организация и др.) были против капитуляции и надеялись призвать народ к партизанской борьбе  с немцами, которая (якобы) революционизирует Германию. Ленин переломил это настроение угрозой выйти из ЦК и "обратиться к народу", т.е. натравить солдат на своих упёршихся  соратников.

    В 1921 г. в России был введён НЭП. Это означало признание того, что Революции на Западе нет, и что большевикам надо устраиваться в одиночку, уживаться и мириться со своим народом. Тут и выявилось различие между двумя ветвями Марксизма в  большевистском руководстве. .

   Одна часть (условно) - ортодоксы во главе с Троцким  ждала, надеялась, и сколько могла торопила Революцию на Западе. В 1923 г., когда коммунисты в Германии надеялись придти к власти, Троцкий упрекал Салина и его окружение в промедлении при посылке в Германию людей, денег и проч

Сталин был настроен более скептически, и оказался прав.

  Сталин не был ортодоксом. В отличие от многих других будущих руководителей, живших за границей, он лучше знал людей из низов.Это знание подсказывало ему, . что далеко не все рабочие  - революционеры, и наоборот - немало революционеров выходит из других слоёв общества. Из неудачного опыта ставить на чисто пролетарскую революцию, он пришёл к необходимости привлекать к революции ВООБЩЕ ВСЕХ НЕДОВОЛЬНЫХ. К этой позиции примкнул и Бухарин.    Отказ видеть в пролетариях каких-то специфических революционеров и поборников Социализма можно видеть в Конституции СССР 1936 г., в которой рабочие и крестьяне (колхозники) вместе с "прослойкой" -интеллигенцией были поставлены на одну доску. Своё художественное выражение эта политическая концепция получила в огосударствленной скульптуре Мухиной "Рабочий и Колхозница"..Ннельзя считать случайным, что в Конституции было записано лживое положение, согласно которому земля предоставлялась колхозам  в бесплатное пользование. Лживое - потому что колхозы платили за землю своей продукцией, сдавая её государству по заготовительным планам. Какие-то деньги колхозам за их продукцию платили - но только для вида, чтобы широкие слои зарубежных с-х. производителей не подумали, что государство отбирает у колхозов  их продукцию бесплатно. Кованый крестьянский сапог не должен был раздавить  будущую  Революцию на Западе или на Востоке.

     До 1928 г. Бухарин (с согласия Сталина?)   проповедовал классовый мир внутри страны, уважение к крестьянству. Но Бухарин и Сталин не собирались консервировать .  положение.Они ожидали революционных событий на Западе и (или) Востоке, чтобы двинуть туда Красную Армию, а пока готовили её перевооружение на основе вновь создаваемых военных  и поддерживающих их  сырьевых отраслей пром-сти.

   Троцкий с удивлением и возмущением обвинял эту пару, что она насаждает в США и Китае не пролетарские, а рабоче-крестьянские партии. До 1928 г., когда Сталин применил чрезвычайные меры для изъятия у крестьян зерна, Троцкий рвал и метал по поводу того, что дуумвиры якобы поощряют кулацкие элементы в деревне. Он считал, что Сталин и его аппарат жирует за счёт народа, что он предал Марксизм. и что ему не нужна Мировая революция Однако , от критики Сталина "на полную катушку" Троцкого удерживало опасение, что формальный раскол партии ослабит "Пролетарскую диктатуру". Возможно, ему было неприятно и то, что в случае раскола к нему прибегнет масса лиц, недовольных коммунистическим правлением - т.е. лиц, для Троцкого враждебных.

  Троцкий хотел бы ограничиться дискуссией внутри партии, чтобы убедить её в  не-марксизме Сталина. Троцкий упрекал Бухарина, что тот мирится с полицейским режимом внутри партии, что члены партии боятся выступать даже против хозяйственных преступлений некоторых сановников. Как видно из книги Троцковго "Портреты революционеров" (М., 1991), Троцкий звал Бухарина расследовать конкретные случаи, чтобы иметь возможность потребовать демократизации партийного режима. Бухарин отмолчался. Почему ?

  Надо думать, Бухарин не хуже Троцкого знал о злоупотреблениях в гос. аппарате. Он тоже хотел бы больше  гласности (для себя) и большей ответственности для зарвавшихся чинуш. Но он боялся последствий. Ведь если  "открыть клапаны", то народ быстро убедится, что новые властители управляют страной плохо, а    по своим моральным качествам они не лучше старых.  Дискуссия  же внутри партии откроет, что партия  действует "не по" Марксу (или "не совсем по" Марксу), и внесёт в партию  расстройство. Ибо выяснится, что Партия рассчитывает  не на один пролетариат. а на Пролетариат + Крестьянство. Поскольку (как считалось) у Маркса "этого  нет", возникнет неизбежный вопрос "Куда мы идём?", и "Зачем была совершена Революция?". . Затрагивать авторитет Маркса никто бы не решился.  Маркс был Священной Коровой РСФСР, а затем СССР. Публично выявить, что руководители СССР "отступают от Маркса" , значило порушить официальную идеологию. Поэтому бороться за демократизацию партии Бухарин не стал.

   Раскрывать свои карты Троцкому Бцхарин тоже не стал. Троцкий был ортодоксом, и варианта Пролетариат+Крестьянство  не признавал. Попытка просветить его насчёт замысла дуумвиров (привлечь к Революции крестьянство за рубежом), только убедила бы Троцкого в их отступлении от Марксизма  и в своей правоте.

     Троцкий был плохим политиком. Он оставался в неведении относительно . действительных агрессивных целей  (по отношению к внешнему миру) своих политических и личных врагов. Он напрасно выходил из себя,  обвиняя их в национальной узости, провинциализме, потере революционности и прочих антимарксистских грехах. Его борьба со Сталиным на почве толкования Марксизма мало волновало кого за пределами узкого круга почитателей Маркса. (Писал же Маяковский не очень почтительно: "На стене росла у Маркса под Толстого борода" - о скучных лекциях Луначарского).  

Историческая ирония состоит в  в том, что Троцкий плохо знал Маркса. У Маркса при желании можно найти оправдание чего-угодно. В переписке с Верой Засулич он признавал возможность перехода России к социализму на основе крестьянской общины. Об этом же он вместе с Энгельсом заявил - по просьбе той же Засулич -  в предисловии ко  второму изданию русского перевода "Коммунистического  манифеста". . . Ортодокс Троцкий напрасно клялся Марксом. Менее  образованный Сталин оказался лучшим марксистом, чем Троцкий.

  Другое дело, что Марксизм, в любых своих обличьях, обернулся для России-СССР трагедиями, которых до того не знала история многомиллионного народа. Марксизм (или его дополненная Сталиным-Бухариным версия) , поскольку  он  был  внедрен  в гос. политику, повлек за собой бесчисленные жертвы и потери. Этот исторический феномен дробления костей миллионам и десяткам миллионов людей на основе дурной идеологии ещё ждёт своего осмысления.

----------------------------------------------------------------------------

Почему Меркадер в 1940 г. убил Троцкого в Мексике?  - Потому что  среди  поклонников Сталина негласно ходила идея о  . целесообразности, пользе и необходимости такого рода убийств. "Товарищ Сталин готовит Мировую революцию, и знает, как её совершить. Троцкий же не просто путается в ногах. Он порочит Сталина, объявляет себя единственным правоверным марксистом и тянет одеяло на себя. Он организует 1У Интернационал, мешающий курсу тов. Сталина. Почему проиграла Коммунистическая революция в Испании ? _ Потому что марксисты в Испании оказались расколоты. Троцкисты не желали слушать русских товарищей, действовали самовольно,  а то и предательски. Как же можно терпеть такую гниду?"  Так думал не один Меркадер.