Где русский дух?

На модерации Отложенный

Он там, куда окунался Пушкин, начиная поэму «Руслан и Людмила», в мире завораживающих сказочных образов, в проголосной песне няни, где «девица за водой по утру шла». У Гоголя он даже там, среди мерзких рыл и мёртвых душ, где проносится Русь – тройка! Густой русский дух от русского языка не давал Тургеневу оторваться от родины, каким бы офранцуженным он ни был.

   Он, русский дух, конечно, и в лесковском Левше, который подковал «аглицкую» блоху, да ещё и своё клеймо на той подкове поставил. Даже в позорно проигранной русско – японской войне начала XX века русский дух моряков «Варяга» пронёсся над миром информационным зарядом человечности. Да таким зарядом, что после чтения газетной заметки об этом подвиге, в сердце австрийского юноши Рудольфа Грейнца родились стихи, которые, будучи переведёнными через неделю в Киеве Е.Студенской и положенные на музыку А.Турищевым, стали русской народной песней «Варяг». Вот как живёт и дышит русский дух! Вот уж поистине, « где хощет».

   Казалось бы, огромный поток слов и славословий в адрес «первого президента свободной и демократической России, такого своего, «русского» по обличью, словечкам, ужимкам и вредным привычкам, Б.Ельцина, «пиара», говоря по - современному, должен был затмить даже «культ личности» И.Сталина, совсем уж грузина даже по обличью. А русский дух «на дух» не приемлет Ельцина и считает Сталина самым русским. Вот и пойми этих русских умом!

   В Конституции РФ, в которой указано, что «власть принадлежит народу», этот самый народ назван «многонациональным народом». В этой конституции нет русского духа, Русью не пахнет. Слово «русский» ни разу не упоминается. Ю.Поляков, высказав ряд метких и справедливых мыслей о современной национальной политике (вернее, о её отсутствии) в статье «Лезгинка на лобном месте» (ЛГ, №4, 2011) назвал этот курьёзный феномен «государствообразующим вакуумом».

   Первые большевики в угаре революционной победы позволили в области культуры захватить власть вульгарным социологам из «Пролеткульта», выстроившим творческую интеллигенцию по ранжиру социального происхождения. Идейный и организационный разгром «Пролеткульта», к которому успел приложить руку и мысль Ленин ( «Коммунистом можно стать, лишь обогатив память знанием тех богатств, которые выработало человечество»), вернул Пушкина на корабль современности, перестал «топтать рафаэлей»; на подмостки самодеятельности и профессиональные сцены вместо «прямых, как штык, синеблузых ролей» вернулись русская песня, русская и мировая классика.

   Разве этот опыт не говорит о русском духе? Ведь вульгарные социологи не сразу сдались. Ещё долго, даже в 30-х годах, так называемые «шкрабы»( школьные работники), также хотели на волне пролетарского интернационализма всучить педологический школьный стандарт (и тоже без русской истории, как и нынешние реформаторы). Кто же их вернул к «русскому духу»? Кто украсил учебники, книги, кинофильмы, страницы газет и журналов именами великих русских полководцев, учёных, писателей, художников, композиторов? Кто именами этих великих вдохновил народ на священную войну? Сегодняшние «десталинизаторы» из кожи лезут вон, чтобы доказать, что победа в той священной войне далась не благодаря, а вопреки И.В.Сталину.

   Ладно, собака лает, а караван идёт.

Не всё, конечно, буквально зависело от Верховного, но в данном случае(мы говорим сейчас об образовательном стандарте) роль Сталина в разгроме исторической школы академика Покровского в предвоенные годы была ощутимой. Для продолжения и укрепления русского духа в советской культуре и образовательном процессе она имела не меньшее значение, чем разгром Лениным «Пролеткульта». Надо же при этом иметь в виду, что советская десятилетка унаследовала организационно и методологически старую дворянскую гимназию, отринув классовое «комчванство», потому что старая русская школа была нацелена на всесторонне развитого и гармоничного обладателя аттестата зрелости. Русский дух в таком случае молвит: от добра добра не ищут.

   А что делают современные реформаторы образования? Их проектные изделия пахнут аглицким, болонским и французским. Не пахнут только «духом русским».

  

   Прав Ю.Поляков, что без русской скрепы образуется «государствообразующий вакуум». Нынешний президент «многонационального народа» наконец-то озаботился национальным вопросом и повелел выложить перед ним до декабря «скрепу» наподобие бывшей «новой исторической общности – советского народа». Помнится, его предшественник и Крёстный отец Ельцин уже требовал родить новую идею – ни русскую, ни советскую, типа «россиянскую», но сколько ни бьются, один «оффшор» выходит. Поляков в той статье задался совсем не риторическими вопросами: Как создавать новую «общность»? На какие средства. В рамках каких государственных институтов?

   Дерзну предложить одну из возможных концепций ответа.

   1.Развернуть широкое общественное движение за внесение поправки в Конституцию, которая вместо «многонационального народа» перечислила бы все 63(или – уточнить - сколько?) национальности России, не имеющих государственных образований за рубежом. «Государствообразующий вакуум» будет заполнен. (Порядковые номера списка – в зависимости от численности). Отметка в паспорте «национальность» обрела бы правовую востребованность данного лица в решении проблем своей нации.

   2.В стране иметь не одно, а 63(или?) министерств национальных культур (русской, татарской, якутской, осетинской и т.д.), которые будут иметь особый статус общественно–государственных Центров, возглавляемых избирательными Советами из числа известных национальных деятелей. Решения этих советов в духовной сфере (язык, письменность, культура, искусство) для данной нации являются высшим авторитетом и никем не могут быть отменены.

   3.Диаспоры народов, имеющих государственные образования за рубежом, структурируются в НКА (национально – культурные автономии).

   4.Все министерства национальных культур координируются единым Министерством государственной национальной политики (Миннац), составной частью Правительства РФ.

   5.Единое экономическое пространство с единым государственным (русским) языком функционирует без учёта национальных особенностей на основе экономических законов и правовых договоров.

Все кушать хотят одинаково, а песни разные поют. Русский народ не обязательно называть старшим братом, чтобы признавать его старшинство, петь свои песни, но считать государствообразующей скрепой знание языка старшего как своего второго родного.