Польский Макаренко




Януш Корчак
В этом году исполняется семьдесят лет со дня гибели выдающегося польского педагога, писателя, врача Януша Корчака.
В далёком 1878 году в Варшаве, в семье преуспевающего адвоката Гольдшимита родился мальчик, которого счастливые родители в честь дедушки назвали Генриком. Счастье семьи длилось не долго. Через одиннадцать лет скоропостижно умирает глава семейства, и достаток семьи резко пошёл на убыль. Пришлось съехать с роскошной квартиры в престижном районе Варшавы и поселится в бедняцком пригороде. Будучи ещё школьником, Генрик становится опекуном матери и малолетней сестры, перебиваясь случайными заработками. Однако продолжает успешно учиться и после окончания школы поступает в медицинский институт. Учёбу он совмещает с литературной деятельностью. В двадцать лет Генрик Гольдшмит посылает на конкурс газеты «Курьер Варшавский» свою первую пьесу, взяв литературный псевдоним любимого им героя одной из книг польского писателя Ю.Крашевского, Януш Корчак. С этого времени под именем Януш Корчак выходят в свет его сказки, повести, педагогические труды. С этим именем пройдёт его яркая, сложная жизнь и с этим именем он встретит своё бессмертие.
Закончив в 1903 году медицинский институт, Януш Корчак начинает работать врачом-педиатром. Лечить приходится бедных детей, зачастую сирот. Вечерами пишет свои светлые истории и всё чаще задумывается над тяжёлой долей своих маленьких пациентов. Однако уже через год молодого врача призывают на воинскую службу на Дальний Восток, где Россия вела жестокую войну с Японией. Там его застают события первой русской революции, которую Корчак приветствует, но выступая на митинге железнодорожников, он высказывает мысль, что революцию нельзя делать, не думая о детях. Это было твёрдое убеждение человека, решившего посвятить всю свою жизнь самым маленьким и самым беззащитным гражданам своей продины.
Вернувшись в Польшу, Януш Корчак работал в летних детских колониях, активно участвовал в благотворительном «Товариществе помощи сиротам» и в 1911 году выступил основателем «Дома сирот», который просуществовал вплоть до оккупации Варшавы немецкими захватчиками.
С этого времени началась непосредственная педагогическая деятельность детского доктора Януша Корчака. Однако вскоре разразилась первая мировая война и снова призыв, и снова фронт. Но и там Корчак не забывал о своих воспитанниках. Пребывая на фронте войсковым врачом, он написал великую педагогическую книгу под названием «Как любить детей», которая была переведена на русский язык в 1924 году. Именно об этой книге Н.К. Крупская сказала: «Я думаю, что каждому педагогу необходимо прочитать книгу «Как любить детей». Это произведение не потеряло актуальности и в наши дни. Очень жаль, что не все педагоги даже догадываются о его существовании.
После войны Польша отошла от России, но проблем с детьми там было не меньше. Януш Корчак окунулся с головой в работу по спасению сирот, которые заполонили улицы городов послевоенной Польши.
В то же время в России над разрешением этой проблемы работал Антон Семёнович Макаренко – такой же неравнодушный и самоотверженный педагог. Заочно они были знакомы и высоко ценили как литературные, так и педагогические успехи друг друга. Методы воспитания у обоих воспитателей были похожи. И тот и другой верили в силу коллектива и в самоуправление.
В дополнение к уже действующему Варшавскому «Дому сирот» Корчак организовывает за городом такой же приют для сельских детей. Оба дома становятся творческой лабораторией доктора, воспитателя и писателя. Каждый воспитанник имел права и обязанности. Обязанности при этом каждый мог выбирать по своему усмотрению, но взяв, должен был выполнять их неукоснительно. Во главе стояли «Совет самоуправления» и «Товарищеский суд». Во внутреннем распорядке было много элементов игры. Было ещё много приёмов, схожих с теми, которые применял А.С.Макаренко. Это не могло не дать положительных результатов. При этом следует отметить, что Януш Корчак в отличие от своего советского коллеги мог рассчитывать только на благотворительность и милость властей. Не без труда Корчаку удалось добиться невмешательства спонсоров в распорядок дня и методы воспитания детей, которые не всем нравились.
Двадцать пять лет Януш Корчак воспитывал детей, лечил их и писал для них замечательные сказки. Его книгами зачитывались во многих странах мира. Зачитывался ими и неметкий офицер, комендант поезда, который в августе 1942 года руководил отправкой детей, согнанных со всех приютов Варшавы, в лагерь смерти Треблинку. Он узнал своего любимого писателя, сказки которого в детстве читал сам, а потом читал их своим детям.
- Доктор Корчак! - Окликнул офицер.
- Да, - обернулся худощавый невысокого роста человек, вокруг которого сгрудились перепуганные дети.
- Выходите из вагона, вы можете не ехать, - сказал офицер.
- А дети?
- Дети поедут.
- Тогда вы ошиблись, предлагая мне эту низость.
- Вы не понимаете, этот поезд идёт в один конец.
- В том-то и дело, что понимаю. Как я могу оставить своих детей? Вы же видите – они напуганы.
- Я и так рискую, отпуская вас. Используйте этот шанс, другого не будет.
- Повторяю: вы ошиблись… Не все мерзавацы в этом мире.
И уже, не обращая внимания на коменданта, он повернулся к детям и произнёс:
- Не бойтесь дети, я вас не оставлю. Хотите, я расскажу вам новую сказку?
… Поезд тронулся, увозя этого небольшого, пожилого человека с огромным добрым сердцем вместе с воспитанниками на встречу неминуемой гибели.
Так погиб детский врач, писатель и педагог Януш Корчак, оставивший после себя несколько прекрасных книг и любовь тех, кто знал его, а ещё память о человеке, всю свою жизнь, посвятившего детям.
Хочется верить, что в Варшаве, на улице Крохмальной, 92, до сих пор стоит чудом уцелевшее во время страшной войны старенькое трёхэтажное здание, в котором много лет воспитывал детей выдающийся польский педагог, на стене которого установлена скромная мемориальная доска с надписью: «Тут жил и самоотверженно работал воспитатель детей д-р Януш Корчак. Погиб смертью героя, замученный гитлеровскими фашистами…»
( При написании этой статьи использованы работы И.Неверли и Б.Чайковского)
Комментарии
Комментарий удален модератором
и лечил детей (педиатр), и писал такие(! ) книги?
А глаза у него - потрясающие!!!
2. Не требуй от ребенка платы за то, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, это и есть необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнешь.
4. Не относить к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым неуправляемым маленьким, люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком, люби не оправдавшим надежды и ожидания, скрытным, странным, несчастным взрослым... Общаясь с ним – радуйся, радуйся всегда с полным правом, потому что ребенок – это твой праздник, который пока с тобой.
Именно поэтому я переписала, напечатаю. раздам близким....
Спасибо, Владимир, за статью!
В неменее сложных условиях, чем нанешние, Корчак и Макаренко из маргиналов делали нормальных граждан своих стран. Увы, сегодня идёт обратный процесс: во всех странах из нормальных граждан делают маргиналов.
Спасибо, что здесь есть его слова
"Нельзя делать революцию. не учитывая интересы детей."
НАДО БЫ ВСЕМ ПОЛИТИКАМ знать и - исповедовать эту заповедь.
А то и революция 17-го года. и контрреволюция начала 90-х - без учёта последствий для детей.
Таких. как :
РОСТ - безотцовщины, бездомности, неприкаянности детей, их мстительности, преступности детской....
СПАД здоровья - и нравственного, и физического!
А значит. увы, и деградации народа...
Спасибо, Владимир!
Буду признательна.
Вот и кончена песня.
Вот и смолкли трещотки,
Вот и скорчено небо
В переплете решетки.
И державе своей
Под вагонную тряску
Сочиняет король
Угомонную сказку
А. Галич