Российские этюды (о монархии и дворянстве)

На модерации Отложенный

Из книги Кирилл Резников "Лукошко с трухой". Ярославль: Нюанс, 2002.

РОССИЙСКИЕ ЭТЮДЫ   (Ноябрь - Декабрь1998 г.)     Развилки истории

   Розанов в "Опавших листьях" пишет, что в России все пошло наперекосяк с 1825 года, когда на Сенатскую площадь вышли декабристы. - "Дальше мы шли не туда. Мы зашли не в ту улицу и не в тот переулок..." [1]. Это написано в последние дни величия Российской империи, на пороге Первой мировой войны. О чем можно говорить сейчас, когда обкромсанная и ограбленная Россия еле вползает в XXI век. Какой тут переулок, речь идет о выгребной яме.

   Мне непонятно, в чем Розанов усмотрел судьбоносность выступления (или разгона?) декабристов. Были дела поважнее. На мой взгляд, вершину свою Россия проходила раньше, при Екатерине Великой. Вспомним верхнюю планку тогдашних русских: Потемкин, Суворов, Ломоносов, Алексей Орлов, Безбородко. Вспомним стремление очень многих и далеко не самых ничтожных европейцев переехать в Россию и стать русскими. Век Екатерины не дал большого искусства, но это всегда приходит позже, когда начинается упадок. Упадок России Александра I был едва заметен на глаз. Великие воины сражались на Бородинских редутах. Высший миг славы - русский царь, прекрасный, победителем вступает в Париж. Начало расцвета искусства, молодой Пушкин. Но это был перелом. Умирающий Кутузов сказал царю: "Я Вас прощаю, Государь, но простит ли Вас Россия?" [2]. Поход русской армии в Европу был политической ошибкой русского исторического пути. Сенатская площадь была лишь одним из следствий этой ошибки.

   Все же не император Александр был первый, кто подтолкнул Россию пойти не тем путем. Я не согласен со многими, в частности, с Солженицыным [3], что такую ошибку совершил Петр I. Петр по жестокости не уступал Сталину. Потери русского народа при Петре в процентном отношении сопоставимы с реформами Сталина. Была отброшена в низы общества самобытная русская культура. Но это не смертельные раны. Высокая рождаемость восполнила людские потери. Старое искусство заглохло, но пришли формы быта, культура из более развитых стран. России все равно не дано было жить без Европы. Плохо, что Петр не назначил наследника, но при бездарных царицах жестокости творились больше наверху, народ отдохнул.

   Роль случайности (личности) в истории неоднозначна. Многое происходит неотвратимо, рано или поздно, так или иначе. Неизбежно было открытие Америки - если не Колумбом., то Каботом. или Кабралом [4]. Россия и без Петра пришла бы в Европу, пусть медленнее и без переноса столицы. В то же время, могло случиться, что Русь приняла бы не греческое, а римское христианство и стала бы частью Запада. Без Чингиз хана не возникла бы грозная империя монголов, Русь не попала бы под власть Орды, Литвы и Польши и, скорее всего, русские, украинцы и белорусы остались бы одним народом. Без Ленина не удержали бы власть большевики, даже соверши они революцию

   Известны события, не неизбежные, но с далеко идущими последствиями. О растреле герцога Энгиемского Наполеоном Талейран сказал: "Это хуже, чем преступление. Это ошибка" [5]. В истории России есть несколько ошибок крупного масштаба. Одна произошла в век великой Екатерины. Эту ошибку заметил Ключевский [6], хотя он не мог представить всех последствий. Ошибкой было участие России в навязанном прусским королем Фридрихом II разделе Польши. Россия получила правобережную Украину, Белорусию и Литву. Остальную Польшу и Украину разделили немцы и австрийцы. Позже, при Александре I, Россия получила большую часть коренных польских земель.

   Ключевского потрясла моральная сторона: уничтожение не опасного для России древнего славянского государства. Он узрел также все последствия устранения буфера, отделявшего Россию от сильных германских государств. К моменту написания своей работы Ключевский знал кровавую историю русско-польских отношений после раздела Польши. Польский вопрос был болезнью России более ста лет, он пережил Ключевского и падение династии Романовых.

   Другим последствием раздела Польши, не отмеченным Ключевским, было приобретение вместе с польскими землями многочисленного еврейского населения. Русские и евреи не имели опыта широких контактов и оказались к ним не готовы. Правители России ограничивались административными запретами или инициативами, чуждыми быту и традициям евреев. Вначале евреи замкнулись в местечках. С течением времени началась их борьба за эмансипацию. Многие из молодежи примкнули к русским революционерам. Роль евреев в подготовке и проведении российских революций безусловно велика [7].

   Несправедливо, конечно, винить одну Екатерину и снимать ответственность с ее потомков, политика которых по отношению к полякам и евреям, не всегда угнетательская, была непоследовательной, неумелой и запоздалой. Но ведь именно при Екатерине Россия была втянута в ненужные ей захваты в Польше.

   Сейчас обозначился результат еще одного наследия раздела Польши - включения в Россию правобережной Украины. Без этой, совсем нерусской земли, Россия, при всех своих бедах, могла сохранить Новороссию, Крым и Донбас. Правобережная, все менее православная Украина пошла бы своим путем. Впрочем, задним умом все хитры.

   Мудрость Древнего Китая и Византии

   Древний Китай много терпел от кочевников, воевавших лучше китайцев. Чтобы задобрить степных червей китайцы платили им дань, называвшуюся подарками императора. Получив ежегодную дань шелком, рисом и серебром, кочевники веселья ради зорили пограничные китайские провинции. Щипали китайцев. В китайских летописях "степные черви" считались подданными, простертыми перед императорским престолом [8].

   Сходный расклад сложился сейчас между Чечней и Россией. Российские власти дают деньги Чечне. Чечены деньги берут как контрибуцию побежденной страны. Веселья ради пощипывают российские селения, угоняют людей в рабство. Русские, повторяя мудрость древних китайцев, называют чечен своими поддаными. Но у сегодняшних русских нет запаса китайской прочности на столетия вперед для растворения сопредельных народов. Кроме древних китайцев, были еще византийцы, также платившие варварам и в немощи своей называвшие дань дарами. Византийцы обратились в пыль, оставив несколько приемных детей из варваров, в том числе, русских. У русских гораздо больше оснований повторить путь Византии, чем Китая.

     Ксенофобия

   Греческое слово ксенофобия означает боязнь и нелюбовь чужого. В современной англоязычной печати под ксенофобией понимают изоляционизм и неприязнь к иностранцам отсталых людей и народов. Народы, страдающие ксенофобией, отгораживаются от соседей и не желают приобщаться к мировой торговле, материальным и духовным ценностям западного мира. С позиций международного капитала, государства и национальные культуры мешают бизнесу. Идеология транснациональных корпораций создается в американских университетах. Набор лозунгов несложен.... Мировой потребитель в мировой деревне. Свобода торговли. Торжество демократии. Сближение народов, гуманизация нравов, подъем культуры.... Получается рай при жизни. Не хуже, чем в лекциях по научному коммунизму.

   В разговоре с россиянами учитывается российская специфика... Русским сообщают, что ксенофобия одна из причин их отсталости. Рыночники-демократы знают экономику и рецепты, как сделать народ богатым. Богатым и счастливым, как американцы. Запад поможет советом и деньгами. Бедным придется потерпеть, временно затянуть пояса. Богатые тоже плачут, банкирам трудно в России....

   Мне посчастливилось видеть по телевизору новогодний вечер в Кремле в день выборов в Российский парламент в 1993 году. Было задумано грандиозное шоу. В зале Дворца Съездов устроили банкет представителей предвыборных фракций и московской творческой интеллигенции. Одновременно на табло во всю стену зала появлялись результаты голосования регионов страны, поступавшие по мере продвижения времени по часовым поясам. Вначале был междусобойчик. Демократы-политики и творческие интеллигенты, прекрасно знавшие друг друга, были настроены празднично, полностью уверены в победе, остроумны и рыцарски безразличны к сидящим в зале конкурентам из других лагерей. Последних почти не снимали.

   Первые результаты голосования, поступившие с Дальнего Востока, не нарушили общего благодушия. Мало ли что делается в медвежьих углах типа Камчатки. Настроение стало заметно портиться где-то между Восточной и Западной Сибирью. Настоящая паника началась, когда табло стало высвечивать Европейскую Россию: Северный Кавказ и Черноземье. Вот тут наступил момент истины. Спали маски остроумных и просто умных мужчин и шарманных женщин. Появились искаженные страхом и злобой лица не очень умных, не очень молодых людей, боящихся народа и своего будущего..

   Чего не наговорили тогда в истерике либеральные политики и творцы искусств.... Они занимаются Сизифовым трудом. Против воли темного народа тянут ношу в гору. Народ не заслуживает демократии. Не заслуживает нас!.... Вторая подобная истерика произошла в конце 1998 года, после того как рыночные демократы привели Россию к финансовой катастрофе, разорили милионы вкладчиков любимого ими среднего класса и утратили власть.

   Борьба с ксенофобией подразумевает схватку за власть в России. Идет борьба за молодое поколение. В целом, транснациональным корпорациям жаловаться грех. Русская молодежь вполне приобщена к западному стилю жизни, к его развлекательной стороне. Большинство массовых изданий стремятся развлечь и позабавить, уберечь их лбы от морщин. Серезные вещи подают для смеха и развлечений. Но разложение молодежи не следует преувеличивать. У терпеливого народа еще один шаг в бедность - не повод увидеть своих детей в уличных бандах. Традиции учиться устойчивы в России. Уровень школьного образования все еще выше, чем в Америке. Многие хотят, чтобы их дети остались русскими.

   Тяжело, очень тяжело перемалывать Россию.

   Про русскую лень

   На самом деле, русские всегда умели работать. В русской сказке мать учит дочку, как испечь вкусный хлеб: "Меси квашню так, чтобы у тебя жопа была мокра" [9]. На Западе русские тоже не пропадают, все выбиваются в средний класс. Но вот зато дома. "Эти бедные селенья, эта скудная природа", - вздыхал Тютчев [10]. А.К. Толстой возражал: "Мы беспечны, мы ленивы. Все у нас из рук валится. И к тому ж мы терпеливы. Этим нечего хвалиться" [11].

   Дело не в лени. Русским всегда не хватало умения самоорганизоваться. Кто только не ссылается на Повесть временных лет: Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите и правьте нами. Когда власть тверда, русские могут делать чудеса и делали многократно. Но чудеса -не повседневная жизнь, не планомерная инициатива. Немецкая слобода воспитала Петра. Купеческие династии потеснились перед Нобелями и Фаберже, с железными дорогами пришли Гинсбурги и Поляковы, в темное распутинское время чертиком из бутылки выпрыгнул Митька Рубинштейн. О государственной машине я не говорю, европейцы созидали нам армию, науку, проводили каналы и строили города. Стыдного тут ничего нет, та же Америка росла на приезжих. Уметь использовать иноземцев на благо страны, приручить, сделать своими способен не каждый народ.

   Среди самих русских живуче сомнение, что они могут прожить без иностранцев. Неужели рукастый, неглупый народ требует чужеродных поводырей? На вопрос отвечают по-разному. Но мысль о честных немцах с честными банками, куда не страшно положить деньги, засела крепко. Остальные иноземцы не вполне соответствуют русским запросам. Свои нерусские часто настораживают, большой негативный заряд привзнесли известные всем финансисты и политики, от Мавроди до Березовского. Все же до фашизма, которым любят пугать публику либеральные СМИ, в сегодняшней России расстояние не ближе, чем в центре свободного мира - Америке. Другое дело, что русские созрели иметь национально ориентированное правительство. Это не исключает возможностей для интересующихся Россией иностранцев занять важные позиции в экономике и быть полезными себе и России.

     Русские за рубежом

   Пересадку на новую почву люди переносят по-разному в зависимости от степени одиночества, материальных достижений, возраста, совместимости с новой страной. В целом, русские - не народ для эмиграции. Исторически в этом не было нужды. Переселяясь в Сибирь, на Дальний Восток, русские просто расширяли Россию. Отсюда отсутствие навыков существования в чужой культуре и выживания кланами. Навыков, столь развитых у современных эмигрантских народов: португальцев, китайцев, сикхов, греков и других. Этим я не хочу сказать, что русские больше всех любят родину. Встречаются русские эмигранты, которые расстраиваются, слыша, что в России можно жить и работать, и светлеют лицом, узнав что Россия вступила в полосу очередного краха. Чувства этих людей на поверхности: их тревожит, не продешевили ли они со своим выбором? Не знаю, есть ли подобные среди других эмиграций. Большинство русских за рубежом - вполне нормальные люди, переживающие российские неурядицы и привязанные к русской культуре. Многие чувствуют себя жертвами распада империи, вытеснения русских из бывших союзных республик или невозможности найти подходящую работу в России.

   Ситуация усугубляется угасанием надежд, что жизнь потихоньку наладится, можно будет вернуться и заняться работой дома. Не налаживается. Рассеянные по миру российские ученые имеют все меньше шансов найти в России работу по специальности. Но самое ужасное - не материальные сложности в России, а полная аморальность правящих слоев. Второй немаловажный фактор - незащищенность россиян против преступности, болезней и произвола властей. Так что не колбасой единой, - причины отъезда и нежелание вернуться много серьезней.

   Особая проблема - старость. Пожалуй, ни с кем так жестоко не обошлась постсоветская Россия, как с ограбленными подчистую стариками. Это было плохое начало. На костях своих стариков нельзя строить достойное государство. Если с самого начала плюнули на мораль, то дальше будет как с тигром-людоедом, отведавшим человечины. Так оно и получилось. Мне лично страшно быть старым в России. Ну хватит о старости - это грустная тема.... Пока я, как тысячи других российских ученых, работаю там, где нужен мой труд. Некоторые считают это удачей. Вряд ли. Не хватает уголков природы, русских церквей на пригорках, легкости общения и приятности пошутить с незнакомыми людьми. Но когда приезжаешь домой и каждый день видишь, что творят со страной нелюди, захватившие власть, то становится невыносимо.

   Марк Алданов, в отличие от большинства бежавших от большевиков писателей, жил без материальных проблем, пользовался признанием, вдобавок, свободно говорил на нескольких языках. Он писал: "Эмиграция - не бегство и, конечно, не преступление. Эмиграция - несчастье. Отдельные люди, по особым своим свойствам, по подготовке, по роду своих занятий, выносят это несчастье сравнительно легко" [12].

     О монархии и дворянстве

   7 февраля 1613 года Земский Собор в лице представителей сословий России избрал на Царство Михаила Романова.

Этому предшествовал один из самых черных периодов нашей истории - самозванцы, смута, польская и шведская агрессии. Россия распалась, большая часть бояр присягнула польскому королевичу Владиславу. Однако в Нижнем Новгороде нашлись силы, не давшие погибнуть стране. Нижегородский гражданин Козьма Минин произнес знаменитую речь: "Заложим жен и детей наших, чтобы спасти Россию" [13]. Поднялось ополчение, во главе его встал князь Дмитрий Пожарский. В 1612 году русское войско вошло в Москву и освободило от поляков Кремль. Можно позавидовать духовной крепости тогдашних русских людей. Имена их вождей - Минина и Пожарского будут жить в народной памяти, пока есть Россия. Но победивший русский народ даже не мыслил жить без Царя. Без Царя не могло быть Государства. И Царь был избран.

   В 1913 году было пышно отпраздновано 300-летие династии Романовых. Еще через четыре года - 2 марта 1917 года - Император Николай отрекся от престола в пользу брата Михаила. Тот отказался от престола. Через год Николай, вместе с семьей, и Михаил Романовы были уничтожены большевиками. Сейчас монархисты спорят, кто из родственников царской семьи достоин занять престол. Спор - бессмысленный, поскольку ни один из ныне живущих Романовых не может стать царем России.

  Романовы утратили моральное право править Россией, когда предали своего Государя. В день отречения Николай записал в дневнике: Кругом измена и трусость, и обман. Слова эти относятся не только к армейской и придворной верхушке, но к ближайшим родственникам. Вместе с другими телеграммами от командующих фронтами, советующими ему отречься от Престола, такой же подлый совет пришел от командующего кавказским фронтом Великого Князя Николая Николаевича. Еще хуже вел себя Вел. Кн. Кирилл Владимирович, который за день до отречения, 1 марта 1917 года во главе гвардейского экипажа под красным флагом присоединился к революционной власти [14]. Ничего хорошего нельзя сказать о поведении Романовых во время Гражданской войны. Ни один из Романовых с оружием в руках не участвовал в борьбе с большевиками. Как не вспомнить Карла I Стюарта, который сражался с армией Кромвеля, лично водил конницу в бой; преданный и плененный, прошел издевательства судебного процесса и с поднятой головой взошел на эшафот.

   Сейчас монархисты кирилловцы прикладывают усилия для возведения на Российский престол Георгия Романова, родившегося от брака принца Франца-Вильгельма и Марии Владимировны Романовой - дочери Владимира Кирилловича и внучки Кирилла Владимировича. Не говоря об аморальности возведения на престол отпрыска человека, предавшего Государя, сомнительна легитимность престолонаследия. В 1905 году Кирилл Владимирович женился на двоюродной сестре, разошедшейся ради брака с мужем. Сделал он это, обманув Государя, которому обещал не жениться. Кирилл нарушил все законы наследия Российского престола: он женился на двоюродной сестре, разведенной и неправославной. Николаю ничего не осталось, как лишить его права престолонаследия. В своей резолюции он написал: Признать брак Вел. Кн. Кирилла Владимировича я не могу. Великий князь и могущее произойти от него потомство лишаются права на престолонаследие. Через два года Николай признал брак, но не право Кирилла на престол. Царь не мог это сделать, даже если бы пожелал [14].

   Нарушения закона о престолонаследии имеются у претендентов из других ветвей Романовых. Но главное, что Романовы утратили моральное право на Российский престол. Многие из них также утратили верность Православию, перестали быть русскими по культуре и духу. Предательство Вел. Князьями Государя в 1917 году, неучастие Романовых в Гражданской войне и последующая утрата духовной связи с Россией делает невозможным сохранение верности русского народа Династии. Присяга 1613 года должна быть снята с русского народа Церковным Собором Земли Русской.

   Чрезвычайно важным является осознание россиянами духовного смысла Царской власти для России. Отец Павел Флоренский в книге Около Хомякова (1916 г.) писал: "...Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный Самим Богом факт, - милость Божия, а не человеческая условность, так что Самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из внерелигиозных предпосылок, имеющих в виду общественную и государственную пользу" [15].

   Эта очень высокая нота недоступна большинству современных россиян. Кто из нас сегодня способен чувствовать царскую власть как Василий Розанов? В работе О подразумеваемом смысле нашей монархии он писал: "...В царской воле и через ее таинственный институт, побеждено чуть не главное зло мира, которое никто не умел победить и никто не умел побеждать: злая воля, злое желание, злобная страсть. Злоумыслить что-нибудь на Царя и отказать ему в повиновении - ужасная вещь в отношении всей истории, всего будущего, тысячи лет вперед" [16]. В конце 1917 года, на пороге собственной смерти, Розанов продолжал верить, что у России есть будущее только с Царем: "И мысль, что нет на Руси у нас Государя так облила мою душу, охватила тоской..... что болит моя душа, болит и болит..... И по сердцу своему я знаю, что Царь вернется на Русь, что Русь без Царя не выживет" [17].

   Но что сегодня делать большинству россиян, утратившим веру в Промысел Божий? Допустимы ли соображения рассудка, мысли о государственной пользе, против чего предостерегал отец Павел Флоренский, многие другие православные философы? Думаю, сегодня должно сказать: Да, допустимы. Россия гибнет, в Кремле - измена, положение хуже, чем во времена Смуты, - нет времени ждать, пока большинство народа вернется к Вере и через Веру к Царю. Надо разумом проверить все возможности спасения России. Одна из них - Самодержавие. Введение в России декоративной конституционной монархии созвучно украшению горящего дома карликовым пуделем. Я не считаю возможным это обсуждать.

   Иван Солоневич в книге Народная монархия писал: "Самый плохой царь лучше самого хорошего президента" [18]. В этих словах много правды. Президенты, по сути своей, - временщики. Страна поступает в их владение на время. Президенты не думают о стране, как о наследии, передающемся династически от отца сыну. В монархии - меньше проблем с преемственностью власти. Монархами рождаются и с младенчества воспитываются на служение стране и народу. Монархи морально чище, чем президенты, которые правдами и неправдами проталкиваются к власти. Президенты зависят от сил, манипулирующих общественным мнением, - от политической и финансовой элиты своей страны или даже чужих стран. Монархия обещает устойчивость. Монарх не зависит ни от кого. Он - верховный судья над борющимися партиями. Немаловажно, что в многонациональной России верность династии, но не русская национальная идея и православная религия, может объединить всех россиян.

   Для России царская власть может существовать только в форме Самодержавия. Царь есть Хозяин Земли Русской. Это не исключает существования Думы, как это было во времена Николая , но институт президентства (даже если назвать президента премьер-министром) должен исчезнуть. Царь обладает правом смещать правительство и распускать Думу - решения, которые могут обсуждаться с Советом Церквей или с российским народом путем плебисцита.

   Самодержавие вовсе не исключает демократию, понимаемую как самоуправление на разных уровнях организации власти. Царская власть не означает также уничтожения национальных автономий. Напротив, Император Всероссийский является монархом царств и княжеств, названия которых закреплены в титуле Российского Самодержца. Самодержавие не означает предпочтение какого-либо общественного строя. Это понимали выдающиеся русские мыслители. Константин Леонтьев писал: "...иногда я думаю (не говорю мечтаю,.... а невольно думаю, объективно и беспристрастно предчувствую), что какой-нибудь русский Царь, - может быть и недалекого будущего, - станет во главе социалистического движения..." [19].

   Возникает вопрос: если россияне решат избрать Царя, то кто может быть достойным? Здесь следует вспомнить опыт предков, избравших на престол Михаила Романова. Избрание Царя - дело всей Земли Русской. Особенно велика роль Православной Церкви. Кандидатами на престол могут быть православные потомки лучших русских дворянских семей, имеющие в числе предков царей и князей правивших в России русских, татарских и литовских родов. Претендент должен в полной мере понимать, что быть Российским Царем - это подвиг самоотречения и самый трудный путь служения Богу. Остальное решится Промыслом Божьим.

   Несколько слов о российском дворянстве. Сейчас делаются попытки его возрождения, к которым я отношусь осторожно. Не оттого, что России не нужно дворянство, а потому что значительная часть российского дворянства прямо и косвенно подготовила падение Российской Империи, служила победившим большевикам и активно старалась приспособиться к коммунистическому режиму. Отцы писали доносы в НКВД, а дети требуют, чтобы чтили их голубую кровь и заодно вернули фамильные ценности. Тогда все должны потребовать всё. Ограблены были не только дворяне, но крестьяне, мещане и купцы.

   Другим неприятным моментом является мода на дворянство. Стали разными правдами, а больше неправдами доказывать дворянское происхождение. Появились новые русские дворяне, купившие себе фальшивые родословные или незаконно возведенные в наши дни во дворянство. Между тем, настоящее дворянство, в высоком его значении, может сослужить добрую службу России. Но такое дворянство еще надо создать. Следует сначала выполоть сорняки, к числу которых относятся не только псевдодворяне, но те, чьи ближайшие предки запятнали род поступками, недостойными дворянина. Главное для дворянина - служение Отчизне и честь. За служение предки получали дворянство, а честь поддерживали в поколениях. Но что славой можно приобрести, то бесчестием можно утратить. Если российское дворянство действительно думает о своем будущем, ему следует выработать принципы требований к дворянину и согласно им провести строгий отбор всех, претендующих на дворянство.

   Дворянству нужно вливание свежей крови российских героев. Русские солдаты и офицеры, совершившие подвиги на поле боя, должны иметь право получить потомственное российское дворянство. Принадлежность к дворянству должна подразумевать соблюдение кодекса поведения дворянина, в частности, ограничения в профессиональной деятельности и при выборе партнера для брака. Эти ограничения означают, что путь возрождения дворянства - не к роскоши и богатству, а к подвигу служения России. Вознаграждением дворянству должно служить уважение россиян и восстановление уходящих в историю привилегий, в частности, права на наследственное владение землей.

   В заключение приведу пророчества российских старцев, собранные к 1930 году архиепископом Феофaном Полтавским: "...Приход антихриста приближается и уже очень близок. Время, разделяющее нас от его пришествия, измеряется годами, самое большее - десятилетиями. Но перед приходом Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет, избранный Самим Господом. И будет он человек горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем нам открыто. И мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит свое обещание. Согласно свидетельству слова Божия, и это может случиться" [20].

   Отменил ли Господь свое обещание? Был ли Царем Сталин? Пришел ли антихрист? Ответить на эти вопросы мне не дано.

   Источники и примечания

   [1] Розанов В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки. Современник, М.: 1992.

   [2] Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год. ОГИЗ, М.: 1943.

   [3] Солженицын А.И. Русский вопрос к концу ХХ века. Голос, М.: 1994.

   [4] Колумб, пытаясь доплыть до Китая, открыл в 1492 г. Антильские острова. В 1497 г. итальянец на английской службе Джон Кабот (Джованни Кабото), избравший северный маршрут в Китай, наткнулся на Ньюфаундленд. В 1500 г. португалец Педро Кабрал, плывущий в Индию вокруг Африки, отклонился и попал в Бразилию.

   [5] Тарле Е.В. Наполеон. Феникс, М.: 1996.

   [6] Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть V. Лекция 84. Мысль, М.: 1989.

   [7] Роль евреев в русских революциях безусловно велика, хотя не определяюща. Революции 1905-го года, Февральская и, вероятно, даже Октябрьская произошли бы и без участия евреев. Но весомая гирька еврейских революционеров на колеблющихся весах большевистской революции помогла правительству Ленина-Троцкого удержать власть. При том, стоит помнить, что гениальный (к несчастью для России) В.И.Ленин был русским дворянином, какие примеси ни находят в нем любители чистоты крови. Без него еврейские члены ЦК не подписали бы позорный Брестский мир и провалили революцию.

   [8] Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М.: 1974.

   [9] Афанасьев А.Н. Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А.Н Афанасьевым. 1857-1862. Ладомир, М.: 1998.

   [10] Тютчев Ф.И. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону: 1996.

   [11] Толстой А.К. Одарив весьма обильно. В кн: Колокольчики мои. М., 1978.

   [12] Алданов М.А. Картины Октябрьской революции; Исторические портреты; Портреты современников; Загадка Толстого. СПб: 1999.

   Жизнью своей Алданов опровергает одномерные схемы "конспирологов". Еврей по происхождению, Марк Александрович Алданов (Ландау) был масоном и не простым, а членом-основателем ложи Северная Звезда Великого Востока Франции (Берберова Н.Н. Люди и Ложи. Калейдоскоп; Прогресс-Традиция, Харьков; М.: 1997). "Жидо-масон" Алданов любил Россию и внес немалый вклад в развитие русской культуры. Добрый след он оставил и в истории русской эмиграции: помогал нуждающимся писателям, способствовал избранию И.А. Бунина Нобелевским лауреатом.

   [13] Соловьев С.М.Сочинения. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 8. Мысль, М.: 1989.

   [14] Назаров М. История кирилловского подлога. 1996. Москва, 4, 96 - 127.

   [15] Флоренский П. Около Хомякова. Сергиев Посад: 1916.

   [16] Розанов В.В. О подразумеваемом смысле нашей монархии. СПб: 1912.

   [17] Розанов В.В. О себе и жизни своей. Моск. рабочий, М.: 1990.

   [18] Солоневич И.Л. Народная монархия. 1971. Феникс, М.: 1991.

   [19] Леонтьев К.Н. Россия перед вторым пришествием. М.: 1994.

   [20] Платонов О.А. История русского народа в ХХ веке. Т. 1-2. Родник, М.: 1997.