ЗАКАТА ТИХОЕ СИЯНЬЕ

На модерации Отложенный   Слово Матери Божией о безсмертии души человеческой и о духовном смысле её земного бытия

Заката тихое сиянье,

Венец безоблачного дня, -

Не ты ли нам знаменованье

Иной ступени бытия?..

Взор очарованный трепещет

Пред угасанием твоим,

Но разгорается и блещет

Всё ярче звёздный мир над ним.

А.Н.Майков

Человек рождается в этом мире, живёт, радуется и страдает, трудится и любит, взрослеет, и когда-то жизнь его подходит к роковой черте, за которой душу принимает в Свои Вечные Обители Всевышний Творец. Человек встречается со смертью: он покидает земной мир, оставляя тело, свою бренную оболочку, во прахе, расставаясь с тленным разумом и облекаясь в нетленный дух.

Все люди, приходящие в земной мир, задаются вопросом: что же такое смерть? Откуда прилетает эта вестница? Что несёт она в себе? Многие со страхом и ужасом ожидают грядущую кончину, как могут оттягивают день Суда Господнего, но сколько бы человек ни бежал от Воли Божией, она неизбежно настигает его, крыла смерти прикасаются к челу, сердце чувствует колокольный звон, доносящийся издалека – и дух трепещет, приближаясь к воротам неведомого человеку мира. Но только земному временному человеку этот мир представляется непостижимой загадкой, раскрыть которую и подняться над которой, по мнению разума, не в силах никто. Вечный же дух, безсмертная душа, искра Божества, знает тайну рождения и смерти, ибо тайна сия есть Жизнь Воли Божией, а Воля Творца – Священный Океан Бытия для всякой святой души.

Жизнь и смерть всегда ходят по миру рука об руку. Они – две сестры одного начала и служат Велению Бога-Отца. Великий Смысл Божественного замысла скрывается в самой смерти, и не надо её бояться; нужно спокойно относиться к ней, как к грядущей неизбежности, перед которой все души равны; и нужно учиться правильно принимать смерть свою, как доброго друга, с приходом которого перед душою открываются новые горизонты и сферы бытия.

Заката тихое сиянье,

Венец безоблачного дня, -

Не ты ли нам знаменованье

Иной ступени бытия?..

- вопрошает поэт и сам же отвечает:

Взор очарованный трепещет

Пред угасанием твоим,

Но разгорается и блещет

Всё ярче звёздный мир над ним…

Земного, бедного сознанья

Угаснут бледные лучи, -

Но в наступающей ночи

Лишь перерыв существованья:

От уз освобождённый дух

Первоначальный образ примет,

И с вечных тайн пред ним подымет

Завесу Смерть, как старый друг,

И возвратит ему прозренье,

Сквозь все преграды вещества,

Во всё духовное в творенье,

О чём в телесном заключенье

Он и мечтать дерзал едва…

Приходит к человеку смерть – и открываются перед ним все тайны мироздания, человек обретает утерянное Прозрение; без всяких преград он воспринимает духовное в творении Божием и познаёт себя. Умирая для земли, человек воскресает для Вечности: с его душой свершается тот самый Суд, о котором уже не один век говорит Христианство, - душа приносит плод жизни своей пред Очи Господа Бога, и Господь, как единственный Спаситель всех душ Творца, принимает всё благо жизненных плодов в Сердце Своё, сбирает все искры Вечности в огонь неугасимый и преображает трудящихся душ, вливая в их сердца пламень Своей Веры, Надежды и Любви. Души поднимаются на новую ступень бытия, обогащённые жизненным опытом; в трудах небесных они готовятся к новому воплощению на земле, к новым подвигам, к новой учёбе, к новому служению.

Сегодня мы с вами не первые подходим к пограничному камню, рекущему о высоком предназначении смерти. Сколько человек жил на земле – столько и задавал себе вопрос: что такое смерть и зачем она нужна?

Размышления праведников, богатый жизненный опыт добрых людей, прозрения мыслителей легли в копилку мудрости человеческой. Обратитесь к ней – и вы обретёте новые ответы на вопрос всех времён; ваши скромные познания очень обогатятся и вы много спокойнее будете относиться к смерти, видя в ней лишь «перерыв существованья», а не полное прекращение всякой жизни.

Давайте внимательно вглядимся в Буквы Святого Писания, оставленного на земле Памятью о Небесах, - Я по-новому прочту Заветные Слова о Тайне жизни и смерти, а вы, водя пальчиком по Вечным Буквам, да уверуете в духовное бессмертие и сами найдёте ответ на этот важный вопрос.

Каждый из вас должен готовиться к уходу из земной жизни. Люди трудно примиряются с неизбежностью своего земного конца: разум противится Божественному Закону, плоть увлекается разумом и съёживается перед Велением Свыше, вся объятая страхом.

Жизнь боящегося человека или пребывающего в полном забвении (есть ведь и такие, кто не желает задумываться о смерти, опять же находясь под воздействием страха), безплодна – не видя главной точки своего пути человек бредёт по жизни наощупку, блуждает и ошибается, теряя покой, благость и чувствование жизни.

Русский философ Иван Ильин, размышляя над этим же вопросом, пришёл к пониманию того, что «человек должен примириться со смертью и включить её в свою жизнь». «Включить в свою жизнь?» - удивляется земной разум. – «Да!» - утверждает философ. И вот почему: «в смерти есть нечто благостное, прощающее, исцеляющее. Смерть приходит, как избавительница и целительница. Милостиво укроет своим покровом; даст прощение и отпуск; откроет новые, лучшие возможности. А человек примет от неё свободу и, ободрённый ею, начнёт восхождение к высшей гармонии».

Смерть естественна, и она так нужна для эволюции человека. Душа его эволюционирует, находится в постоянном развитии, в движении вперёд, к Свету Истины. Душа безсмертна и вечна, как вечен и непреходящ Дух Божий. Изойдя из Недра Отчего в виде малой искры Бытия, душа погружается в земной мир; обретает здесь для себя форму; над головой души простирает свой покров время. Зачем это всё необходимо душе? – неужели небожительница, творение Рук Божиих нуждается в сошествии на землю? Разве душа не совершенна, как совершен Дух, создавший её?

Да, душа совершенна, но Полнота Духа Божия сокрыта внутрь неё, как Жизнь Вечная, и к Жизни Вечной ещё нужно прийти. Не сразу созревает Семя в глубинах земли, не сразу человек становится совершенным. Он проходит через тысячелетия, прорывается из глубин земли через плотные оболочки временного круга и свободным выходит из всех зримых плотских форм, достигая Врат Блаженства.

За одну человеческую жизнь душа не сможет воплотить Высший Замысел Творца – Идея Божия не может реализоваться за какие-то сто лет. Для воплощения ей нужны миллионы лет, и все они даются святой душе для жизни. Теперь представьте следующее: душа родилась на земле, обрела для себя физическое тело, органично вошла в земную природу и стала её частичкой. Проходит какое-то время – душа сознательно уже вступает в путь становления своего, из множества земных стезей она избирает свою, руководствуясь внутренним чувствованием. В этой стезе душа совершенствуется, раскрывает свои духовные способности и таланты, одним словом, растёт как Слово Творца. Но ведь душа представляет из себя Полноту Божественной Мысли, а Мысль сия состоит из множества Слов. Проявиться в Силе всех Слов мироздания за одну земную жизнь душа не может. Дай Бог ей хорошо прожить в одном имени, наполнить Светом одно Слово, вырастить один цельный Плод Бытия. Наступает земной конец её пути – и Слово, дарованное ей как Семя на определённое время, становится жизненным Плодом, и душа приносит его перед Тем, в Чьих Руках находятся все Нити Жизни. Она склоняется пред Всевышним, вносит в Сокровищницу Его свою малую или большую лепту. А перед душою уже раскрываются новые горизонты: ей должно будет воплотить в своей жизни новое Слово. И в этом Суть Закона Бытия!

Душа безсмертна, духовна и безгранична, она пребывает в постоянном движении, как и Творец всего сущего. Душа есть творческая энергия, которая, попадая в земные пределы, творит тело и учится господствовать над ним. Не тело, не временный земной разум, владычествуют над Божественной душой, но она сама – искра от Великого Премудрого Огня, частичка Божества – должна подняться над всем тленным и жизнию своею явить земле Образ Совершенства и Красоты. По словам И.Ильина: «Человек предназначен к единству и призван быть живою и творческою целокупностью. Дух человека, эта творческая искра Бога, призван к тому, чтобы пронизать душу и прожечь тело, превратить и тело и душу в своё орудие и в свой символ, очистить их от мёртвого бремени и художественно преобразить их».

Духом определяется сущность человеческого бытия. И верующий в сие, прозревший и увидевший очевидность своего духовного безсмертия, блажен, ибо, живя на земле, он свободен от страха смерти и весь, без остатка, отдаётся полноценной радостной жизни. Как един Бог во многих лицах и ипостасях Своих, так и человеку, творению Божию, созданному по Образу и Подобию Всевышнего, должно через великое многообразие форм бытия прийти к Единой Гармонии, к творческой целокупности, имя которой Божество.

В душе должно проявиться во всей силе изначального духа своего её живое я, и всё сущее в мироздании, равно принадлежащее и к земной, и к Небесной природе, равно должно притечь и прилепиться к Животворящей Святыне Духа. Вот Высшая Цель Идеи Бытия и к постижению её нужно стремиться всем душам. Прозрение и видение цели пути своего, понимание того, что жизнь – это счастье и дар Божий, а смерть – это не наказание, но великое Блаженство и восхождение на новые ступени эволюционного развития, вселяют в душу жизненные силы, и она с полной отдачей трудится на своём месте, в своём земном имени, под Небесной звездой.

…жизнь – не сон, не сновиденье,

Нет! – это пламенник святой,

Мне озаривший на мгновенье

Мир и небесный, и земной,

И смерть – не миг уничтоженья

Во мне того живого я,

А новый шаг и восхожденье

Всё к высшим сферам бытия! – писал поэт. Как созвучны его крылатые строки с теми мыслями, к которым сейчас подвожу вас Я! Принимая таинство смерти в жизнь свою, человек становится взыскательнее к себе – его жизнь озаряется Лучами Божественной Правды и всё новые непреходящие ценности обретает он. Человеку нужно понять, что для Господа важна не длина, а глубина жизни. Можно прожить на земле сто лет, но так и не нажить ума, не принести ничего доброго своим близким, ничем не порадовать окружающих. Сколько жизней-пустоцветов известны истории! А можно прожить двадцать, тридцать, сорок лет… и оставить после себя глубокий след, который станет для потомков кладезем мудрости, праведности и чистоты.

Возьмите, к примеру, жизнь А.С.Пушкина. Тридцать семь лет было поэту, когда он встретился со смертью. Много это или мало? Смотря по каким меркам судить. Если по протяжённости человеческой жизни - то мало. А если по глубине её – то неизмеримо много. Тридцатисемилетняя жизнь поэта равняется нескольким сотням человеческих лет, настолько она была насыщенной и плодотворной. Многие говорят: «Как жаль, что Пушкин так рано покинул нас! Сколько бы доброго и гениального он мог ещё написать!» Но ведь есть Высшая Воля Творца, и Ему с Небес виднее, чем вам, живущим на земле, в узких границах разума. Пушкин исполнил свой долг – долг человека, русского до глубин сердца своего, долг писателя и поэта, общественного деятеля и тонкого знатока мира Прекрасного. И человечеству ещё долго не постичь во всей полноте то духовное наследие Пушкина, которое он оставил для потомков, и не раскрыть безчисленные тайны его живой поэзии. Так мало ли лет прожил на земле А.С.Пушкин, если он сумел после себя оставить такое богатое наследие? Ответ однозначен: жизнь поэта измеряется духовной глубиной, и благодаря этой глубине она велика.

Как свидетельствовал Леонардо да Винчи: «Жизнь, хорошо прожитая, - долгая жизнь». Стремитесь же к тому, чтобы хорошо прожить свою жизнь, обращая во благо ежию минуту бытия. Нужно учиться жить полнокровно и насыщенно в тот час, который явлен тебе часом Воли Божией, и не пускать дни и года свои на ветер. Марк Аврелий говорил, что нужно жить так, «как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».

А как часто люди не задумываются над смыслом бытия, не видят цели жизни своей: прожигают жизнь свою в молодости и думают, что впереди ещё огромный путь, и они ещё возьмут своё от жизни. Но смерть пролетает по-над миром, и кого в следующий момент коснутся её крыла? Быть может, ею будет отмечен человек, промотавший Божии таланты, живущий призрачной надеждой на далёкое будущее? С чем он предстанет пред Господои Богом? Какую лепту внесёт в сокровищницу Вечности? – с пустыми руками придёт он к Алтарю Святому, и раскаяние, сокрушение и стыд объемлют душу его: ничего доброго он не произрастил для своего рода, никакого следа не оставил на земле. Во что придёт? Что продолжит? Что умножит в следующей жизни?

В Евангелии сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Кто собирает себе сокровище на Небе? – тот, кто все дни своей жизни поверяет Господу Богу, кто без Бога ни до порога, кто послушен Воле Всевышнего и в жизни своей учится Праведности. Его добрая жизнь становится нетленным сокровищем, которое не в силах отнять ни воры, ни разбойники. Что человек выращивает внутрь себя, будучи на земле, с тем он и перейдёт на новую ступень бытия: добро и святость возвысят его дух в Райские Чертоги, а зло и лукавство приведут его к Купели Покаяния, и в душевных страданиях, в труде, очистится тело человека от всего нечистого, и только после этого он будет удостоен счастья узреть в сердце своём Лик Господа и принять из Рук Его новое служение.

Издревле русский человек знал, что к смерти надо готовиться с рождения, - и приготовлял себя. Он руководствовался простой мудростью, но какая глубина мысли сокрыта в ней. Вслушайтесь только в русскую пословицу: «Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить». Живущий по слову её не даром проводит дни свои на земле: он трудится ради будущего, и после него остаётся на земле добрая память.

Вы, должно быть, с детства помните стихотворение «Вишенка» - старую-старую сказку о старике, посадившем вишенку не ради славы, а ради счастия людского. О чём мечтает он, держа в руках хрупкое деревце?

Пусть растёт большая-пребольшая,

Пусть идёт и вширь и в высоту,

И дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени её прилягут,

Отдохнут в прохладе, тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят – экая досада –

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят – не вспоминай, не надо –

Всё равно я вишню посажу!

Старичок спокойно говорит о приближающемся конце – он уже предчувствует дыхание смерти. И всё сильнее в сердце его отзываются струны служения ближнему. Душа всё лучше осознаёт, что скоро прекратится её жизнь на земле, и тело физическое ляжет во прах, а дух взметнётся в Чертоги Блаженства для того, чтобы наполниться новой Жизненной Силой и опять вернуться на свою трудовую ниву – на земле. И вернуться на неё надо радостно, а радость там, где есть твоя жизнь, где есть след, оставленный тобою. Память – вот что помогает человеку жить и в земных веках. Памятью он спасается и возрождается. Так надо стараться, чтобы о вас была оставлена на земле добрая память, чтобы никто не помянул вас словом худым. Причём, имя ваше может забыться, но вот дела ваши не сотрутся из памяти народной и вы будете блаженны своим трудом.

Трудитесь постоянно, не покладая рук своих, находите в работе, в движении, в совершенствовании радость жизни. Как говорил Овидий: «Я хочу, чтобы смерть меня застигла посреди трудов». А Я говорю вам ещё: желайте встретить смерть полноценными плодами жизни своей. Старайтесь доводить дело до конца, ведь неизвестно, когда ударит колокол и призовёт вас на Вечный Суд. Подходит день к своему концу – возрадуйтесь, если в ваших руках покоится зрелый плод, пусть совсем маленький, но полноценный, в котором лежит вся полнота вашей жизни. А если вы не вырастили плод, если он не дозрел в вашем саду, задумайтесь, а что вам надлежит сделать, дабы порадовать Творца своего зрелым плодом, и сразу же входите в новый труд – достигайте в каждом дне Высшей Цели Бытия, стремитесь каждым днём оставить после себя добрую память.

И не уставайте повторять Слова Молитв Святых, помогающих вам «свершить на земле своё предназначенье», а затем «воспринять в иных мирах и высшей Тайны откровенье». Не надо бояться смерти. Стремитесь к святости, а для святого смерть – блаженство, награда за жизнь святую.

Страх смерти рождается в земном начале, в пределах разума тленного. Страх появляется от неведения, когда люди «принимают за жизнь одну маленькую… ограниченную часть её». Вы же знаете теперь, что жизнь вечна, и она не обрывается с земным концом человека. Разрушаются его телесные органы – «то стекло, через которое он смотрел в мир». Но остаётся око ведения – дух и жизнь, душа Божественная, искра Вечности, а значит жизнь продолжается.

Губят себя те, кто подвержен постоянному страху исчезнуть с лица земли: они лишают себя покоя, заражаются тревожностью, становятся ограниченными, суеверными созданиями. Какое жалкое существование влачат они под ярмом земного страха! Все Блаженства Жизни закрыты от них.

«Чем меньше страха смерти, тем больше свободы, спокойствия, сознания могущества духа и радости жизни. При полном освобождении от этого страха, при полном сознании единства жизни этой с бесконечной истиной должно быть полное, ничем не нарушимое спокойствие». Это мысли Л.Н Толстого. Нужно победить страх и подняться над ним в силе Веры Живой. Только Вера в Волю Божию спасает от страха. Блаженна душа, которая на всех перекрестьях жизненного пути говорит себе: «Господь так Благ и Милостив! Воля Его не знает границ! Всевышний печётся обо мне как о своём любимом дитяти, и мне ли не веровать в Любовь Его?! Он мне даровал рождение на земле – Он Сам ведёт меня по жизни к постижению Истины. Придёт мой срок – и смерть призовёт меня на Суд Божий. И рождение, и жизнь, и смерть даются человеку Волей Творца, а значит, они равно несут в себе Благо. Господи! Научи же меня видеть Волю Твою Святую, и быть послушным Ей. Научи не роптать на Любовь Твою, но с полной Верой принимать всё явленное ко мне, как наивысшую Милость Твою!»

Вера рождает в сердце души око ведения; человек умудряется, он видит и понимает, что смерть сопровождает его на всех стезях бытия, что не однажды он встречается с нею – смерть, как и жизнь, всегда рядом с человеком, она шествует вместе с ним по миру, держа в руках весы правосудия.

Разве мало тому примеров в природе? Умирает семя в земле, а восстаёт, возрождается древом плодоносящим; как сказано об этом в Евангелии от Иоанна: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». А таинственное превращение гусеницы в бабочку: одна умирает – другая возрождается и новой красотой врывается в мир.

А человек - на протяжении своей жизни он постоянно преображается, возрождается: умирает дитя – рождается юноша, умирает юноша – рождается муж, умирает муж – рождается старец. Сила всех возрастов сохраняется в сердце, в копилке духовного опыта души, - и детство, и отрочество, и юность, и пора возмужания, - а формы, исчерпавшие себя, умирают, уступая место новым.

А сколько раз в день вы то рождаетесь, то умираете, то воскресаете вновь! Зародилась в сердце вашем Любовь – пойте и хвалите Господа Неба и Земли: вы рождаетесь к совершению нового шага, теперь сия Любовь будет расти и крепнуть в вас. Угасло в вас желание, умерло – молитесь опять же к Господу и благодарите Его, если ваше желание было неправедным: вы погребаете тление ради рождения Вечного; но если в вас умерло доброе желание, плачьте и сокрушайтесь, и ищите Милость Божию: искра желания Святого не погибла, она лишь восхитилась на Небеса в свой Исток, и вы, если приложите старания, обязательно испытаете вновь радость рождения в себе Светлого желания.

Некоторые люди представляют из себя настоящих мертвецов – в них мёртво всё: мысли, желания, поступки. А они полагают, что живут, и панически боятся смерти. Видите, какое безрассудство: люди боятся того, что надо благословлять, и прилепляются к тому, от чего надо бежать как от рабства плоти.

Старайтесь всю свою жизнь направить в поток Вечного Движения, чтобы в вас ежедневно рождались Святые искры Творчества и Вдохновения, и отходило бы к своему концу всё неправедное, место чего во прахе земном.

Пусть Слово Моё поможет вам пробудиться, если вы до сего дня спали мёртвым сном, - пробудиться к Новой Жизни. Пусть оно направит стопы ваши на прямую дорогу Правды Господней, и вы день за днём будете искать живые ответы на возникающие в вас вопросы, чтобы жизнь постоянно струилась в ваших венах, оживотворяя собою всё ваше естество.

Как бы ни угасало и ни слабело ваше физическое тело к концу земного пути, храните силу духа. В угасающем теле может и должен возродиться дух. Дух есть Сила Вечности. Духом человек восхищается на Небеса. Кроме того, смерть нужно встретить достойно, а для этого нужны очень большие духовные силы.

Вспомните Андрея Болконского, героя романа «Война и мир». В минуту смертельной опасности, когда рядом с ним вертелась чёрная граната, он не пал на землю от страха, ибо честь офицера не позволяла ему так унизиться. И хотя в душе поднималось страстное желание жить и любить эту землю, он помнил ещё и о том, что на него смотрят глаза людей, глаза его солдат; с кого им брать духовный пример, как не со своего офицера?

А разве не пример для всех смертных последний час Сократа? Критон предложил ему бежать из тюрьмы, пообещав всё устроить лучшим образом. Но Сократ, сознавая своё неумирающее начало, отверг это предложение и предпочёл встретить смерть с поднятой головой, со спокойной совестью и чистым сердцем. В последние минуты перед физической кончиной он сердечно благодарит служителя, подносящего ему в чаше яд, по-доброму прощается с ним. И весело, без малейшего страха, молясь богам о том, чтобы переселение его совершилось благополучно, выпивает чашу до дна. И ещё находит силы успокоить учеников своих, рыдающих над ним.

Прочтите рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи» - и здесь вы опять же найдёте образец стойкости духа и Веры в безсмертие своей души. Героиня этого рассказа – простая деревенская девушка Лукерья, рано состарившаяся и усохшая от тяжёлой болезни. Бывшая когда-то первой красавицей на деревне, плясуньей и хохотуньей, она так и не узнала счастья супружеской жизни, ибо нечаянно-неожиданно оказалась на одре болезни. Целыми днями она лежит в сарайчике, когда забегут к ней люди, поговорят, помогут чем, а Лукерья им подарит свет своих больших исстрадавшихся глаз, в которых, несмотря ни на какие муки, теплится любовь к жизни.

В сердце её нет ни хулы, ни озлобления против Бога; всё случившееся с нею она воспринимает как Милость Божию, как неизбежность, в которой нужно сохранить силу духа и остаться человеком.

Когда ей во сне является смерть, Лукерья с радостью бросается к ней навстречу, крестясь в ожидании заветного часа. Но смерть не принимает Лукерью, и та грустит. «Возьми меня, матушка, голубушка, возьми!» - говорит она, но смерть наставляет душу, назначает ей свой час. И опять Лукерья ждёт терпеливо обещанного Небесами, а пока ждёт – прозревает и умудряется: являются к ней родные её, кланяются до земли да говорят в ответ на удивление дочери: «Затем мы тебе кланяемся, что ты на сём свете много мучаешься, и не одну свою душеньку ты облегчила, но и с нас большую тягу сняла. И нам на том свете стало много способнее. Со своими грехами ты уже покончила, теперь наши грехи побеждаешь».

Своим терпением она не гордится. А кротко говорит: «Какое такое моё терпение? Вот Симеона Столпника терпение было, точно, великое: тридцать лет на столбу простоял! А другой угодник себя в землю зарыть велел по самую грудь, и муравьи ему лицо ели…» и всем она довольна, и ничего ей не нужно, живёт дочь Божия Лукерья в умилении и ещё находит силы просить да молиться за крестьян здешних.

Вот как достойно можно подходить к своему смертному часу, побеждая не только свои, но и родовые грехи. Свят и праведен тот человек, который в последний свой час на земле повторяет подвиг Христа и вслед за ним говорит: «Отче! Прости им, ибо не знают что делают». Простить людей, отпустить им все грехи – это значит освободиться от ненависти и вверить свой дух в Руки Отца Небесного. И умирающему важно совершить это Святое Прощение.

В последние дни своей жизни перед его мысленным взором проносится вся его жизнь со всеми радостями и ошибками. Человек заново переживает когда-то происходящее с ним, и уже с новой ступени бытия взирает на самого себя. И.А.Ильин так писал об этих минутах: «Ужасные минуты. Благословенные дни. Тогда смерть, как некий Божий посол, судит нашу жизнь. И вся наша жизнь проносится перед нашим душевным взором, как на молниеносном параде. И всё, что в ней было верного и благого, всё, чем на самом деле стоит жить, - всё утверждается как подлинная реальность, всё возносится в сиянии; а всё, что было мелко, ложно и пошло, - всё сокрушается и посрамляется. И тогда человек проклинает всю эту ложь и пошлость и судит себя, как растратчика сил и глупого мота. Зато – как он радуется всему верному и подлинному, и сам не понимает, как это он мог жить доселе чем-нибудь иным».

Это прозрение посещало и Андрея Болконского, который в сиянии смерти понял, почему ему мучительно жаль расставаться с жизнью. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив», - говорит он себе. Только в смертный час он увидел, что в жизни ему не хватало Любви, и что без Любви вся его жизнь теряет всякий смысл. С этим откровением душа и войдёт в Небесные Покои, окунётся в Купель Покаяния и возродится для новой жизни, испросив Прощения у Господа.

Это прозрение происходит у всех людей: но одни явственно видят, в какую сторону им теперь нужно идти, как продолжать жизнь свою; они честны перед собой и пред Господом. А другие, малодушные и безверные, не всегда могут примириться с тем, что жизнь промотана ими и ничего-то они не оставили после себя на земле. И даже в эти решительные минуты они закрывают глаза на Правду Божию, лишая себя последней земной милости.

Не следует бояться судьбоносного видения: вся ваша жизнь открывается перед вами, дабы вы переродились в последний миг своей земной жизни, ведь этот миг стоит несколько десятилетий. Человек мог грешить всю жизнь, а в последний миг на кресте раскаяться, как то сделал разбойник, умоливший Иисуса Христа помянуть имя его по пришествии в Царствие Небесное, - и всё искривленное им распрямится в этот последний миг, и человек обретёт Надежду на Спасение.

Полезно в это время жить стремлением оставить после себя добрую память, причём хорошо, если в этом стремлении не будет и капли корысти. Иные люди, узнавшие о том, что жизнь их на земле будет продолжаться в памяти человечества, начинают делать «добрые» дела: помогают одному, другому, но не бескорыстно, а всегда думая о своём безсмертии: мол, сейчас я сделаю человеку добро, а он мне отплатит в будущем, когда вспомнит имя моё. Знайте, что такие псевдодобрые дела не сохраняются в памяти народной, их век недолог, ибо рождённое в корысти в свой срок отойдёт во прах, а память о корыстолюбце истлеет.

Лучше делать добро, не думая о том, что тебе за него воздастся. Дышать воздухом Добротолюбия – это уже великое счастье и радость. Цените его, не омрачайте последние дни жизни своей худыми думами, побеждайте их, усмиряйте страсти и возноситесь над плотью. Ваш путь приблизился к Вратам Рая и очи всего Неба зорко смотрят на вас.

Наполните это время Молитвенными Песнопениями. Молитвы не только успокаивают душу и вселяют в сердце уверенность в будущее. Они ещё являются крылами души, расстающейся с земным миром. И той душе, которая вырастила для себя эти белые крыла, уходить в край Отца Небесного гораздо легче, чем той душе, которая пронизана духом материализма и не верит в Силу Молитвы, или той душе, которая не видит в ней Очищающей Силы.

Оставляющий этот мир должен оставить своим друзьям, близким и родным духовное завещание. Исполняя его, они будут уготовлять землю для рождения души на земле, ведь в следующий раз душа придёт на землю в область, которая хранит память о ней. А хранят память люди. Пусть ваше завещание будет немногословным: в многословии кроется грех. Вам завещание нужно ещё и для того, чтобы легко уйти с земли на небеса: вы оставили после себя завет родным, и этот завет стал вашим последним жизненным вздохом перед Лицом Божиим.

Пред Богом слов не надо много,

Душевный вздох к Нему дорога,

Он Сам её нам проложил.

Ваше завещание должно служить людям во имя Господа. И пусть лучшим образцом духовного завещания станет для вас Слово Иисуса Христа, оставленное Им для всех вас на земле.

Вот так чисто и светло нужно расставаться с землёй, нимало не сожалея об этом, но радостно устремляясь к Небесам. А как же следует провожать человека в мир иной? Ведь здесь нужна тоже особая наука. Человеку, который лежит на смертном одре и видит перед собой всё мироздание без границ, да и себя ощущает всё более свободной душой, которая вот-вот расстанется с телом плоти и воспарит к горе, бывает легче принять свой конец, нежели тем, кто окружает его и смотрит на происходящее со страхом, рыдает и горюет, теряя родного человека.

Земное сознание не может принять мысль о безсмертии души. «Безсмертие – это, конечно, хорошо! – говорят неверующие. – Но что нам пользы с того? Было бы лучше, если бы человек остался сейчас рядом с нами. Он рядом – и мы верим в жизнь. Но его нет – и вера наша пропадает, ведь как можно верить в незримое, в неощутимое, в нереальное?»

Да, душа незрима и неощутима земному разуму, но она реальна, как реален Бог – Создатель всего сущего в мироздании. Душа прощается с своим земным домом, покидает его, и дом – её физическое тело – распадается до первоначальных клеточек в недрах земли. А душа продолжает жить. Физическое тело ещё не истлело в земле, а душа вновь воплощается и обретает для себя новую плоть, строит новое жилище своё.

В Волю Божию можно только верить: её не пощупаешь руками, а сердцем к ней прикоснуться можно. Разве вас не наполняет верой тот факт, что все живущие на земле люди рано или поздно встречались со смертью, а потом вновь являлись в мир во всей полноте своего жизненного опыта? Нужно учиться спокойно, с Верой в Волю Божию, провожать уходящих в мир иной – ваши слёзы и стенания притягивают душу к себе, и ей гораздо труднее расставаться с землёй.

Как умирающему нужно пребывать в творении добрых дел, оставляющих память, в Прощении и в Молитвах, так и вам следует, во-первых, простить умирающему все его грехи, если таковые у него есть, снять все его прегрешения со своей памяти и вспомнить всё хорошее, когда-либо совершённое им. Ваши добрые воспоминания о человеке помогут ему на Господнем Суде. И ещё ему помогут ваши Молитвы. Непрестанно молитесь за него Отцу Небесному, Матери Божией, всем святым, чтобы переход в мир иной произошёл благополучно, чтобы душа как можно лучше очистилась в Купели Покаяния и, прозревшая, соединилась со своим Богом.

Будьте внимательны к своей душе, когда рядом с вами проходит смерть, принимая из рук жизни ещё одну душу. Ведь смерть другого человека – для вас есть ещё одна возможность пересмотреть свою жизнь и ответить на вопрос: «А каким , с чем я подойду к Алтарю Божества, когда придёт мой смертный час? Достойно ли я живу? Есть ли у меня добрый Плод, который будет свидетельствовать обо мне пред Лицем Божиим?» Через смерть другого вы обретаете Надежду на Покаяние – вы можете обновиться и коренным образом изменить свою жизнь. Не упустите решающего часа!

Кроме того, умирающий человек предстоит Лицу Божию, и хотя вы не видите явно этого духовного акта, не чувствовать его вы не можете. Пребудьте в Тишине, обратитесь все во слух – Господь приблизился к земле, Он принимает на Руки Свои душу святую, и вы через это деяние многому можете научиться.

Неслышный входит.

Весь - сиянье.

С крестом, поправшим Смерть и тлен;

В раскрытой книге – начертанье

Святых евангельских письмен;

Глубокий взор помалу светом

Охватит внутрь всего тебя,

И ты, прозрев во свете этом,

Осудишь сам уже себя,

И сам почуешь, что в паденье

Твоей мятущейся души

Одно ей жизнь и воскресенье –

Его: «Иди и не греши!»

Ради этого каждый человек и встречается со смертью на земле. Иди и не греши, если ты прозрел хотя бы на одно мгновение! Твори жизнь свою заново, переписывай её и старайся, чтобы письмена жизни твоей соответствовали Святым Письменам Спасителя. Тогда и смерть ты встретишь достойно, и земля радостно отпустит тебя в Небесные Обители.

Путь обновления – переход в мир иной – не происходит в несколько земных часов и дней. У Бога нет времени, а вот для земли существуют свои временные пределы. И принято отмечать дни поминовения умерших: в третий день по смерти человека близкие его вспоминают трёхдневное Воскресение Иисуса Христа и обращают свои Молитвы к Спасителю, дабы Он воскресил душу умершего и помог ей соединиться со своим нетленным Источием.

В девятый день близкие посылают к Небесам новые Молитвы за оставившего землю, в знак того, что он прошёл через девять Небесных Сфер и встретился с девятью ангельскими чинами. Это всё ступени покаяния души, время её расставания со всем выращенным на земле. Душа проходит через все ангельские царства, и, будучи изначала нетленным Словом, всё более проявляется в Силе этого Слова. Всё наносное, закрывающее собою тело Вечности, очищается в ангельском огне, а всё достойное Святого имени человек концентрируется в сердце души в виде её жизненного Плода.

Это большой труд, и трудясь в Купели Покаяния, душа приближает не только своё Спасение, она трудится ради Спасения рода своего, а значит, ради вас, ещё живущих на земле. Цените же этот труд и Молитвами своими возблагодарите душу вечного труженика. Как на Небесах собирается всё добро её, так и на земле вам следует в сердцах своих собирать все добрые воспоминания об этой душе – пусть Плод жизни её зреет как на Небесах, так и на земле.

К сороковому дню душа готова ко Сретенью с Господом Богом своим. Она потрудилась в Небесных Обителях, и плод жизни её созрел. Теперь время подойти к Алтарю Славы Господней с Плодом жизни своей и воспеть Славу Всевышнему, а из Рук Его получить новый свиток, новое Веление. И конечно все близкие умершему люди должны вместе с ним предстоять Небесному Владыке, понимая какое великое таинство свершается с его душой. Это не горе для оставшихся на земле – это великая радость: разделить с родной душой чашу Блаженства. Своими невидимыми крылами душа сия прикасается к вам, в каждое сердце влагая какой-то свой урок – свой дар, наиболее необходимый в это время вам. Сколько прозрения можете вы обрести в это время от любящей вас души – дай вам Бог услышать слова её духовного завещания, которые сейчас раскроются в совершенно ином смысле!

Через год после кончины близкого вы соберётесь все вместе, чтобы воспеть Хвалу Всевышнему: ведь Он утвердил Волю Свою Святую и родная вам душа воскресла в новой жизни. Год, прожитый на земле без близкого вам человека, подарит вам много духовных откровений. И опять повторяю вам: будьте чутки, внимательны к своей жизни, ко всем видениям и мыслям, желаниям и стремлениям своим. Помните, что вместе с вами незримо будет следовать по жизни родная вам душа, и её голос вы не раз будете слышать.

Не забывайте своих близких, всегда вспоминайте о них.

Милых, что умерли

Образы светлые

В сердце своём схорони!

Там они – ангелы

Будут хранители

В жизненных бурях тебе!

Итак, жизнь и смерть всегда неразделимы. Между землёй и Небесами проложена лестница, множеством ступеней своих связующая два мира. Вы исходите из Небесного Отечества, и рождаетесь на земле, начинается ваша новая жизнь. Она тянется вплоть до вашей земной кончины – до вашей смерти на земле. Но вы умираете на земле для того, чтобы родиться в Небесном Отечестве, чтобы услышать долгожданные слова: «Здравствуй, Моя милая душа! Вот мы и встретились с тобой!» И слова эти произнесёт Благой Господь – наша вечная Надежда и Отрада!

Хочется закончить Моё Слово строками из стихотворения К.Романова. Верой он приблизился к земной смерти, и Вера спасает его в нынешнее время.

Для духа смерти нет!

И нет для духа тленья!

И ныне и всегда бессмертен я.

Для верующих есть

Одно переселенье

Из мира тленного

В нетленье бытия.

Пусть Вера в Волю Божию сопровождает вас на всех путях жизни. Пусть спокойствие и радость воцарятся в сердцах ваших, и вы, живя настоящим, будете делать в нём всё необходимое для завтрашнего дня. Благословляю вас достойно встретить день своего земного конца и прославить Господа Бога своим новым небесным рождением! Аминь!

(принято пророком в 2009 году)