Зачем знания, которые не нужны?

На модерации Отложенный

Начался сентябрь, а вместе с ним и новый учебный год. Миллионы школьников и студентов сели за парту.

Мы, родители, конечно, понимаем, что вряд ли всем из них пригодится в жизни разложение функций в ряд Фурье, или формула Остроградского для преобразования тройного интеграла в двойной, или закон рассеяния Релея.

Но, несмотря на нашу убежденность в том, что эти знания нашим детям, как и нам, никогда не потребуются, мы хотим, чтобы дети получали хорошие оценки и настаиваем на том, что все это выучить НАДО.

А почему, собственно, все это НАДО выучить?

Зачем же мы учили все то, что никогда нам не понадобилось? Зачем сейчас заставляем учить все это своих детей?

Чтобы ответить на эти вопросы, хочу вспомнить одну историю 60-летней давности.

В 1950-ых годах руководство СССР столкнулось с большой проблемой - все более и более нарастающие сбои в централизованном управлении экономикой.

Для решения этих проблем в конце 1959 года была выдвинута идея о создании единой системы управления армии и экономики на базе сети создаваемых вычислительных центров Министерства обороны.

Проще говоря, было принято решение поднять эффективность управления с помощью зарождающейся вычислительной техники.

Созданием ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы управления экономикой СССР) было поручено руководить талантливому советскому математику, Герою Соц.Труда, академику АН СССР Виктору Михайловичу Глушкову.

Занявшись разработкой теории управления экономкой, В.М.Глушков установил один неожиданный факт: оказалось, что избежать лавинообразного обрушения экономики в результате какой-либо случайности можно только в том случае, если в каждом производственном звене 33% возможностей не используется, а служит исключительно страховым резервом. Если же таких резервов нет, то экономику должно постоянно лихорадить, и долго она не протянет.

Так как Глушков был наделен немалыми полномочиями, то сразу же послал запрос в Госплан об уровне производственных резервов на предприятиях СССР. Госплан ответил немедленно: оказалось, что при разработке государственных планов используется 98% расчетных мощностей, а 2% остается в распоряжении предприятий (которые тоже использовались для компенсации неизбежных нестыковок с планом, спущенных сверху).

Этот ответ поразил Глушкова, т.к. полностью противоречил его вычислениям. Ведь согласно его расчетам экономика с практически полным отсутствием страховки обречена и ужа давно бы рухнула.

Не поверив цифрам Госплан, Глушков использовал свои полномочия для организации негласного обследования предприятий и выяснил, что каждый грамотный управленец скрывает от начальства и никак не использует до 50% возможностей руководимого им участка.

Таким образом, все встало на свои места. Тот резерв, который был необходим экономике для выживания в период кризисов, у предприятий был, просто о нем никто не спешил докладывать руководству.

Здесь нужно заметить, что Глушков, как настоящий математик, решал задачу управления в общем виде, ее решение подходит для любых систем управления, в т.ч. для такой системы, как человек.

И, действительно, у тела человека очень большие резервы.

Например, в нашем теле находится очень много сосудов и капилляров, находящихся в резерве. Изучением этих резервных сосудов и капилляров занимается одно из основополагающих учений медицины - учение о коллатералях.

Людям, занимавшимся изучением болезней, давно известен факт замещения одним кровеносным сосудом другого, погибшего или травмированного. Погибший капилляр замещается соседним, временно бездействовавшим.

Погибший сосуд замещается соседним, более мелким, но достаточно быстро развивающимся до нужных размеров (просвет в сосуде может увеличиваться в 10 раз по сравнению с его первоначальной величиной).

Коллатерали - это и есть сосуды-заменители основных сосудов, которые обеспечивают в случае нужды доставку крови окольным путем к тому месту, куда кровь до этого доставлялась основным сосудом. И это замещающее кровообращение возникает в любом месте нашего организма.

Однако и знания - это тоже резерв. Даже если знания никак не используются, они все равно нам ПОМОГАЮТ.

Страховая роль запаса знаний наглядно проявилась в эпоху шокового реформирования 1990-ых.

Время реформ Ельцина стало "черным" для подавляющего большинства россиян. Рухнул не только уровень жизни, но международное влияние России. Можно без преувеличения сказать, что к концу 1990-ых во всем так называемом "цивилизованном мире" Россию навсегда похоронили.

Но прошло 12 лет... и страна, которая была опутана многомиллиардными долгами, составлявшими почти 150% ВВП, и с которой совсем уже было перестали считаться, вдруг как Феникс восстала из пепла. Со стороны это выглядит просто невероятно, ведь такого быстрого восстановления нигде никогда в мире не было.

Почему же мы смогли так быстро восстановиться?

Да потому что у нас было прекрасное избыточное образование, которое давали в СССР всем.

Имея избыточное образование, советские люди быстро освоили многие направления деятельности, которые ранее были не востребованы или даже запрещены.

Можно без преувеличения сказать, что из кризиса 1990-ых мы так быстро вышли только благодаря школьным учителям. Школа, заложив в нас избыточные знания, сделала нас устойчивыми к кризисам.

Это привело к неожиданным результатам. В книге Томаса Стенли "Мой сосед - миллионер" приведена статистика миллионеров США по национальной принадлежности.

Какая же национальная группа лидирует по числу миллионеров?

Возможно, Вы удивитесь, но по числу миллионеров лидируют выходцы из России. "Около 22% всех семей, главой которых является выходец из России, имеют чистую стоимость от 1  миллиона долларов и выше" - пишет Т.Стенли.

"В чем причина экономического успеха русских американцев?" - спрашивает Стенли. И тут же отвечает: "Непропорционально большой процент русских - именно владельцы, управляющие собственным делом".

Вот такова ценность избыточного советского образования - оно помогло выжить в кризис и быстро восстановить страну тем, кто живет в России, оно помогло благополучно устроиться на новом месте тем, кто в1990-ые решил уехать из страны.

Итак, всегда нужно помнить выводы академика В.М.Глушкова: любую систему управления от обрушения из-за случайностей спасает только наличие резервов (в размере 1/3 от используемых возможностей), которые никак не используется, а служат исключительно для подстраховки.

Теперь мы можем ответить на вопрос: "зачем НАДО учить то, что никогда в жизни не пригодиться?"

Да затем, чтобы иметь надежный страховой резерв, запас прочности для кризисного времени. Без избыточных знаний жизнь в современном кризисном мире просто НЕВОЗМОЖНА.