Аюрведа - искусство жить здоровым
На модерации
Отложенный
Аюрведа - искусство жить здоровым
Интервью с Дмитриевой Аллой Владимировной журналу "З турботою про жінку" " (" С заботой о женщине")
В нашем журнале ещё ни разу не шла речь об аюрве́де. Большинство практикующих врачей традиционной (аллопатической, европейской) медицины имеют весьма поверхностное представление об этой древней науке, а потому и относятся, мягко говоря, весьма скептически.
При отсутствии достоверной информации кто-то считает ведическую медицину откровенным шарлатанством, кто-то думает, что аюрведа это то, что предлагают сегодня спа-салоны, а кто-то припоминает загубленное здоровье своих знакомых, отправившихся лечиться в Индию... Но есть и такие врачи, кто в силу жизненных обстоятельств, или же, вследствие природной любознательности, открыли для себя аюрведу. При этом наши коллеги не впали в крайности нетрадиционной медицины, а просто взяли на вооружение и интегрировали в свою практику те уникальные диагностические инструменты, профилактические принципы, и подходы к лечению, которые предлагает данная наука.
Об аюрведе, о её возможностях и совместимости с традиционной медициной мы беседовали с директором центра ведической медицины «Расаяна», доктором медицинских наук, лауреатом Государственной премии Украины в области науки и техники, Дмитриевой Аллой Владимировной.
Алла Владимировна, для начала самый традиционный вопрос: почему аюрведа и как Вы к этому пришли?
Сразу скажу, что путь не был прямым. Я окончила университет имени Т.Г. Шевченка и занималась такой фундаментальной дисциплиной как физиология человека. Поэтому я кандидат биологических, а не медицинских наук. Кандидатская моя находилась на стыке физиологии и биохимии и мои научные интересы тогда, в конце 70-х, касались липосом. Работа, к счастью, имела практический выход – на полках наших аптек есть «Липин».
Затем была экспериментальная кардиология. А поскольку любая экспериментальная наука - это сплошная патология, то моя докторская уже находилась на стыке патологической физиологии и клинической медицины. Поэтому я доктор медицинских наук.
Мне сложно вспомнить, когда же я начала интересоваться нетрадиционной медициной. Пожалуй, это было начало 90-х. В те времена стало появляться довольно много разнообразной литературы по данному вопросу, что-то я читала, с кем-то советовалась. И, как это обычно бывает, полученные знания и рецепты сперва использовались для себя и близких. Разумеется, то, чем я тогда занималась, аюрведой не являлось. Это были разрозненные знания, которым не хватало главного - системы. В поисках системы я интересовалась многими направлениями того, что называют «нетрадиционными подходами», и перепробовала практически всё, что было доступно, пока не нашла аюрведу.
В то время я интересовалась тибетской медициной, была и соответствующая литература. Именно там я и обнаружила, что в основе самой фундаментальной книги по тибетской медицине «Чжуд-ши» лежит перевод одного из трактатов по аюрведе – Аштанга Хридайя Самхиты. Так я добралась до первоисточника и целенаправленно погрузилась в изучение этой науки.
Была и непосредственная работа со специалистами из Индии, которые приезжали к нам в Украину. Хочу подчеркнуть, что это были не доморощенные лекари, а специалисты Гуджаратского аюрведического университета. В течение целого года мы практически ежедневно работали вместе с ними, получая одновременно знания и навыки, поскольку книга может дать лишь самую базовую информацию, а дальше уже нужно искать учителя.
У меня есть личный, причём неудачный, опыт лечения в довольно авторитетной аюрведической клинике в Индии. Большинство тамошних лекарственных препаратов мой организм воспринимал с трудом и в основном боролся с самим лечением, а не восстанавливался. Почему так случилось?
В результате совместной работы с индийскими специалистами нам удалось прийти к очень важному, на мой взгляд, выводу. Та аюрведа, которая есть в Индии, - это канон. Его нужно с благодарностью принять, а дальше необходимо всё адаптировать к местным условиям. Собственно это в своё время сделали Тибетские врачи. Они взяли за основу Аштанга Хридайя Самхиту, но фармакопею полностью перевели на своё сырьё, т.е. на те лекарственные средства, которые доступны у них, и адаптировали к местным условиям жизни.
Аюрведа в чистом виде и без адаптации для жителя Европы может быть не всегда полезна. Ведь не случайно множество попыток привести сюда классическую индийскую аюрведу с треском провалились, а те клиники, которые пытались этим заниматься, после нескольких серьёзных осечек (неблагоприятных исходов лечения) попросту закрывались. Не следует забывать, что мы живём в совершенно других климатических условиях, мы питаемся не так как жители Индии, у нас другие биоритмы, и у нас нет тех лекарственных растений, которые есть у них. При этом наши травы не менее эффективны! Их веками использовали ведуны и знахари.
Что же представляет собой аюрведа?
В доступной литературе и в интернете можно найти массу определений. Само слово обозначает в полном переводе «знание о жизни» (Аюр - «жизнь», Веда - наука, знание).
Однако в первую очередь аюрведа – это система медицинских знаний, в которой есть всё: анатомия, физиология, патология, принципы регуляции, профилактика, диагностика.
Принципиально аюрведа отличается от нашей системы в первую очередь тем, что она профилактическая по сути. Она учит жить здоровым, а не только лечит заболевания. Поэтому врачу аюрведической медицины человек интересен с момента зачатия и в течение всей его жизни, а не только тогда, когда у него появляются жалобы, симптомы и он нуждается в помощи врача.
Известно изречение Н.И.Пирогова, о том, что будущее принадлежит медицине предупредительной. Выходит, что предупредительную медицину следует искать не в будущем. Она уже среди нас и, как я понимаю, довольно давно. Сколько лет аюрведе?
Самый древний текст, доступный для изучения западным учёным датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Это текст на санскрите. Существуют ещё более древние источники, на них ссылаются, однако их не показывают. Во всяком случае, не показывают всем, и европейцам в первую очередь. Почему?
Примером может служить мармавидья. Мармы — это такие очень активные точки тела, в которых тонкие энергетические структуры соединяются со структурами физического тела. Воздействие на эти точки может как излечить, так и убить. Поэтому эти знания передаются от учителя к ученику и очень осторожно. Кроме того, учитель несёт ответственность за все последующие действия ученика, а поэтому передать действительно глубокие знания может только тому человеку, за которого, что называется, ручается.
В традиционной (европейской) медицине существует устоявшаяся практика узкой специализации врачей: пульмонология, урология, кардиология, невропатология и т.д. Насколько я знаю у аюрведы несколько иные подходы и принципы?
В аюрведе всё наоборот. Я даже больше скажу: аюрведа не только рассматривает человека как физически целостную структуру, она зиждется на принципе единства человека и Вселенной. На самом деле понимание концепции трёх дош, на которой основывается аюрведа, невозможно без знания философских воззрений Веданты относительно строения Вселенной.
Ведь помимо телесного уровня организации материи, грубого по своей сути, есть ещё и тонкие уровни, выполняющие роль управляющих принципов для структур и функций физического тела. Более тонкое всегда управляет более грубым. Поэтому в лечении всегда желательно воздействовать и на эти тонкие структуры. Будет ошибочным полагать, что болеет только один орган и можно только его и лечить. Воздействие должно быть сквозным – от тонких составляющих до уровня клетки. Только такой подход даст стойкий и выраженный эффект, особенно в лечении хронических заболеваний.
Приведу простой пример. Пересадка сердца при дилятационной кардиомиопатии, казалось бы, должна полностью избавить человека от проблемы. Однако уже через 3 года сердечная мышца снова становится дряблой и слабой. Что получилось? Орган заменили, а условия, которые формировали патологию, не устранены: обменные, гормональные, энергоинформационные поломки остались.
Насколько аюрведа сочетаема с традиционной медициной? Может ли врач аллопатической медицины пользоваться её лечебно-диагностическими приёмами?
Аюрведа абсолютно совместима с традиционной медициной.
Если врач, вдобавок к своему основному лечению, даст пациенту чёткие и правильные рекомендации по питанию, питьевому режиму и режиму дня, физическим и психо-эмоциональным нагрузкам, это уже будет совсем другая медицина. Причём знания аюрведических подходов позволит врачу дать эти рекомендации: а) индивидуализированные с учётом конститутивного типа пациента (соотношение трёх дош); б) адаптированные к времени года; в) адаптированные к возрасту пациента.
Современные врачи, и, к великому сожалению, современные пациенты, слишком надеются на лекарственные препараты, забывая о таком фундаменте как образ жизни и образ питания. Выпить таблетку просто. Это не требует усилий. И именно эта простота весьма соблазнительна. А вот подняться с дивана и пойти в спортзал гораздо сложнее. Отказаться от порочных пищевых пристрастий или наладить режим питания часто бывает чрезвычайно сложно. А без этого эффект любой пилюли будет кратковременным. К сожалению, сегодня врачи перестали об этом говорить и чаще всего не делают акцента на необходимости изменении образа жизни своих пациентов.
Какие основные диагностические и лечебные подходы использует аюрведа?
Те, что были известны ещё земским врачам. В классической аюрведе очень большое внимание уделяется сбору анамнеза. Не должно быть вопросов, которые «стыдно» задать. С одной стороны пациент обязан честно отвечать на вопросы, с другой стороны врач должен уметь эти вопросы формулировать. Детальный и подробный осмотр обязателен: покажите язык, подышите, состояние кожи, волос, ногтей, цвет и запах мочи, и т.д.
В результате, на основе беседы с пациентом врач формирует картину болезни. Немаловажно также выяснить, как пациент воспринимает своё недомогание. Часто пациент на первый план ставит какой-то малозначимый симптом, но для него это мучительно и важно. Приоритетный симптом может помочь врачу подобрать ключик к пациенту. Если этот симптом устранён сразу возникает доверие и можно двигаться дальше и решать более глобальные проблемы.
Пульсовая диагностика (диагностика по пульсу) является уникальным и очень точным диагностическим инструментом, позволяющим получить огромное количество информации об органах и системах пациента и оценить наличие энергетических резервов. Разумеется, умение приходит с опытом, и любой навык оттачивается регулярной практикой, однако ничего непостижимого в пульсовой диагностике нет. На базовом уровне ею могут овладеть многие.
Что касается лечебных воздействий, то мы очень широко используем фитотерапию, которая составляет основу лечения. Преимущественно это наши травы, произрастающие в нашей стране и на нашей земле. Отличительной особенностью аюрведы является активное использование масляных форм препаратов (масляные экстракты трав), а не только отваров, настоев и настоек. Следует сказать, что масляные массажи у славян были очень распространены. Костоправы, в частности, без масла не работали. Однако мы эти знания растеряли. В Индии же эти знания систематизированы, собраны и отточены многовековым практическим применением. Масляные формы незаменимы для людей ослабленных, с сухой кожей и слизистыми, для стариков, поскольку эти препараты одновременно лечат и питают.
Кроме того масляные формы позволяют выводить жирорастворимые токсины, т.е. то, что в аюрведе называется «ама». Никаким другим способом гидрофобные метаболиты из организма не вытащить и никакая другая система очистки не располагает технологиями удаления гидрофобных токсинов, кроме аюрведы.
При этом готовые аюрведические препараты из Индии мы тоже широко применяем. Мы также используем различные техники массажа и всевозможные очистительные процедуры, прописанные в канонических учебниках по аюрведе.
В литературном источнике по аюрведе «Раса-шастре», датируемом первым веком нашей эры, описан процессинг металлов и приготовение басм. По сути своей басмы – это наноформы, зольные формы металла, получаемые путём многократного пережигания начального субстрата по определённой технологии. Иными словами, наноформы того же золота, аюрведа использует уже очень давно. Они в небольших количествах входят в состав готовых аюрведических лекарственных средств.
Насколько применима аюрведа в акушерстве и гинекологии?
Абсолютно применима! Разумеется мы говорим не об острых состояниях, и не о проблемах, требующих хирургической или реанимационной помощи. Однако тот арсенал средств, которыми располагает аюрведа, позволяет справляться практически с любыми хроническими гинекологическими проблемами. Чаще это хронические воспалительные заболевания матки и придатков, кисты яичников, миомы матки.
Что касается онкологических заболеваний – то это, во-первых, вопрос не однозначный и сложный, а во-вторых это личный выбор пациента. Если пациент отказывается от оперативного лечения, химиотерапии, лучевой терапии мы можем обеспечить ему определённую поддержку и медикаментозное сопровождение. Я не говорю, что в арсенале аюрведы есть средство от рака. Есть определённые воздействия, которые могут помочь пациенту и поддержать его. Надо сказать, что множество случаев самоизлечения от рака, часто основывается в первую очередь на мотивированности пациента. Так, например, женщина, у которой есть маленький ребёнок и которая страстно жаждет жить, скорее всего, жить будет и справится с заболеванием. Ибо она говорит себе: «я не имею права умереть!» А тот, кто раскис и сдался, тот, как правило, обречён.
Что такое репродуктивная система женщины с позиции аюрведы?
Это любовь!
Минуточку! А как же гипоталамус, гипофиз, гормоны?
Тогда как патофизиолог могу сказать, что пока на уровне гипоталамо-гипофизарной системы правит бал АКТГ, а надпочечники извергают кортикостероиды и катехоламины, о какой репродуктивной функции может идти речь? Как вы понимаете, я сейчас описала эндокринную основу хронического стресса. Поэтому нет ничего удивительного в том, то женщина, сфокусировавшаяся на карьере, работе, деньгах, положении в обществе, хронически недосыпающая и при этом пытающаяся, как бы мимоходом, забеременеть, терпит неудачу. В условиях стресса организм отдаёт энергию и субстрат на поддержание других функций. Репродктивная функция выключается за ненадобностью.
Жизнь тела – это тварная жизнь, и мы ничем тут не отличаемся от животных. Но у человека есть надстройки, которые эту тварную жизнь могут изменить. И снова мы приходим к тому, о чём говорили в самом начале, о тонких составляющих, о высших управляющих принципах, о единении человека, сотворённого по образу и подобию Божьему, со Вселенной и своим создателем.
Для реализации репродуктивной функции женщине необходимо подняться выше «тварного уровня жизни», изменить сознание и мышление. Планирование беременности требует успокоения и умиротворения, правильной расстановки жизненных приоритетов, умения любить окружающий мир и себя в нём. Я не случайно об этом говорю. Ведь через наш центр прошло достаточно большое количество якобы бесплодных супружеских пар. Сегодня они уже растят детей.
А для беременных мы предлагаем обучающий курс, в ходе которого даём информацию о питании и образе жизни, а также образе мировосприятия при беременности, помогаем справиться с неприятными симптомами, связанными с беременностью, не допустить обострения хронических заболеваний и подготовиться к священному таинству рождения новой жизни.
Комментарии