Старые песни о неважном

На модерации Отложенный

Проблема восприятия всех этих валерий-ваенг-газмановых - в потере точки отсчета. Сначала куда-то делось понимание того, что эстрада - это поле, на котором работают посредственные дарования (не путать с профессионализмом), удовлетворяя посредственный эстетический запрос. Для меня совершенно естественно то, что после этого стали пропадать и мастера жанра - композиторы, артисты эстрады. Именно артисты - потому что сильный вокал на эстраде попросту не нужен. Нужно попадать в ноты, быть сценичным, "держать зал". А могучие голоса - это в оперу.

В 1960-м году совершенно всерьез дискутировалось, можно ли выпускать на сцену "микрофонную певицу" Кристалинскую. Она считалась безголосой. 99-ти процентам ротируемых сейчас артистов до музыкальности и вокальных данных Кристалинской, мягко говоря, далеко.

Умеет петь Валерия. Но кроме этого умения - там больше ничего нет. Нет сценичности (того, чем брали Понаровская и Ветлицкая); нет сложившегося репертуара (Ротару и почти любой исполнитель 60-70-х); и, как выяснилось, нет умения высказываться вне сцены (Много мы видели интервью Ротару, рассуждающей о нравственности?

Может быть, она написала книгу о своей семейной жизни? А ей-то как раз было, что написать - к примеру, о том, как она пахала по всем площадкам для того, чтобы ее тяжело больной, уже потерявший речь муж просто жил.

Не написала книгу Кристалинская, всю жизнь боровшаяся с раком - это, знаете ли, не драки с мужем, на последнем выступлении ее держал под руку Кобзон - чтобы не упала).

Есть очень талантливая Лариса Долина. Но то, что она поет и в чем выходит на сцену - даже критиковать невозможно. Нет предмета для критики - только для смеха.

На всю страну - полтора мелодиста, клепающие для всех уже неразличимые песни. Одинаковые клипы, одинаковые шоу, даже сапоги у всех одинаковые. Для того, чтобы понять, кто в очередной раз мяукает в ре миноре, надо напрячь мозг и таки разобраться в сортах мягонького.

Именно потеря точки отсчета привела к тому, что мы начали разбираться в этих самых сортах. На полном серьезе выискивать достоинства в песнях Ваенги. Газманов, как человек малорефлексивный, хотя бы искренне считает признаком высокого мастерства квасной патриотизм и умение сделать сальто в 61 год, остальные же на полном серьезе мнят себя гибридами Паваротти и Мадонны.

И для того, чтобы не терять эту точку отсчета, надо  стучать в  мозг оперой, классикой эстрады - и нашей, и зарубежной. Отс, Гурченко, Шульженко, Кристалинская, Бернес, Магомаев, - даст мне судьба детей, они будут расти на этом. А всяких там ваенг и валерий покажу детям не раньше совершеннолетия - ну так, просто посмеяться.