Как я искал Бога,своего Бога.

На модерации Отложенный

 

Поиск Бога

 

Многие люди ищут своего Бога.Для кого то это политический акт. Для некоторых способ самовыражения. И я начал искать своего Бога. Может быть, несколько поздновато - после пятидесяти. У людей по-разному идет духовное созревание. Трудности, а иногда и целая проблема в том, что большинство людей - граждане. У них есть гражданская принадлежность к стране. Есть национальное самосознание, есть и конфессиональная принадлежность, которая чаще всего соседствует с гражданской.

Иначе - в империях. Но это все теория. Практика это подтверждает, но в каждом конкретном случае  она своеобычна.

Религии по-разному откликаются на богоискательство. Но почти все не принимают и даже преследуют богостроительство. Русские люди, особенно высокообразованные, часто ищут своего Бога. Это бог их разума. Порой он соседствует с общим богом, но выглядит иначе.

Православная церковь не принимала такой порыв к богоискательству. Особо рьяных богоискателей, претендующих на общественную роль, преследовала. Особенно жестко и даже жестоко преследовались богостроители. Однако по сравнению с Западом (где и богоискателей, и богостроителей сжигали в массовом порядке, особенно католическая церковь и инквизиция в Испании и в ее владениях), Россия и ее православная церковь вели себя относительно мягче. Здесь ярость борьбы была очевиднее со стороны богостроителей (массовые исходы на другие земли).

Хотелось бы отметить особое отношение иудаизма к богоискательству и богостроительству.

С богоискателями иудаизм вовсе не борется. Отношение к ним со стороны носителей иудаизма (священников-раввинов) сравнительно мягкое. Более жесткое со стороны ортодоксальных приверженцев. Однако и те и другие не шли дальше полемики. Худшим проявлением, даже в средние века, было отлучение от религии (Б. Спиноза). Никаких случаев лишения жизни за религиозное инакомыслие не было. Еврейские священники-ребе сами часто - богоискатели. Они не меняют заповеди, они их трактуют, объясняют, давая людям возможность сохранять религиозную принадлежность, приспосабливая ее к веяниям цивилизации (сопротивление насилию в субботу, субботние лифты, питание больных и т.п.). И к богостроителям отношение несравненно мягче. Сегодня есть несколько течений иудаизма: ортодоксальный, государственный, современный, любавический и др.) Практически между течениями нет антагонизма. Хотя корректные дебаты между политизированными, публичными представителями ведутся. Мне кажется, это правильный путь.

Мне не понятны скрытые, а иногда и явные противоречия между двумя родственными ветвями христианства: православием и католицизмом. Хотя публично это принято ретушировать. При едином Боге и отличающемся проявлении его культа (богослужении) эти противоречия мешают верующим и служат защитой материальных и иных прав штатных богослужителей. Для верующих это очень плохо. Однако это мало мешает богоискателям. Например, мой Бог один в трех лицах, Он - порождение трех религий (включая и догматы иудаизма). Он приемлет католическое богослужение, Он не может отказаться от света и обаяния православных икон, Ему близки отдельные догматы иудаизма. И весь Он мой и Он не столь бескомпромиссен. Он чаще смотрит с улыбкой и пониманием сквозь прищур век на людские слабости. Он склонен доверить спрос с человека самому человеку. Он не смотрит безразлично на гражданина и не ищет в нем верующего. Для него каждый ищущий ближе  чем верующий "без сомнения."

Сомнения нельзя запретить. Они не телесны. Но сомневающийся может быть и другом и братом и сам прийти к богу. Только Богу, но не Его служителям дано оценить, насколько не прав сомневающийся. Сомнение - путь к познанию. Без познания нельзя примирить человека с догматами веры, но можно привести его к пониманию их необходимости для поддержания общественного покоя и равновесия. Не каждый священник может это сделать, ибо они из мяса, костей и слабостей людских составлены. Но слабый человек через раздумье и поиск может прийти и укрепиться в вере. Даже если это вера в чем-то отлична.