В диалоге с Аллой Волковой

На модерации Отложенный

 

Мне показался пост (http://gidepark.ru/community/4707/content/1490484) простым. Это первое впечатление было вызвано той легкостью языка, которым  он написан. Легкочитаемость сначала сработала против текста, но уже пробегая его ближе к концу, оставалось ощущение чего-то недопонятого. Чего-то сказанного, но не услышанного. Я перечел трижды. Сел читать в четвертый раз- каждый раз странным образом выделял разные места и находил в себе новые  реакции на уже прочитанное. Очень хотелось поговорить о символах. О символах вообще и о Куликовом поле- в частности.. Но потом аргументы как-то меркли, что ли,  на фоне поднятого вопроса- можем ли мы  через память ассоциировать себя с теми  «богатыри- не мы», которые отстояли нам наше право на идентификацию  себя как единого народа. И являемся ли мы сейчас достойным того подвига и тех жертв, которые были принесены нашими предками  ради, по большому счету говоря, нас всех сегодня живущих. И не только в России. И не только для русских, потому, что будучи объединенными языком-  «наше продвиженье по планете особенно заметно вдалеке»- «мы» давно распространились по всему земному шару.  Находясь внутри одной языковой культуры- мы продолжаем оставаться тем неделимым «мы» , которое легче прочувствовать, чем объяснить. И под этим углом мне мои каверзные вопросы про историческую достоверность  Куликовской битвы показались не важными и отступили на второй, третий план: даже если в этой версии образования народа больше легенды, то это только  означает, что эта версия была принята народом, как отвечают нашим тайным чаяниям  слова случайные пиита. Как будто эта  версия задела какие-то тайные струны в человеках, заставив звучать их в унисон. И в этот момент , как из отдельных какофоний  настраивающихся инструментов перед концертном по волшебному взмаху дирижера вдруг рождается оркестр, так и из отдельных мыслей и чувств ВДРУГ рождается народ. Вдруг. Не объяснимо. Чудесным образом. Сакрально.

И потом уже никто не задает вопрос- с чего начинается Родина и где она кончается. Как точно заметил когда-то  Гришковец: «"Российские моряки НЕ спрашивали , каков числом враг , но где он!» Мы в этом вот несложном вопросе… потерялись.

Потерялись, увы.

Можно много аргументов каких-то привести в оправдание. Но надо ли? Когда есть вот такой прозрачный, до наивности простой текст.

Когда есть просто- не за деньги, не в очередь за ночь, не в долг, а навсегда- перед глазами, куда не глянь я вижу свою родину. Я пишу эти слова с прописных только потому, что хочу подчеркнуть что это именно моя. И родина. Не наполненная какими-то «смыслами», «сигнификатами» или «целепологаниями», а вот такая обычная, бытовая, затрапезная. Но это ведь та самая родина, которая пишется с большой. С самой большой, если ты уважаешь или хотя бы просто лю-бишь своих родителей. Ведь что это за такое родина? Или вот еще- отчизна? Ведь это вот она самая- вот эта, скромная, самая-самая обыкновенная улица, по которой ты каждый день идешь по своим важным и не очень делам. Я читая этот текст в четвертый раз вдруг поймал себя на мысли, что я не ассоциирую текст с полями битв, о которых идет речь в нем. Мне почему-то вспоминался тихий, полутемный храм иконы Божьей матери в г Гдове.

Перед входом его установлены два откопанных археологами   креста. Старые, еще начала прихода в эти края христианства, наверно Х11 или Х111 вв. Сам, восстановленный после большевицкого разрушения, храм стоит на территории, именуемой в тур.справочнике как развалины Гдовской крепости.  От крепости остались лишь часть стен и  кусок крепостного рва.

Но у бывших ворот на входе в крепость висит мемориальная доска. Плохо поддающаяся фотографированию, но твердо и навсегда впечатывающаяся в память:

Основана 1431

1480- осада ливонцами

1581- осада Стефаном Баторием

1611-1614 – пять раз шведы осаждают крепость

1614- взятие города королем Густавом Адольфом

1621- возращение города России

1656- осада шведами

1721- с окончанием Северной войны и созданием г Санкт-Петербург крепость утрачивает свое стратегическое значение

1941- 1945 – оккупация фашистской Германией

 

 На протяжении веков к этому кусочку суши стремились с запада чьи-то войска. И с неизбежным постоянством получали здесь отпор.

Когда я читал эту табличку, трудно было унять дрожь в руках. Мне и сейчас не просто говорить про это…

Когда я читал эту табличку в первый раз, то я уже знал, что в 23-х километрах от этого места наследники тех ливонцев выстроили кемпинги для своих соплеменников, которые регулярно заполняют красивые деревянные , срубленные в «славянском» стиле, домики и наполняют местный более чем скромный бюджет туристическими сборами. Часть этих сборов идет, наверно, и на поддержание  гдовской крепости в остаточно-привлекательном для интуриста виде.

То что не удалось стали, сделало золото.

На берегу Чудского моря, в десяти километрах от Вороньего камня я слышал   немецкую речь. Веселые, очень жизнерадостные старички и старушки играли в мяч перед  вкусно дымящимся барбекю.

Одна моя одноклассница и пасынок моего брата живут сейчас в Германии.  Илюха плохо говорит на немецком. «А зачем,  дядя Коля? У меня в магазине затариваются только наши. Ну- русские. Ну, которые говорят по-русски, в смысле».

 

Я не знаю…

…честно- не знаю –ЧТО БЫ Я НАПИСАЛ СЕЙЧАС НА ТОЙ ТАБЛИЧКЕ ?

 

Не знаю что, но точно знаю как:

я неизбежно бы написал это по РУССКИ.

 

Мне кажется- это последняя крепость, которую мы еще держим.

Которую стоит держать и за которую стоит биться, ибо не из стойкого камня она, но из хрупкого  Слова.

С трудом: уже пали первые рубежи  оборонного разделительного рва, уже дымятся дальние, самые древние башни по углам. Но она еще стоит,  во дни тягостных раздумий по прежнему одна мне поддержка и опора  - велика и могуча,  правдива и свободна...

И только от нас зависит…

и в каждый отдельный момент моей жизни

только от меня зависит 

устоит ли моя часть древнего наследия

Смогу ли , приняв в безвозмездный дар эту часть своей родины, передать её по эстафете

Тем, кто всегда приходит нам на смену. 

имхо

Вот Алле Волковой свой рубеж удержать удается. Хорошо . Ответственно.

Спасибо , приятно чувствовать рядом локоть такого "бойца"

 

 

Простите меня за незакавыченную цитату из Тургенева и неуказанное авторство Высоцкого