В августе 2012-го. Взгляд со стороны

На модерации Отложенный

Летнее затишье в политической жизни Европы неожиданно было взорвано дерзкой выходкой шведских подданных, совершивших нарушение воздушного пространства Беларуси (т.н. «плюшевый десант»).

Последовавшая за этим полемика в СМИ и противостояние внешнеполитических ведомств двух стран неприятно удивили не только европейский истэблишмент, заставив оторваться от долгожданных и так всеми любимых каникул, но и обычных граждан, уже подуставших от черного пиара белорусского лидера.

Обильное количество выдвинутых версий произошедшего вызывает необходимость более пристально и по возможности не предвзято взглянуть на события текущего лета.

Не смотря на официальные заявления белорусских властей, принято считать, что дипломатический скандал между Швецией и Беларусью был спровоцирован именно «плюшевым десантом».

В связи с этим возникает закономерный вопрос: «А кому вообще был нужен этот демарш»?

Швеция

Министерство иностранных дел Швеции официально опровергло свою причастность к акции с «десантом» плюшевых игрушек, о чем и заявил глава пресс-службы внешнеполитического ведомства страны Андерс Йорле.

Можно предположить, что данное заявление вполне заслуживает доверия, так как довольно сомнительно, чтобы глава МИД Швеции Карл Бильдт, ставший только в этом году героем нескольких громких скандалов, согласился на новую авантюру.

Сначала шведская газета «Экспрессен» со ссылкой на свой источник, имеющий доступ к планированию и материалам Wikileaks, сообщила сенсационную новость о том, что господин Бильдт, начиная с 1973 года, сотрудничал с американской администрацией. Причем характер сотрудничества коренным образом противоречил шведскому законодательству.

Затем начал набирать обороты скандал, связанный с попыткой Карла Бильдта воспрепятствовать принудительной продаже за долги здания торгпредства Российской Федерации близ Стокгольма.

На фоне обвинений в шпионаже в пользу США и лоббировании российских интересов, Белоруссия – уж слишком мелко.

С другой стороны, именно главой МИД Швеции в соавторстве с польским коллегой был разработан проект новой концепции взаимоотношений с ближайшими странами-соседями ЕС, в которой определен перечень стран (в т.ч. и Беларусь), с которыми Брюсселю необходимо расширять политико-экономическое сотрудничество.

ЕС

На протяжении ряда лет ЕС в отношении Беларуси проводит вполне прогнозируемую политику. В данном контексте наиболее уместно выражение «кнут и пряник». При сближении позиций – определенные финансово-экономические преференции, при возникновении конфронтации – политико-экономическая изоляция и непрямое вмешательство во внутренние дела.

На сегодняшний день практически все возможные рычаги влияния европейцами уже задействованы (политико-экономические санкции, финансово-информационная поддержка белорусской оппозиции, формирование определенного общественного мнения и т.д.). Было бы логично предположить, что самое подходящее время для Брюсселя осуществить очередную корректировку своего курса в отношении Беларуси – период выборов в белорусский парламент (неординарное событие для любой страны).

Поэтому неудивительна некоторая растерянность европейских чиновников, вынужденных не запланировано обратить свой взор на Восток благодаря своим шведским коллегам. Демонстрируя солидарность и поддержку партнера по ЕС, сложившаяся ситуация была оперативно рассмотрена на заседании комитета по вопросам политики и безопасности в Брюсселе. Вполне прогнозируемо, что принятие решения по Беларуси было отложено именно на октябрь месяц, когда в стране отшумят предвыборные страсти и можно будет делать определенные выводы. Отсутствие скоординированной позиции явно свидетельствует об отсутствии у руководства ЕС информации о планируемой акции Пера Кромвелла.

Дипломатический скандал

Для понимания ситуации с непродлением аккредитации шведскому послу Стефану Эрикссону необходимо совершить небольшой экскурс в недалекое прошлое.

Общеизвестно, что ЕС на протяжении всего своего существования активно осуществляет деятельность по реализации проектов развития и поддержки демократических движений в мире. Не осталась в стороне и Швеция. По информации газеты «Svenska Dagbladet», на эти цели идет значительная часть денег из государственного шведского бюджета. Например, Швеция поддержала проект распространения среди сетевых активистов, в частности в России, Казахстане, Беларуси, а также в Египте, Иране и т.п., программ для шифровки коммуникаций и анонимной сетевой активности.

Шведский портал Telecomix помогает обходить блокировки и фильтрацию сетевых ресурсов властями. Обе системы ранее уже использовались оппозиционными силами в Беларуси, Иране, Тунисе и других странах с так называемыми авторитарными режимами.

Начиная с 2009 года, государственное шведское Агентство международного развития SIDA имеет особый бюджет на оказание помощи сетевым и демократическим активистам. В 2009 году по этой статье правительство Швеции выделило 100 млн. крон, в 2010 году – 150 млн. и в 2011 году – 215 млн. крон.

Министр по вопросам оказания помощи Гунила Карлссон в интервью «Свенска Дагбладет» так прокомментировала такой подход: «С дипломатической точки зрения это может восприниматься как вмешательство во внутренние дела других стран…». Как говорится, комментарии излишни.

Теперь, что касается непосредственно Стефана Эрикссона.

На протяжении 7 лет дипломатической деятельности в Беларуси господин Эрикссон отметился в основном финансово-информационной поддержкой местной прозападной оппозиции (работа с творческой интеллигенцией, независимыми профсоюзами, партиями и организациями). Еще можно было бы понять, если бы господин Эрикссон, в силу своей толерантности, окружил бы собственным вниманием белорусских геев, лесбиянок, транссексуалов и гомосексуалистов. Так нет, «демократические» принципы превыше всего!

Одновременно, в том числе и критически оценивая отдельные действия на «шведском» фронте белорусского руководства, закономерно возникает вопрос, почему не были приняты адекватные меры намного раньше?

Характерно, что шведские дипломаты действуют подобным образом во всех (с их точки зрения) проблемных странах. Так, по информации российских СМИ, московские коллеги господина Эрикссона Бьерн Фагерберг и Туве Гренберг осуществляли поддержку активистов «демократических движений» Российской Федерации, действующих на территории Москвы.

Бьерн Фагерберг, кстати, до командировки в Россию работал на аналогичной должности в посольстве Швеции на Украине. И его пребывание совпало с событиями «оранжевой весны». А Туве Гренберг, до известных событий «белой зимы» в России совершила турне по маршруту Египет – Тунис – Сирия.

Поэтому проводить параллели между предстоящим убытием шведского дипломата из Беларуси и воздушным вояжем под патронажем Пэра Кромвелла не совсем корректно.

Подводя итог вышеизложенному, наиболее правдоподобной версией является банальное желание руководства фирмы Studio Total сделать себе международную рекламу (для них демократические свободы в Беларуси также близки, как и проблемы аборигенов Африканского континента).

Видимо, не имея ни идей, ни достаточных финансов для реализации своих амбиций, они взяли в качестве достойного примера пиар-акции скандальной украинской организации FEMEN, активистки которой одни из первых освоили белорусский «плацдарм», а также опыт немецкого паренька Матиаса Руста, получившего международную известность в 1987 году. Не исключен вариант, что Кромвеллу просто подсказали со стороны, как «дешево и сердито» поправить свои дела.

В силу наличия на Западе широкого спектра свобод (во времена СССР это называлось бардаком), совершить несанкционированный полет в любую точку ЕС не составляет особого труда (по сообщению Министерства обороны Литвы ВВС страны не зафиксировали полет пилотируемого шведами гражданского самолета в Беларусь). К сожалению, трагедия 11 сентября так никого ничему не научила.