Ермухамет Ертысбаев: на днях в казахстанской власти грядут серьезные перемены

Москва, 23 сентября. Советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев в интервью МТРК «Мир» рассказал, как Казахстан изменился за годы независимости, последних достижениях в борьбе с терроризмом, социальной модернизации в стране и прокомментировал последние громкие кадровые перестановки в органах власти.

- Ермухамет Кабидинович, расскажите, как за годы независимости изменился Казахстан?

- Факты можно перечислять часами, обозначу лишь основные вехи. Казахстан стал современным, независимым государством, уважаемым членом ООН и авторитетным государством не только в Центрально-Азиатском регионе, Содружестве Независимых Государств, но и во всем мире. Одно из самых главных достижений пройденного исторического пути - социальная модернизация, модернизация человеческого капитала. Наша страна в рейтинге Всемирного банка занимает 47 место в мире по ведению бизнеса. В активе Нацбанка, Национального фонда страны - почти 85 млрд долларов. Если в 1993 году ВВП на душу населения составлял 700 долларов, то сейчас показатель приблизился к 12 тысячам долларов. Такой рост не имеет аналогов. Эксперты Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, известные экономисты отмечали, что именно в нашей стране наиболее успешные рыночные реформы. Кардинально изменился и внешний облик страны. Точное визуальное представление о переменах можно было бы получить, если на кадрах кинохроник сравнить нынешнюю Астану - супергород, которым восхищается весь мир, и Целиноград (так город назывался до 1992 года).

- 12 сентября президент Нурсултан Назарбаев заявил о создании платформы евроатлантической и евразийской безопасности. Что это значит? И возможно ли тесное сотрудничество ОДКБ и НАТО?

- В 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Назарбаев выдвинул идею о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) - диалоговой площадки по выработке мер доверия. На азиатском континенте отсутствовал такой институт, сейчас в СВМДА входят почти 24 государства. Это почти 90% территории Азии. Организация уже показала свою эффективность. Предложение главы государства по объединению усилий в рамках евроатлантической и евразийской безопасности было позитивным. На протяжении 20 лет существования независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев неоднократно был инициатором идей в ключе обеспечения безопасности. Несколько лет назад он выдвинул идею о создании Антитеррористического центра. Такие страны как Афганистан, Таджикистан сталкиваются с проблемами незаконного оборота оружия, наркотиков. В этой связи объединение усилий СВМДА и скажем ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - достаточно развитый и прочный институт, который хорошо зарекомендовал себя в Европе) было бы хорошим началом. Тем более что есть много дублирующих структур. Что касается взаимного сотрудничества НАТО и ОДКБ, то это достаточно сложная тема. В XXI веке, когда накоплено столько ядерного арсенала, обычных средств вооружения, когда возникла проблема международного терроризма, вопросы безопасности и сотрудничества, назревает необходимость проведения многостороннего дипломатического форума, консультаций, взаимных рекомендаций. Эта инициатива заслуживает одобрения и поддержки, несмотря на то, что некоторые эксперты с сомнением отнеслись к этой идее с точки зрения практического воплощения.

- Недавно в пригороде Атырау прошла антитеррористическая спецоперация, в ходе которой были уничтожены четыре человека, подозреваемых в недавнем нападении на полицейских. Неделей ранее 12 сентября то же самое произошло в городе Кульсары. В стране за последние полгода в целом произошло четыре громких спецопераций. Можно ли говорить о том, что кто-то хочет раскачать ситуацию в стране?

- В классическом виде террористы имеют свою идеологическую программу. Сразу берут ответственность на себя, открыто заявляют о создании исламского государства или претендуют на часть территории. Ничего подобного в Казахстане нет. Согласно данным анализа, в основном эти террористы - бывшие либо действующие уголовные элементы. Вынужден констатировать, что, к сожалению, пенитенциарная система стала своего рода «кузницей кадров». В ходе каждой спецоперации правоохранительные органы в первую очередь предлагают бандитам сложить оружие и сдаться. В ответ на отказ начинается операция по уничтожению. Например, в Алматы несколько месяцев назад была ликвидирована бандитская группа в составе пяти человек, бандиты забаррикадировались в квартире с целым арсеналом оружия. Потом выяснилось, что во главе группы стоял уроженец Монголии, который сидел два или три года в тюрьме в колонии в Восточно-Казахстанской области. Там он и сформировал группу. После освобождения эта группировка стала заниматься грабежами, квартирными кражами, на их счету были даже убийства. К сожалению, такие факты имеют место. В Казахстане нет коллективистского терроризма, о котором говорят некоторые политологи и эксперты. Но все равно то, что происходит - это неприятная, тревожная тенденция. Однако, на мой взгляд, казахстанские правоохранительные органы справляются со своей работой. Ни одно гражданское лицо при ликвидации бандитских групп не пострадало. Наоборот, погибли некоторые сотрудники полиции. Год назад в городе Тараз Жамбылской области полицейский, спасая жизни рядовых граждан, набросился на террориста, который пытался подорвать гранату в общественном месте.

- В конце мая, когда случилась расправа на погранзаставе «Арканкерген», президент Нурсултан Назарбаев заявил сначала, что возможно речь идет о теракте. Почему все-таки возникло такое предположение?

- То, что произошло на базе «Арканкерген», из ряда вон выходящее событие. Тогда ведь были уничтожены 14 пограничников. Сейчас идет следствие. Военная прокуратура уже который месяц самым тщательным образом расследует это страшное преступление. Относительно произошедшего есть много разных точек зрения. Я бы не хотел оказывать прямое и косвенное давление на следствие. Не хотелось бы, чтобы сторонники обвиняемого обвинили меня в том, что я публично на все пространство СНГ уже подписал вердикт. Конечно, президент поначалу увидел в массовом убийстве террористический почерк. Было много предположений, в том числе, что вооруженная группа проникла с территории Китая. Через два дня Назарбаев был в КНР и официально опроверг данные о том, что имел место «внешний» след. Надеюсь, что в ближайшее время материалы следствия по громкому делу будут переданы в суд.

- Сейчас в Казахстане проходит внеочередная переаттестация сотрудников силовых ведомств. Какова цель такой тотальной проверки?

- Аттестация показала, что большинство работников правоохранительных органов в Казахстане исправно выполняют свой долг. Однако были выявлены и отдельные сотрудники, которые находятся не в ладах с законом, замечены за «крышеванием» бизнеса и т.д.

Часть работников и вовсе отказалась проходить аттестацию. Это было во всех отношениях позитивное и полезное мероприятие. Я думаю, другие страны СНГ могут взять на вооружение наш пример. Думаю, в Грузии, которая гордится своими реформами за последние пять лет, и где недавно разгорелся скандал вокруг пыток заключенных в тюрьме, этот вопрос тоже назрел.

- В июле в газете «Казахстанская правда» вышла статья Назарбаева, главный тезис которой - построение Общества Всеобщего Труда. Каковы принципы социальной модернизации? И что уже удалось сделать?

- Общество Всеобщего Труда - это антипод Общества Всеобщего Потребления. За 20 лет либеральных рыночных реформ мы сделали большой крен в эту сторону, поскольку жили в условиях тотального дефицита. Потребление стало если не стержнем, то приоритетом. Были выделены достаточно большие средства в те сферы, где была избыточная потребность и которая привлекала в эти отрасли экономики новые поколения работников, а мировой финансовый кризис, который начался в 2008 году, определенная стагнация экономики, вызвала новые вопросы и проблемы. Мы забыли о базовых профессиях, рабочих специальностях. И для Казахстана, и для России, и для многих других стран СНГ было характерно, что основная часть выпускников при выборе образования шла в непроизводственную сферу. Забыли о профессионально-технических училищах. Повысить статус производительного труда, задействовать максимальное количество людей в производственном секторе - одна из главных задач. Президент неоднократно обращался не только к правительству, но в целом к казахстанцам с призывом научиться жить так, как будто у нас нет нефти, углеводородного сырья. Индустриально-инновационная программа до 2020 года является для президента сейчас приоритетной. Социальная модернизация, модернизация человеческого капитала, стала стержнем концепции Общества Всеобщего Труда. В 1994 году, когда у нас в два раза упала промышленность, на треть - сельское хозяйство, когда многие заводы и фабрики стояли, президент дал старт программе «Болашак» («Будущее»), в рамках которой несколько тысяч наиболее талантливых казахстанцев поехали учиться за границу за счет средств государственного бюджета. Они получили элитное западное образование. Современные молодые казахстанцы, которые работают в национальных элитных компаниях, правительстве, областных акиматах, частном бизнесе, имеют качественное образование, свободно говорят на казахском, русском, английском языках. Это одновременно подтягивает частный капитал, национальные компании. Сами граждане понимают, что главное - дать хорошее образование своим детям. Здесь прослеживается солидарность госсектора, частного капитала и населения. В этом направлении много нерешенных задач и мы будем работать над этим.

- А теперь к переменам внутри республики. В пятницу Нурсултан Назарбаев снял с должности главу администрации Аслана Мусина. Как вы это прокомментируете?

- Президент сразу же после отстранения назначил Аслана Мусина председателем Счетного комитета - это серьезная должность, которая предполагает трудную, ответственную работу. Здесь речь идет о ротации кадров. Господин Мусин почти четыре года работал руководителем администрации. Этот период был достаточно сложным. Это связано не только с вопросами противодействия терроризму, пришлось решать много задач через призму мирового финансово-экономического кризиса. Стоит отметить, что завтра не только политическая элита нашей страны, а многие ожидают предстоящую смену правительства. Кадровые перестановки, связанные с назначением Мусина председателем Счетного комитета, только начинаются. Завтра и послезавтра будут интересные дни, многие в ожидании.

- На ваш взгляд, кто должен контролировать ситуацию с учебными пособиями в Казахстане: нужна и достаточна ли для этого функция контроля со стороны родительских комитетов?

- Несколько лет назад я приобрел первую юмористическую книгу знаменитого московского юмориста Андрея Кнышева. Там был такой тест для школьников: лошадь Александра Македонского звали – 4 варианта ответа: Буцифал, Децебел, Цеденбал, Задолбал. Когда я прочитал, то смеялся. Но я никогда не думал, что эта шутка станет, к сожалению, явью. Конечно, отсутствует контроль, прежде всего, главного ведомства - министерства образования, это вне всякого сомнения. К сожалению, такие факты имели место быть и в других постсоветских странах, особенно когда начался пересмотр истории. Ведь историю некоторые трактуют как политику, обращенную в прошлое, начали переписывать целые главы и историю в целом. Это стало очень большой проблемой: отсутствие контроля, отсутствие ГОСТов. С этой точки зрения, я очень благодарен судьбе, что я закончил в свое время советскую среднюю школу и университет, которые заложили мощный стержень на всю оставшуюся жизнь. Эта проблема присутствует, надо этим заниматься. У нас есть еще одна проблема: несколько тысяч частных типографий, и многие - вне контроля местных органов образования, не говоря уже о центральной, печатают различного рода учебники. Как и каким образом они вдруг попадают к школьникам - это вопрос другой. Но если у нас государственная школа полностью датируется из государственного бюджета, государство полностью отвечает за подготовку, если хотите, нового поколения, то здесь нужен жесточайший контроль, работа и плюс контроль общества. Я тоже намерен заняться этим вопросом более обстоятельно, хотя это не входит в круг моих обязанностей.

- Ермухамет Кабидинович, как Вы относитесь к инициативе российского сенатора - изучать казахский язык в российских школах?

- Во всех отношениях это очень позитивное предложение. Большое спасибо российскому сенатору. Дело в том, что казахский язык тоже является международным языком. Если школьники хорошо выучат этот язык, их будут ждать очень большие перспективы для ведения бизнеса в Казахстане, Центральной Азии, на Кавказе. Зная казахский язык, вы можете общаться с казахом, киргизом, узбеком, туркменом, азербайджанцем и даже турком, потому что туркоязычная аудитория очень большая - почти 200 млн человек. Поэтому предложение сенатора очень прагматичное и эффективное. В России казахская диаспора - свыше миллиона человек. И в Омске, и в Астраханской области, и в Саратовской области, и в Оренбурге много наших соотечественников проживает, которые там столетиями живут. Это, безусловно, будет сближать народы. Но еще раз говорю, через призму рыночной экономики, если просто подойти прагматически, у россиянина, который будет знать казахский язык, открываются очень большие перспективы в рамках Таможенного союза, будущего Евразийского союза. Уже наукой давно доказано, что знание двух или трех языков, билингвизм вообще, дает хорошее эвристическое мышление. И никакого минуса здесь нет, если человек будет знать еще один язык. Мечта нашего президента и его официальная доктрина в Казахстане – трехязычие. Культурный и интеллигентный человек должен знать минимум три языка. Это мечта президента, которая становится явью у нас в стране. Еще раз – большое спасибо российскому сенатору Игорю Зуга. На мой взгляд, он проявил самые лучшие черты русской интеллигенции, выступив с такой инициативой. К сожалению, я видел в интернете, на Youtube, выступление одного известного российского политика, не буду называть его фамилию, который издевался над казахским языком, над традицией и культурой: все это так безобразно выглядело! Это абсолютно не соответствует тому понятию, которое мы знали с детства – «русский интеллигент».