Лебединая песнь Соловья

На модерации Отложенный

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ СОЛОВЬЯ

Начало нынешнего июля можно было бы считать действительно «прорывом либеральной монополии на ТВ», как об этом поспешила, на мой взгляд, заявить «Литературка» о явленных миру в позднее время на стыке суток со 2 по 5-ое четырёх монологов писателя А.Проханова «Солдат Империи»

Можно было, если бы не одно «но».

В русской литературе и общественном сознании России писатель и журналист Александр Проханов давно, прочно и по праву завоевал славу последовательного, яростного и пафосного защитника Советского Союза как красной ипостаси имперской российской государственности. Побывавший чуть ли не во всех горячих точках планеты и разрушающегося Союза он отразил эти горячие события в своей страстной публицистике и густометафорной прозе, за что ещё в советское время «либеральствующая интеллигенция», по его собственному выражению, стала звать его «соловьём Генерального Штаба».

Так вот, увиденные и услышанные монологи, к сожалению, невольно ассоциативно отсылают к известной басенной ситуации, когда «худые песни соловью в когтях у кошки».

Даже предваряющая каждый монолог видеокартинка уже «кажет коготок»: наряду с удачным подбором портретов писателя разных возрастов даётся панорама всеобщего разрушения пирамид, плотин, памятников, превращающихся в хаос, над которым возвышается монументальная фигура писателя, уже не солдата империи, а самого императора, взамен разлетающейся на куски скульптуры Ленина.

Наука ТВ умеет много «гитик». Следующий «коготок-гитик» выглядывает из жанрово-стилевого окраса самого повествователя. Телезритель уже имеет представление о бунтарском облике хлёстского полемиста Проханова из «дискуссионных» телепередач, куда стали его приглашать после того, как он признал в Путине своего, «императора»-государственника. Посаженный перед камерой мемуарно комментировать видеоряд кинохроники из горячих точек, где он бывал, «соловей» утратил присущие ему «трели», «всхлипы», «щелчки», пел вполне уютно, пусть не комфортно, но конформистски взвешенно, дозировано в соответствии с форматом «коготков».

Наверное, лестно уподоблять себя «певцом во стане русских воинов», тем более, что богатая биография, сотворённая командировками-лицензиями ГлавПУРа «непобедимой и легендарной» позволяет творить на её основе множество ярких и впечатляющих фильмов. Тем более, что такую возможность дают и сама темпераментная фигура и общественное реноме Александра Проханова, давно уже не только «певца», «соловья», а ставшего в сознании народа вместе со своей газетой «Завтра» одним из центров оппозиции силам, направленным на разрушение его любимой Империи и унижение «непобедимой и легендарной» .

Эти антиимперские и антиармейские силы прежде всего антипатриотичны, и, естественно, Проханов-патриот никак в их «формат» не вписывается. Его появление на телевидении в последние год-два в экспериментально-дискуссионных спектаклях сванидзе-кургиняно-киселёвского толка или соловьёвских «поединках» только подтвердили образ борца-трибуна-воителя. А вот в «Солдате Империи» перед зрителем предстал уставший путешественник, ловивший бабочек на глазах у сомалийских бандитов, пивший водку над Гиндукушем вместе с экипажем, перевозившим «груз-200», поражавшийся бледности убитого китайца на Даманском… «Строил мост в социализм, не достроил и устал, и уселся у моста». Разрушенного.

Все четыре «песни», отличающиеся только географией, спеты заунывно, в стиле тех древних русских песен, продемонстрировавших богатую духовную основу этого известного русского писателя. И не более того.

Заинтересованно ожидалось в этом длинном повествовании, где и в каком контексте будет упомянуто имя Того, кому нынче служит «солдат», к кому пришёл на Поклонную. Интерес, согласитесь, не праздный. Он что, «сжёг всё, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал»? Потому и тон заунывный? Не такой ведь воитель Проханов! Ведь даже сквозь унылые нотки отчаяния слышатся в нём мотивы присяги Красному знамени, Красному Смыслу, Красному будущему. Потерю этого Смысла не заменить ни мистикой, ни космогонией. Поэтому, наверное, и не помянут был Тот, с чёрным поясом и «мягкими коготками», умеющими даже Соловья заставить петь лебединую песнь.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ СОЛОВЬЯ

Начало нынешнего июля можно было бы считать действительно «прорывом либеральной монополии на ТВ», как об этом поспешила, на мой взгляд, заявить «Литературка» о явленных миру в позднее время на стыке суток со 2 по 5-ое четырёх монологов писателя А.Проханова «Солдат Империи»

Можно было, если бы не одно «но».

В русской литературе и общественном сознании России писатель и журналист Александр Проханов давно, прочно и по праву завоевал славу последовательного, яростного и пафосного защитника Советского Союза как красной ипостаси имперской российской государственности. Побывавший чуть ли не во всех горячих точках планеты и разрушающегося Союза он отразил эти горячие события в своей страстной публицистике и густометафорной прозе, за что ещё в советское время «либеральствующая интеллигенция», по его собственному выражению, стала звать его «соловьём Генерального Штаба».

Так вот, увиденные и услышанные монологи, к сожалению, невольно ассоциативно отсылают к известной басенной ситуации, когда «худые песни соловью в когтях у кошки».

Даже предваряющая каждый монолог видеокартинка уже «кажет коготок»: наряду с удачным подбором портретов писателя разных возрастов даётся панорама всеобщего разрушения пирамид, плотин, памятников, превращающихся в хаос, над которым возвышается монументальная фигура писателя, уже не солдата империи, а самого императора, взамен разлетающейся на куски скульптуры Ленина.

Наука ТВ умеет много «гитик». Следующий «коготок-гитик» выглядывает из жанрово-стилевого окраса самого повествователя. Телезритель уже имеет представление о бунтарском облике хлёстского полемиста Проханова из «дискуссионных» телепередач, куда стали его приглашать после того, как он признал в Путине своего, «императора»-государственника. Посаженный перед камерой мемуарно комментировать видеоряд кинохроники из горячих точек, где он бывал, «соловей» утратил присущие ему «трели», «всхлипы», «щелчки», пел вполне уютно, пусть не комфортно, но конформистски взвешенно, дозировано в соответствии с форматом «коготков».

Наверное, лестно уподоблять себя «певцом во стане русских воинов», тем более, что богатая биография, сотворённая командировками-лицензиями ГлавПУРа «непобедимой и легендарной» позволяет творить на её основе множество ярких и впечатляющих фильмов. Тем более, что такую возможность дают и сама темпераментная фигура и общественное реноме Александра Проханова, давно уже не только «певца», «соловья», а ставшего в сознании народа вместе со своей газетой «Завтра» одним из центров оппозиции силам, направленным на разрушение его любимой Империи и унижение «непобедимой и легендарной» .

Эти антиимперские и антиармейские силы прежде всего антипатриотичны, и, естественно, Проханов-патриот никак в их «формат» не вписывается. Его появление на телевидении в последние год-два в экспериментально-дискуссионных спектаклях сванидзе-кургиняно-киселёвского толка или соловьёвских «поединках» только подтвердили образ борца-трибуна-воителя. А вот в «Солдате Империи» перед зрителем предстал уставший путешественник, ловивший бабочек на глазах у сомалийских бандитов, пивший водку над Гиндукушем вместе с экипажем, перевозившим «груз-200», поражавшийся бледности убитого китайца на Даманском… «Строил мост в социализм, не достроил и устал, и уселся у моста». Разрушенного.

Все четыре «песни», отличающиеся только географией, спеты заунывно, в стиле тех древних русских песен, продемонстрировавших богатую духовную основу этого известного русского писателя. И не более того.

Заинтересованно ожидалось в этом длинном повествовании, где и в каком контексте будет упомянуто имя Того, кому нынче служит «солдат», к кому пришёл на Поклонную. Интерес, согласитесь, не праздный. Он что, «сжёг всё, чему поклонялся, поклонился тому, что сжигал»? Потому и тон заунывный? Не такой ведь воитель Проханов! Ведь даже сквозь унылые нотки отчаяния слышатся в нём мотивы присяги Красному знамени, Красному Смыслу, Красному будущему. Потерю этого Смысла не заменить ни мистикой, ни космогонией. Поэтому, наверное, и не помянут был Тот, с чёрным поясом и «мягкими коготками», умеющими даже Соловья заставить петь лебединую песнь.