Из истории Просвиты
Как постановила 5 лет назад предыдущая юбилейная конференция Просвиты, первая организация с таким названием возникла 8 декабря 1868, конечно же, в Львове, когда «народовец» А.Вахнянин собрал то ли 60, то ли 80 местных студентов и создал «организацию для изучения и просвещения народа». Цели были благие: соединение научного интеллектуального потенциала с национальной окраской и широкими народными массами, но… Несколько слов о тогдашней ситуации: в Галиции существовали 2 основные партии: москвофилы, ориентирующиеся на Россию и ведущие дело к союзу Червонной Руси и Великой Руси, и австрофилы, ориентирующиеся на Запад. Эти последние имели сильную поддержку Австрийского правительства (Галиция находилась в составе Австро-Венгрии), культивировавшего идею национального отличия украинцев от русских, «отдельного украинского народа», дабы избежать потери этой территории. Данную же цель преследовали и Просвиты, создававшие «нормативный украинский язык».
Австрофилы, принявшие лицемерное название «народовцев», провозгласили ориентацию на традиционную культуру местного народа, на консервативного, религиозно-патриархального крестьянина. Среди «народовцев» было много сельских попов, что обусловило крайний клерикализм партии. Провозглашая ограничение деятельности лишь языком, просвитяне, в опоре на сельских священников и учителей, создали сеть библиотек, читален, кооперативов. И.Франко критиковал их за социальный консерватизм и выпуск посредственной литературы, единственным достоинством которой был язык - украинский. За это галицкий «бомонд» подверг его бойкоту и даже добился в 1878 привлечения к суду за связи с польскими социалистами. К 1914 сеть Просвит в Галиции состояла из 77 отделений и 36000 членов. В Буковине действовала аналогичная организация «Руська бесіда» -13000 членов.
На Большой Украине Просвиты появились в период первой русской революции (Одесса - ноябрь 1905, Екатеринослав - декабрь 1905). К 1907 отделения Просвиты были открыты уже в 35 городах. В целом местные Просвиты были более прогрессивными, например, Черниговскую в 1906-1908 возглавлял известный писатель М.Коцюбинский, в Полтавской работал П.Мирный, в Киевской - композитор М.Лысенко, историк Б.Гринченко, писательница Л.Украинка. В период послереволюционной реакции Просвиты оставались единственными легальными украинскими организациями. Они устраивали библиотеки, спектакли и старательно избегали политики. Но политизация, врожденный грех Просвит, пышным цветом расцвела в Галиции, где просвитяне в 1914 активно участвовали в создании украинских военных отрядов, воевавших на стороне австро-германцев против России.
Революционный период 1917-20-х годов внес некоторое оживление, но к началу 1920-х Просвиты на советской Украине в результате школьной реформы были заменены сетью изб-читален и клубов. Оставалась одна Галичина. Власти Польши проводили политику ликвидации украинства. Украинские школы закрывались, но вместо них открывались частные, например, на деньги униатского митрополита Шептицкого. Эта работа координировалась объединением «Рідна школа». И снова Просвиту губила политизация: по донесениям польской полиции, почти все активисты Просвит одновременно являлись членами Украинских национальных партий. Загнанные в подполье коммунисты тоже пытались вести через Просвиты легальную деятельность; к началу 1930-х им удалось подчинить своему влиянию большинство местных филиалов, но клерикально-националистическая верхушка во главе с Голушевским не погнушалось с помощью польской полиции изгнать слишком левых делегатов с общекраевых съездов Просвиты в июне 1931 и марте 1932. Возникшая в то время Организация Украинских Националистов тоже подключалась к этой сфере, проведя в 1933 «школьную акцию» - ряд терактов против польской школьной администрации. Были убиты школьные кураторы Я.Собинский, М.Гадомский, директор Львовской украинской гимназии И.Бабий.
Второе пришествие Просвиты на Украину связано с немецко-фашистской оккупацией. Известный факт: кроме печально знаменитых украинских батальонов СС «Роланд» и «Нахтигаль», двигавшихся вместе с вермахтом и вырезавших в городах Украины «жидов, ляхов и большевиков», на Украину двинулись и «походные группы ОУН». Именно они создавали в городах Центральной и Восточной Украины Просвиты. Например, Киевская была создана «походной группой ОУН (мельниковской)» под руководством О.
Кандыбы, Харьковская - «походной группой ОУН (бандеровской)» под руководством Кравчука (вероятно, однофамильца одного из украинских президентов). В каждой Просвите кроме школьной, церковной и других секций, обязательно была специальная секция антибольшевистской пропаганды. Согласно Уставу, в Просвиты принимали только украинцев не моложе 18 лет. «Украинизация» Украины сопровождалась преследованием русского языка. Например, в селе Павловка, Одесской области семиклассниц Машу Афанасьеву и Ульяну Заволокину публично выпороли за то, что в их сочинениях, написанных на румынском языке (Одесщина была оккупирована Румынией) попадались русские буквы. Масштаб: за одну русскую букву - 3 розги.
Рассмотрим для примера деятельность Харьковской Просвиты. Возглавлял её Дубровский, незадолго до войны вернувшийся из ссылки «за контрреволюционную деятельность». О её связях с ОУН открыто говорилось в докладах местного отделения полиции и СД. Просвита была довольно крупная - до 600 человек (для сравнения: Сватовская районная Луганской области – 80 человек), имела свою газету «Нова Україна». Правда, поначалу её редактор Царинник, бывший сотрудник «Социалистической Харьковщины», не хотели подчиняться Просвите, в связи с чем глава местного «Громадянського комітету» Доленко в сердцах бросил интересные слова: «в газете пишут те же самые борзописцы, которые писали в советских газетах, по содержанию – та же самая аллилуйщина, те самые обороты языка и схема агитационных статей». Просвита организовала 7-8 января 1942 празднование рождества под антибольшевистскими лозунгами и портретами Петлюры, Мазепы, Гитлера и Мельника, затем - панихиду по Петлюре. Когда весной 1942 вермахт провел под Харьковом удачную операцию, окружив и уничтожив несколько советских дивизий, просвитяне поторопились верноподданически поздравить немецкие власти с победой. В декабре 1942 Дубровский и другие были удостоены приглашения посетить Германию с официальным визитом.
Киевская Просвита: действовала легально, тесно сотрудничая с оккупационной пропагандисткой службой «пропаганд - штафель». Внедрённые в Днепропетровскую Просвиту агенты СД доносили, что в программной речи её главы основной целью провозглашалось «борьба против большевиков и поддержка немецкого вермахта», что, впрочем, не спасло её от закрытия в конце того же года.
Политизация и ограничение работы только этническими украинцами способствовали падению и без того низкой популярности Просвит, сужению социальной базы и фактическому краху ещё до освобождения Украины. Сами немцы, разочаровавшись в Просвитах, в 1943 начали их закрывать. Изгнание фашистских оккупантов привело к краху национал-коллаборационистов. Просвиты сохранились лишь в диаспоре, например, работала Просвита в Бразилии.
Третье пришествие Просвит на Украину связано с так называемой перестройкой и национальным возрождением. В феврале 1989 возникло Товарыство Украинской Мовы имени Т. Шевченко, возглавленное Д. Павлычко. Очень скоро ТУМ вышло за рамки национально-культурных проблем (опять политизация – врожденный грех Просвит), фактически превратившись в националистическую партию, оппозиционную советскому строю. В октябре 1991 ТУМ переименовалось во Всеукраинское общество «Просвита» им. Т.Шевченко, был узаконен отказ от ограничения деятельности только языковой сферой, председателем Просвиты стал П. Мовчан. На востоке Украины организации Просвиты зачастую являлись лишь плацдармами для создания более радикальных групп, т. е. националистических партий. Но это привело и к тому, что деятельность собственно Просвиты на Украине почти прекратилась. Да она фактически и не нужна, украинизацию активно проводит само государство. А просвитяне создают предлоги.
В Донецкой области, например, вышеупомянутая реорганизация привела к расколу: здесь существуют 2 параллельные Просвиты. Одну возглавляет ректор госуниверситета В.Шевченко, другую М.Олийнык, по совместительству глава местного Конгресса Украинских Националистов. А что такое КУН - откровенно писалось в её предвыборной листовке 1994 года: «Мы, КУН, - прямые наследники ОУН, которую в народе называют бандеровцами».Обе Просвиты активно сотрудничают с Рухом, украинским «козацтвом» и насчитывают около 6000 человек.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором