Солнце Куликова поля

На модерации Отложенный

 

Куликово поле… Поле ратной славы России…

Трава по колено, запах тёплой земли и цветов. Хмурый день развиднелся, по голубому небу плывут облака, проглядывает нежаркое ласковое солнце. Простор, приволье – такой русский, такой мирный пейзаж! А в музее - рассказ о кровавой сече, о мужестве и подвигах воинов. И оживает вдруг всё, что было когда-то прочитано о Куликовской битве, звучит голосами ратников, звоном мечей русских...

Как это происходит: вошло в сердце, стало собственным переживанием? Ведь всё те же многие столетия отделяют от этого исторического события!

Случилось мне побывать когда-то на другом поле ратной славы – Бородинском.

Начало сентября. Прозрачен осенний воздух, необозримы дали: холмы, перелески, лощинки с ручьями и речушками… Если бы не памятные стелы, поставленные российскими воинами на местах гибели однополчан, ничем бы не отличалось это поле от тысячи других, ничто бы не напоминало о страшном сражении, где «ядрам пролетать мешала гора кровавых тел».

А на том поле, где некогда стояла деревня Хатынь, сожжённая фашистами вместе с жителями, в день нашего приезда шёл сенокос. Под равномерными взмахами косы рядками ложилась трава – и звучал траурный звон колоколов в мёртвой деревне. Здесь тоже светило солнце, кружил голову запах свежескошенного сена – запах жизни!

Жизнь! Именно о ней говорят сердцу родные просторы, ласковый ветерок и неяркое наше русское солнышко. Самый малый стебелёк каждого поля России поёт о жизни. И вот потому в этой мирной тишине так поражает образ битвы, звон которой гудит набатом среди шелеста трав и тихой истомы летнего дня. И тогда знание становится переживанием. И потрясает. И не забывается. И заставляет думать. Здесь взрослеют дети и становятся мудрее взрослые. Раздумья у каждого о своём, но неизменно – о важном…

Шли в бой русские люди. Надевали чистые холщовые рубахи – готовились к смерти. Ради чего отдавали они свои жизни, что защищали?

Конечно же, обороняли родные поселения, своих близких.

Но Куликовская битва произошла не на подступах к родным городам, а в чистом поле, за пределами земель русских. Войско двинулось навстречу неприятелю, русичи искали врага и хотели боя! Историк Лев Гумилёв очень точно сказал, что уходили на Куликово поле разные племена, а вернулся с него единый русский народ. Вот за это без сомнений и колебаний готовы были воины сложить головы: за единую сильную Русь, которая сможет защитить ныне живущих и далёких их потомков, за веру христианскую, за язык русский. Не зря ведь прежде слова «народ» и «язык» являлись синонимами – вспомним пушкинское: «И назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн…». И слова «сохранить язык» значили буквально «сохранить русский народ, русскую государственность».

Сохранить язык... Таков глубинный смысл этих слов: через годы и через много веков на Руси как жили, так и будут жить люди, говорящие на языке своих предков, которые так же трепетно будут любить свою землю и бережно хранить память о славных прадедах, ни сил, ни самой жизни не щадивших ради своей отчины.

Сохранить язык – это значит сберечь связь между поколениями. Слушает ребёнок сказки, читает школьник былины и изучает историю, а старшеклассник в 1941-м идёт добровольцем, не дожидаясь призывного возраста, и отдаёт жизнь за Родину точно так же, как воин на поле Куликовом, – не мудрствуя, не рассуждая о любви к ней.

Сохранить язык… Он, конечно, изменился за 6 веков, наш русский язык. Мы говорим сейчас «горизонт», а когда-то употребляли красивое слово «окоём», то есть «всё, что видит, что обоймёт око». И какая ширь, какой простор в одном только слове! Какой ёмкий образ заключает оно в себе! К далёким векам обращаемся мы в поисках исконного значения слова, желая припасть к живому ключу народной мудрости.

Но часто ли задумываемся мы о том, что теперь наш черёд принять это наследство – народный язык? Достаточно ли сил и времени тратим мы на то, чтобы постичь его богатства или хотя бы элементарные нормы правописания? Сможем ли мы передать всё это потомкам вместе с памятью о своих собственных славных делах?

А задаём ли мы себе такой вопрос: что давало силы русским ратникам идти на смерть?

Слова «боронить» и «оборонять» – одного корня, и соотносятся они так же, как слова «труд» и «ратный труд». Это значит, что работа пахаря и воина была одинаково необходимой и в те времена одна без другой существовать не могла. Шли на бой русские люди, как на страду хлеборобы, потому что подошла пора. Шли с верой в то, что отпоют и погребут их тела по-христиански, поминать будут и потомкам память передадут. За веру сражались. Понимали: не сохранив христианства, не сберегут и народ русский – сомнут его иноверцы. Потому-то прежде нажитого имущества, «портов и узорочья», выносили при пожаре самое дорогое – дедовские иконы. Так было во все века, на том и доныне стоит матушка Русь.

Пережиты многие битвы и смуты, мрак безверия и разрушения. Мы свято храним память о славных предках, трудами которых живёт наш великий язык и во веки веков будет стоять на Руси вера христианская.

Много говорится сейчас о необходимости найти национальную идею – как будто её можно придумать и навязать целому народу! Под ясным солнцем Куликова поля понимаешь, что ничего не надо придумывать и навязывать – просто надо беречь нашу родную землю, трудиться на ней в поте лица своего, чтобы наши потомки увидели её «зело украшенную» и могущественную. Ради земли русской не жалели живота своего наши прадеды и передали нам её как самое дорогое достояние, которое хранить и преумножать нам завещали.


Князь Дмитрий Донской


Аллея памяти

Памятник Дмитрию Донскому


В музее

А как бы примерить?

Памятник русским воинам, павшим на Куликовском поле


Храм-музей. Купола на башнях в форме шлемов русских и татарских воинов.

 И вовеки веков стоять будет земля Русская!


Ответ Николая Гого на статью: http://gidepark.ru/community/4707/content/1492840