Продам последнее, недорого, возможен торг

На модерации Отложенный

В Комсомольской правде за 17.08.2012г была опубликована статья о предстоящей грандиозной распродаже, на этот раз земли. Все остальное, как известно, уже практически распродано – наиболее рентабельные предприятия, полезные ископаемые, нефть и газ, лес, минеральные удобрения. И теперь наша власть, как последний пьяница, готова ради наживы продать, как последнюю рубаху или штаны, что еще у нас осталось святого - землю. Оригинал http://www.kp.ru/daily/25933/2881753/.

В конце июля правительство объявило: в стране случится тотальная приватизация земли. Кому она достанется, сколько это будет стоить и как отхватить лакомый кусок родной земли - на эти вопросы отвечают директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин, а также ведущие эксперты.

1. Снова земельная реформа... А у нас ее разве не было?

Частная собственность на землю в России существует лет двадцать, новый Земельный кодекс, который право на эту самую собственность закрепляет, действует больше 10 лет, а слово «приватизация» уже набило оскомину. Но на практике дела, оказывается, сдвинулись не слишком далеко.

По словам Андрея Ивакина, 92% территории России - пока по-прежнему государственная или муниципальная собственность.

- Главная цель массовой приватизации земли - более эффективное использование участков, - утверждает чиновник.

- Сегодня земельную ренту снимают наши бюрократы, - поясняет необходимость реформ Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города». - Причем очень часто далеко не в бюджет. Это недопустимо. Систему надо построить так, чтобы земля у нас работала на общество. И не просто работала, но и чтобы доступ к ней был обеспечен на конкурентных условиях.

2. Что за земли хотят отдать в частные руки?

Не может идти речь, по словам Андрея Ивакина, о приватизации Лесного фонда, который составляет существенную часть госземель и по ныне действующему законодательству в частную собственность передан быть не может. Но, кроме этих земель, есть как минимум еще четыре категории участков, которыми власти и планируют в перспективе заняться.

Первая - те участки, что уже находятся в руках граждан или юридических лиц. Но не на праве собственности, а на каких-то других основаниях. Такие квазиправа мешают и обороту земли, и защите прав граждан, которые этими участками пользуются. Например, во многих населенных пунктах земля под частными домами, оформленными в собственность, находится в аренде или в бессрочном пользовании. Еще хуже дело с многоэтажками. Формально говоря, земля под ними - общая собственность жильцов. Но очень мало где эта собственность выделена в конкретный участок и документально закреплена. Здесь приватизация просто должна быть доведена до конца - надо дать возможность гражданам без лишних проблем оформить то, на что они и так имеют право.

Вторая - участки государственных предприятий, учреждений, ведомств. Крупные землевладельцы у нас, например, Минобороны и Россельхозакадемия. К использованию этих земель много вопросов.

Третья - «просто земля». Ну да, земля - но не участок, хотя бы приблизительно привязанный к каким-то координатам и со строго определенной категорией и назначением. «Просто землю» ни продать, ни оценить, ни передать под строительство или, скажем, под фермерское хозяйство нельзя. Сначала кто-то должен позаботиться о том, чтобы провести землеустроительные работы.

И четвертая - участки, которые вполне можно кому-то выделить, но которые тем не менее пустуют. Зарастают бурьяном или ромашками. Чтобы получить такой участок даже за деньги, надо идти на поклон к местной администрации. А дальше что чиновники решат, то и будет, конкретного, единого для всех механизма выделения таких участков сегодня нет. Кстати, немало таких пустующих участков и в садовых товариществах.

3. Опять законы менять будем?

Да, без этого новые реформы не обойдутся. И в первую очередь Мин-экономразвития хочет разобраться с участками последней, четвертой категории - предложения по ним уже разработаны и находятся в Госдуме.

- Должна быть некая процедура, которая заставляла бы местные власти выставлять на торги свободные земельные участки, - объясняет Андрей Ивакин. - Важно, чтобы участок можно было получить именно с торгов, по понятной, единой для всех процедуре. Сейчас у нас очень непрозрачная процедура, когда зачастую участок в центре города можно получить под торговый комплекс без аукциона, а участок под жилой дом где-нибудь в сельской местности, где нет ни воды, ни электричества, требуют приобретать на торгах. Это надо менять.

Так же, по словам чиновника, вскоре будет разработан механизм, позволяющий отбирать у государственных предприятий и учреждений земли, которые не используются, чтобы они не лежали мертвым грузом. К слову, по словам экспертов, даже в Москве, внутри Садового кольца, есть ведомственные участки, которые фактически заброшены. А говорят, жилье в столице строить негде...

4. А что нам с того?

Не удивляйтесь: практически все эксперты напрямую связывают земельный вопрос с другим вечным российским вопросом - жилищным. Теоретически, если все делать правильно, очередная земельная реформа должна привести к снятию ряда административных барьеров в строительстве. Говоря по-простому, меньше будут застройщики откатывать местным властям - дешевле жилье будет.

- Мы также уже более года работаем над поправками, которые позволяют получать участки бесплатно, например, под жилищные кооперативы для малоэтажного строительства, - говорит Андрей Ивакин. - Есть предложение тоже бесплатно, без торгов предоставлять участки в местностях, где задача стоит хоть кого-то привлечь на работу, чтобы люди просто туда приехали и могли построиться.

Ну и землей, скажем, под фермерское хозяйство, если пустить в оборот заброшенные земли, обзавестись должно стать легче.

Правда, в том, что все получится правильно, у экспертов уже есть сомнения.

5.

Не будет ли опять «хотели как лучше – получилось как всегда»?

Специалисты в один голос указывают на то, что до сих пор приватизация земли упиралась в одно и то же: любые затраты и проблемы, связанные с этой процедурой, государство перекладывало на будущих собственников. Поэтому даже те земли, которые давно разрешено приватизировать, граждане не очень торопятся оформлять в собственность. Взять те же участки под частными домами или в садово-дачных товариществах. А с предприятиями и мелким бизнесом, для которых нет дачной амнистии, все еще хуже.

- У нас участки - без границ, ты должен сам заказать кадастровые работы, описание объекта, а цены на эти работы заоблачные... - сетует Наталья Шагайда, заведующая лабораторией аграрной политики Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара.

Да и справившись со всеми землеустроительными делами, сразу начать там строительство, заняться фермерством или каким-то еще бизнесом вряд ли получится.

- По доступу к энергосетям наша страна на 183-м месте из 183, по доступу к разрешениям на строительство - на 178-м из 183, - говорит Олег Скуфинский, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости. - Не секрет, что многие, приобретя участок на торгах, вынуждены сами строить трансформаторные подстанции, дороги ремонтировать и так далее. А потом, когда их еще и налогами нагружают, справедливо недоумевают, куда эти налоги идут. Мало объявить приватизацию земли, нужно создать условия, чтобы на этой земле можно было что-то делать.

Должны быть работающие правила землепользования, нормальные генпланы, документы территориального планирования, говорят эксперты. А уж потом можно выставлять участки на торги. Иначе все равно последней инстанцией, определяющей, кто и за какой откат имеет право на землю и где, будут местные чиновники...

Ну а как чиновники «радеют» за народные интересы достаточно наглядно показано в предыдущей публикации «Кадастровая профанация». По теме устранения отмеченных в ней недостатков в земельном законодательстве были отправлены запросы в Росреестр и Минэкономразвития (в структуре которого находится Росреестр) с просьбой дать следующие официальные разъяснения.

1. Имеется ли в Росреестре Административный регламент, подробно предписывающий его территориальным подразделениям порядок проверки представленных к кадастровому учету документов и устанавливающий критерии их соответствия нормативным требованиям. Если такого Регламента нет, то сообщить, когда он будет разработан и внедрен.

2. Должен ли при проверке нарушений земельного законодательства проверяющий орган проводить проверку кадастровых документов на предмет установления кадастровых значений параметров участков для последующей их сопоставления фактическим размерам, а также проверять соответствие фактического положения земельных участков сведениям государственного кадастра недвижимости.

3. Имеется ли в Росреестре внутриведомственный нормативный акт (инструкция, схема взаимодействия, методические указания и т.п.), регламентирующий порядок взаимодействия между собой территориальных подразделений Росреестра (территориальных Управлений Росреестра) и «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (территориальных Кадастровых палат), имеющих статус самостоятельных юридических лиц. Если такого нормативного акта нет, то сообщить, когда он будет разработан и внедрен.

4. Если кадастровые данные и проверка им реального расположения участков при проверке нарушений земельного законодательства не проводится, то для чего садоводы оформляют земельные дела на свои участки, причем за весьма немалые деньги.

5. Будут ли приведены организационные структуры Росреестра, территориальных Управлений Росреестра и территориальных Кадастровых палат в соответствие с возложенными на них функциями в целях их эффективного исполнения в полном объеме.

6. По инициативе какого органа была произведена «корректировка» закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», исключившая садовые участки из земельных правоотношений и чем было обосновано внесение данных изменений в закон.

7. Должен ли быть приведен закон № 78-ФЗ «О землеустройстве»в соответствие с Земельным кодексом.

8. Насколько правомерна отмена Административного регламента Росреестра о проверке соблюдения земельного законодательства в отношении физических лиц,

9. Каким образом садоводы теперь могут отстаивать свои нарушенные права и каким документом этот порядок регламентируется.

После получения официальных ответов от Минэкономразвития и Росреестра я опубликую их для всеобщего ознакомления на сайте. Садоводы должны знать своих «благодетелей» и с какой стороны ждать очередной их «заботы».