Права женщины в Исламе

На модерации Отложенный

Дорогие друзья, ввиду того, что в комментариях, присылаемых читателями и посетителями блога, вопросы об институте брака и семьи в Иране возникают довольно-таки часто, и именно на эту тему антиирански настроенные пропагандисты измышляют больше всего клеветы и нелепиц, сегодня я решил предложить вашему вниманию специально подготовленную статью, посвящённую правам иранских женщин.

Часть I. Право на содержание (нафака)

Одним из неотъемлемых прав, которое исламский закон дарует женщинам, является право на содержание в постоянном браке. Это означает, что муж обязан обеспечивать свою жену едой, одеждой и жильём не хуже, чем это делал её отец. Или же, если женщина была финансово самостоятельна, не хуже, чем она зарабатывала сама.

Содержание (нафака) — это не то же самое, что мехрие (приданое, выплата которого является обязанностью жениха, а не невесты). Какой бы внушительной ни была сумма мехрие, какие бы состояния ни включал в себя брачный дар, это никак не отменяет права жены на то, чтобы муж её полностью содержал. Причём, если женщина работает, её зарплата является только её собственностью. Жена не обязана расходовать её на нужды семьи, даже если её заработок намного больше, нежели жалование супруга.

Помимо этого, мехрие также является неотъемлемым имуществом замужней дамы. Вопреки устоявшемуся мнению, что мусульманскую женщину покупают за калым у родственников, никто из родни невесты, (включая отца и мать) не имеет права претендовать на мехрие. Хотя, конечно, в иранском обществе принято дарить подарки также и родственникам невесты. Это считается признаком хорошего тона и благовоспитанности.

В постановлениях исламских богословов — фетвах — также нередко говорится о том, что муж не просто должен формально ограничиваться покупкой продуктов или новых нарядов для своей жены, - он также обязан снабжать супругу всем, что ей необходимо для жизни. Например, если она больна, на его плечи ложится оплата лекарств, визитов к врачу, санаторно-курортного лечения, билетов на поезд или самолёт, если нужна консультация в другом городе или за рубежом. Если жена поставила в брачном контракте условие, что, к примеру, муж будет оплачивать ей отдых на курорте с определённой периодичностью, это становится его обязанностью.

Кроме того, в содержание входит и покупка предметов быта и косметики. Муж также обязан оплачивать найм домработниц, — ведь, согласно исламскому закону, женщина не обязана выполнять работу по дому. И она имеет право отказаться от неё в любой момент. Тогда муж должен приглашать прислугу либо же стирать, гладить бельё и пылесосить - сам.

Точно таким же образом муж обязан содержать и детей, даже если супруги разведены, или если брак был временным. Подразумеваются не просто алименты, а полное содержание, вплоть до достижения ребёнком сознательного возраста, когда он уже сам будет в состоянии заработать на жизнь. До этого момента папа должен оплачивать еду, одежду, покупку игрушек и игр, школьные учебники, расходы на транспорт, кружки и секции, репетиторов по разным предметам и дополнительные курсы. Дети неповинны в том, что происходит в жизни их родителей, а потому кризис в отношениях взрослых не может поколебать прав ребёнка. Вместе они или врозь, наслаждаются ли супружеством или проходят через тяготы бракоразводного процесса, дети не должны быть лишены того, что им необходимо!

Бывает и так, что в жизнь счастливых семей вторгается горе и смерть. Все мы предстанем перед Богом, и никто не застрахован от безвременной кончины. И если отец умирает или пропадает без вести, обязанность обеспечивать детей ложится на плечи деда по отцовской линии. И только если его уже тоже нет в живых, тогда ребенка должна содержать мать. Если же и мать покидает этот мир, то забота о ребенке становится обязанностью дедушки и бабушки по материнской линии.

Равными правами на содержание обладают и дети от постоянного брака, и дети, родившиеся во временном браке, который признаётся законным в нашей школе права, (хотя наши братья-сунниты не дозволяют такой брак).

Да, даже если мама и папа ребенка, родившегося от временного брака, давно не являются мужем и женой, их дитя всё равно обладает правом на отцовское содержание и воспитание. В этом проявляется одно из главных отличий временного брака от «свободной любви» и «отношений без обязательств», которые во всех небесных религиях называются словом «прелюбодеяние». Правда, некоторые знатоки исламского права при этом подчеркивают, что временная жена должна обговорить с мужем вопрос о рождении ребенка и не ставить его врасплох сообщением о беременности, ибо Ислам — религия мудрости, честности и разумного баланса между правами женщины и правами мужчины.

Впрочем, стоит отметить, что куда большим уважением и признанием в иранском обществе пользуется брак постоянный. Поэтому преимущественно здесь будет говориться именно об этой форме супружества, более распространённой и почитаемой в Иране, в отличие от временного брака, который иранцы рассматривают, разве что, в виде крайней и редко когда оправданной меры.

Если муж не содержит жену, находясь с ней в постоянном браке, она имеет полное право подать на развод. Более того, если мужчина не в состоянии обеспечивать её, он обязан с ней развестись. Однако бывает так, что нерадивый муж проявляет строптивость и отказывается, как давать развод, так и содержать жену. Тогда женщина вправе обратиться к судье, чтобы тот оформил развод по всем правилам, предписанным исламским законом, даже в отсутствие мужа. Но здесь есть и другой важный нюанс: жена может по собственной доброй воле отказаться от содержания. В таком случае, если такое согласие прописано в контракте, мужа не принудят разводиться. Однако на практике мало кто из женщин отказывается от своего права на мужскую опеку и финансовую поддержку.  

Разумеется, любые права подразумевают ответные обязанности. И женщина, которую муж в постоянном браке окружает своей заботой и полностью содержит, должна слушаться своего мужа. Воображение человека, далёкого от исламской культуры, тут же рисует ему страшные картины мужского деспотизма и бесправия затравленной жены. Как же далеко это от действительных реалий Ирана!

Один из самых авторитетных богословов и правоведов Ирана, аятолла Макарем Ширази, так прояснил вопрос о послушании жены:

«Многие люди неправильно понимают данное положение Ислама, и ошибочно считают что исламская религия обязывает женщину во всем повиноваться своему мужу. Недоброжелатели ставят это в минус для исламской религии. А некоторые невежественные мусульмане, неверно истолковав данное положение, начинают угнетать своих жён, совершая тем самым грех.
 
На самом деле исламская религия предписывает женщине повиноваться мужу всего в двух случаях:

1. Если муж изъявит желание вступить с ней в интимную близость, то ей не следует отказывать ему без уважительной причины. Конечно же, муж тоже должен учитывать возможности и состояние своей супруги.
2. Если муж запретит жене покидать дом, то ей запрещается делать это. Опять же, запрет мужа должен основываться на веских и уважительных причинах, а не на безосновательных прихотях.
Во всех других случаях женщина не обязана повиноваться своему мужу. Она не обязана готовить для него еду, не обязана убирать в доме, не обязана стирать и выполнять другую работу, не обязана исполнять его прихоти. И её муж не имеет никакого права заставлять её выполнять какие-либо работы.

В заключении необходимо добавить, что будет лучше всего, если муж и жена будут приходить к взаимному согласию во всех своих семейных делах». http://makarem.ir/websites/russian/estefta/?it=261&mit=257

Разъясняя понятие «разрешение мужа на выход из дома», Макарем Ширази так отвечает на соответствующий вопрос:

«Должна ли женщина получать разрешение своего мужа всякий раз, когда она решит выйти из дома (пойти в магазин, к родителям, к подруге и т.д.)?

 Нет, достаточно того, что она будет знать, что муж не против».

Тем самым, речь идет вовсе не о домашнем рабстве или о заточении в золотой клетке без нужд и хлопот. По сути, жена просто должна согласовывать с мужем свои действия, работу, круг общения. Конечно, нормальные люди не будут изводить себя ревностью и пустыми подозрениями. Более того, дурные предположения о человеке, основанные на домыслах, предосудительны и греховны с точки зрения нашей религии. Человек не должен сомневаться в добрых намерениях своей супруги и в чистоте её помыслов. Муж и жена должны уважать и почитать друг друга. Ведь без чуткости, стремления понимать и слышать друг друга, взаимных компромиссов невозможно построить счастливую семью. А семья, раздираемая надуманными подозрениями и скандалами, не устоит и разрушится.

В случае, если положение совсем безнадежно, исламская религия предусматривает для супругов возможность развестись. Хотя в священных текстах не раз подчёркивается, что развод — это самое ненавистное для Всевышнего из того, что Он дозволил.

Лишившись мужа, женщина не может сразу же выйти замуж за другого. Она должна выждать небольшой период времени, который называется «идда». Для вдовы это четыре месяца и десять дней, для дамы в положении — девять месяцев беременности, для разведённой — три менструальных цикла или три месяца, а для женщины, состоявшей во временном браке, срок которого истёк, — два менструальных цикла или сорок пять дней.

Но Всевышний не любит, когда браки разрушаются, и люди расстаются. Поэтому срок временного брака может продлеваться сколько угодно раз, а после развода люди могут воссоединиться в течение идды без заключения нового брака. И даже если срок идды прошёл, в большинстве случаев бывшие муж и жена могут заключить новый брак, (хотя после истечения идды разведённая женщина имеет такое же право и выйти за другого).

Однако, согласно исламскому закону, они не могут сходиться и расходиться до бесконечности. Им предоставлено две попытки. Если же люди два раза разведутся и два раза воссоединятся в супружестве, третий развод считается уже окончательным. Разведясь в третий раз, муж и жена больше не смогут заключить третий брак, потому что очевидно, что с этим браком что-то не то, иначе семейную лодку не трясло бы с такой силой. Воссоединение станет вновь возможным, только если женщина побывает замужем за другим и разведётся. Только тогда бывшим супругам, остывшим и многое переосмыслившим, будет предоставлен третий шанс. Потому что, даже если по прошествии такого времени люди хотят быть вместе, значит, их чувство выдержало проверкой временем и разлукой, и есть надежда, что они будут более трепетно и ответственно относиться к такому дару Бога, как супружество и возможность быть вместе.

Исламская религия столь сострадательна к женщинам, что и во время идды они не лишаются права на содержание. Ведь фактически женщина ещё может вернуться к своему мужу и в какой-то степени остаётся его супругой. Кроме того, немилосердно сразу лишать содержания бывшую жену, пока она ещё не адаптировалась к одинокой жизни и, возможно, не нашла источник заработка, если она в браке не работала. Однако, если развод третий и окончательный, женщина в состоянии идды имеет право на обеспечение бывшим мужем, только если она беременна, и, конечно,  в будущем на него лягут заботы по содержанию своего ребёнка.

 

Часть II. Хиджаб и нормы скромности.

Действительно,по мере того, как в неисламских странах увеличивается доля мусульманского населения,  эта тема стала чрезвычайно актуальной и болезненной, и отдельные силы любят спекулировать на том, что хиджаб якобы является символом угнетения женщины, что несчастных мусульманок лишают права выбора их жестокие отцы и мужья, заставляя их скрывать своё тело и волосы.

Возможно, в это трудно поверить, но многие из прекрасных женщин Ирана, (точнее, тех из них, кто религиозен,) блюдут хиджаб гораздо строже, нежели этого хотят их отцы, мужья и братья, и намного ревностнее, чем того требует Исламская республика. В иранском обществе женщина пользуется особым уважением, будь на ней изящное модное манто или традиционная чадра. Однако, чем скромнее и достойнее выглядит женщина, тем более глубоким становится это изначальное уважение и преклонение со стороны мужчин. Закрытая одежда ассоциируется с самым почтенным статусом верной жены и любящей матери, на чём искони стояло человечество.

Конечно, для своего супруга праведная мусульманская женщина прихорашивается и украшает себя, как только может. Для мужа не существует никакого дресс-кода, никаких ограничений. Единственное правило — выглядеть как можно более обворожительной, желанной, пленительной. Согласно священным исламским текстам, хорошая жена должна душиться самыми прекрасными духами, искусно использовать косметику, надевать кокетливые наряды, чтобы прельщать этим своего супруга.

Иностранца, попавшего в Иран, может поразить такая картина: по улицам консервативных городов ходят женщины в длинных черных чадрах, а в витринах магазинов красуются манекены с яркими вечерними платьями — без рукавов, с глубоким декольте! Дома, в кругу близких родственников (махрамов) женщина может носить открытую одежду. Однако на улице, по законам Исламской республики, прекрасные дамы должны соблюдать хиджаб.

Иностранок, не знающих Ирана, часто пугают якобы страшными и строгими требованиями к хиджабу в нашей стране. Мне не раз доводилось слышать истории, как россиянки, собираясь в Иран, брали с собой самые длинные юбки, самые глухие пальто в пол, самые невзрачные туфли, и каково же было их удивление, когда они видели разноцветные манто, изящные шарфы, которые носят молодые иранки: «Всё оказалось не так уж страшно», - с удивлением замечали прекрасные гостьи Ирана.

Конечно, далеко не все иранки носят хиджаб правильно. В строгом соответствии с правилами хиджаба, волос не должно быть видно вообще, как, впрочем, и шеи, и выреза одежды на груди. Всё, кроме лица и кистей рук, следует прикрывать. Но ограничений не так много, как это принято себе представлять. Например, ни один цвет не является запрёщенным для хиджаба. Ведущие религиозные правоведы весьма доходчиво разъясняют это в своих фетвах. Однако при этом одежда должна выглядеть скромно по критериям конкретного города или села.

Если какая-либо излишне яркая расцветка смотрится вызывающе, ислам не рекомендует носить его в данном конкретном месте, несмотря на то, что любой цвет сам по себе дозволен для хиджаба. Скажем так, если женщина наденет красное манто в Тегеране, это не вызовет нареканий в обществе. Однако по меркам священного Кума это будет расцениваться как вольность. Большинство дам носит там чадру, однако у неё нет ничего общего с душным мешком с сеткой для глаз, в котором женщина словно заживо похоронена, зажата, как птица в клетке! Иранская чадра не скрывает лица. Она не мешает женщине вести активную социальную жизнь, работать или учиться.

О чадре — чадор — следует упомянуть отдельно. Священный исламский закон не обязывает дам носить именно чадру. Ислам не предписывает какой-то специальной формы хиджаба, дозволяя каждому народу следовать в этом своим особым, самобытным традициям. В строгом смысле слова, даже нельзя говорить о желательности чадры.

Однако чадор чёрного цвета является нашей национальной формой хиджаба, одним из символов Ирана, подобно кимоно в Японии. Специальная белая или светлая чадра предназначена и для молитвы.

Запад упрекает нас в том, что мы кутаем наших женщин в чёрное. Но это глубокое заблуждение, будто бы мы принуждаем их к этому! У каждого народа есть свои эстетические предпочтения и вкусы. Где-то любят яркое и пестрое — розовое, голубое, жёлтое, зелёное. Во многих мусульманских странах носят многоцветные хиджабы.

Но иранские женщины считают черный цвет образцом вкуса и утонченности. Многие европейские модельеры также пропагандируют чёрный как эталон стиля, а пастельные, приглушенные тона считают признаком хорошего вкуса. Однако когда иранская женщина одевается в чёрное, её некоторые прозападно ориентированные лицемеры отчего-то объявляют угнетённой:) То есть, получается, что иранки не имеют права на то же понимание вкуса, что и европейские женщины, только потому, что они иранки! Но это, согласитесь, - явный абсурд. Если вы посмотрите на более светских и модных молодых иранок, вы с удивлением обнаружите, что и они предпочитают чёрные манто и чёрные платки, одевая их с тёртыми джинсами и большими солнечными очками! А на закрытых дамских вечеринках они надевают чёрные вечерние платья.

Отдельный вопрос — о макияже. Здесь мнения наших богословов несколько разнятся. Имам Хомейни и нынешний Верховный лидер Ирана, его светлость аятолла Хаменеи не считают возможным для праведной мусульманки появляться с макияжем перед посторонними. Но другой авторитетный богослов — аятолла Макарем Ширази — который также пользуется большой популярностью среди верующих в Иране, не видит ничего дурного в использовании косметики, даже если женщина выходит накрашенной в люди. При этом, он, конечно, добавляет, что она не должна усердствовать в этом, ибо мусульманке подобает выглядеть благопристойно и скромно. Есть ещё и такие богословы, которые разрешают подводить глаза сурьмой и показываться в таком виде, но запрещают красить губы или накладывать яркие румяна. Опять же, повторю, для мужа. в любом случае,- можно всё!

Такие расхождения связаны с разной трактовкой священных текстов, и это не мешает нашим почтенным богословам уважать друг друга и право другого богослова на своёпонимание сакральных источников. В таком случае это личное дело женщины, кому из них она следует в данном вопросе. Те из моих друзей, кто был в Иране, подтвердят, что многие наши девушки красятся очень и очень ярко.

Также нет ничего предосудительного в ношении красивых сумок, туфель, солнечных очков. Можно следить за собой, посещать салоны красоты, делать стрижки и прически, красить волосы, ходить на сеансы массажа, заниматься фитнесом и спортом, плавать в бассейне или в море на специальном женском пляже. Самое главное, чтобы всё это было в чисто женском кругу, чтобы мастера были женщинами, и ни одно мужское око не имело ни малейшей возможности наблюдать за происходящим.

Мусульманка обязана следить за своей внешностью, ибо это одна из основ гармоничного супружества. Быть скромной не значит быть неряшливой. Одно из изречений нашего любимого Пророка, (да благословит Господь его и его пречистое семейство) гласит: «Бог Прекрасен и любит красоту».

Хиджаб не является тюрьмой для своей обладательницы. Скорее, он — красивая оправа, защищающая прекрасную даму от посягательств непрошенных чужаков на её личное пространство.

В комментариях мне задали вопрос, может ли замужняя женщина учиться, работать, встречаться с подругами, путешествовать? Да, безусловно! Иранская конституция гарантирует и мужчинам, и женщинам гражданские, избирательные, имущественные права. Огромное число женщин в нашей стране работают, а в университетах число девушек давно превысило число юношей.

Хиджаб — не помеха работе и учёбе, а, напротив, условие участия женщины в общественной жизни. Имам Хомейни говорил: «Мы горды тем, что наши женщины, молодые и старые, наравне с мужчинами, а иногда даже лучше, чем они, участвуют в культурной и экономической жизни, служат в армии». Множество женщин в Иране занимают крупные руководящие, парламентские и даже правительственные должности. Более того, для некоторых из них в список требований входит условие, что женщина, занимающая этот пост, должна быть замужем.

Что до права мужа запретить жене выход из дома в постоянном браке, то такой запрет должен иметь под собой веские основания. На практике в Иране трудно припомнить случай, когда муж запер бы супругу в доме, запретив ей выходить на улицу в принципе! Такое возможно только в странах, где господствует искаженное восприятие Ислама в духе полного предрассудков учения ваххабитов. В иранском же обществе, где статус женщины священен и почитаем, такой домашний деспот станет просто нерукоподаваем.




Муж вправе запрещать постоянной супруге общаться с какими-то людьми или посещать определённые места и собрания. Однако у него должны быть для этого веские основания, — например, если такие встречи угрожают репутации или безопасности его супруги, либо же вредят интересам семьи, или если выход на улицу в каких-то обстоятельствах попросту опасен. Но если жена считает, что этот запрет несправедлив, она также имеет право обжаловать его у судьи. Никто не может отнять у неё это право. И если справедливый исламский судья постановит, что запреты мужа необоснованны, ему не останется ничего другого, кроме как подчиниться решению суда и разрешить жене то, что он доселе не дозволял. Учитывая иранский менталитет, ни один муж не захочет прослыть домашним тираном, обижающим и притесняющим супругу. Это будет воприниматься как позор.




Точно так же и девушка может обжаловать решение отца в суде, если тот не разрешает ей выйти замуж за любимого человека. Не говоря о том, что она не может быть принуждена к браку насильно.



 

 

Часть 3. Заключение и расторжение брака


Один из уважаемых читателей задал вопрос о том, распространен ли в Иране обычай похищения невест. Я могу ответить однозначно: эта практика находится в вопиющем противоречии с исламским законодательством. Подобное в Иране запрещено и наказывается. И по нормам нашей религии, и сообразно общественным устоям такое невозможно даже себе представить. Ведь это тяжкое оскорбление, нанесённое и самой девушке, и её семье, и самой исламской системе. Женщины в Иране пользуются особым почтением, даже взять постороннюю даму за руку или приобнять ее за талию — немыслимая и недопустимая дерзость. Не говоря уже об актах насилия. Причём, помимо серьёзных криминальных его форм вроде изнасилования и избиения, наговорить женщине фривольностей, увезти её куда-то против её воли — это тоже акты насилия.

Похищение невесты — это посягательство на неприкосновенность свободной личности, которая обладает свободой воли и правом выбора. Если молодой человек пылает чувствами к девушке, и она отвечает ему взаимностью, он должен прийти к ней в дом и попросить руки у её родителей. Похищение, даже по обоюдному сговору влюблённых, не допускается.

Запрещено выдавать девушку замуж вопреки её желанию. Если отец сосватал свою дочь против её воли за нелюбимого и устроил им свадьбу, по исламским законам такой брак вообще не считается действительным. И некоторые наши законоведы говорят, что в таком случае женщина может уйти из дома навязанного ей мужа без развода.

Для наглядности приведу несколько фетв (богословских постановлений) аятоллы Макарема Ширази, у которого существует прекрасный и подробный сайт на русском языке:

В каких случаях девушке необязательно получать разрешение своего отца для заключения брака?

Ей не обязательно получать разрешение отца, если она уже выходила замуж, и её муж покинул этот мир или же они развелись. В этом случае она может заключить следующий брак без согласия отца. Также она может сделать это, если её избранником будет достойный мужчина, но её отец без уважительной причины будет против этого брака.

Девушка намеревается выйти замуж за порядочного верующего молодого человека, который по всем статьям подходит ей в мужья. Необходимо ли ей получить разрешение своего отца на брак с этим молодым человеком?

В этом случае, если отец будет возражать против брака без весомой причины, ей не обязательно получать его разрешения на брак.

К моей тёте, молодой женщине 23-ех лет, сваталось несколько человек, которые были верующими и порядочными людьми. Однако мой дед, отец моей тёти, отказал им всем. Он настаивает на том, чтобы она вышла замуж за одного нашего дальнего родственника, и говорит, что даст своё согласие на брак только с ним. Хочу спросить вас, как ей быть, обязательно ли ей, по настоянию деда, выходить замуж за нашего дальнего родственника?

Если сватавшиеся к вашей тете молодые люди были порядочными, верующими, подходящими ей в мужья молодыми людьми, то её отец не имел права без серьёзной причины отказывать им в браке с ней. Также он не имеет никакого права заставлять её выйти замуж за вашего дальнего родственника. В этом случае вашей тете необязательно получать согласие отца, для того чтобы выйти замуж за порядочного человека. Но вместе с тем будет намного лучше, если она сумеет получить согласие своего отца.

Фетвы мусульманских ученых гласят, что для того, чтобы выйти замуж, девушка должна получить разрешение своего отца. А до какого возраста девушки должны получать разрешение своих отцов? Например, должна ли делать это девушка, которой 32 года?

Если девушка не была замужем, то для того чтобы выйти замуж, ей необходимо получить разрешение своего отца. Если же девушка уже достигла зрелого возраста, например, ей уже исполнилось 30 лет, то с точки зрения шариата при наличии необходимых условий ей необязательно получать разрешение отца. Этими необходимыми условиями являются – рассудительность и здравомыслие, возможность принятия самостоятельного правильного решения, способность осознать пользу и вред для себя.

В любом случае, перед принятием такого важного решения как заключение брака мы призываем девушек и юношей советоваться с родителями, родственниками и близкими людьми.


Замечу, что другие уважаемые законоведы считают согласие отца на брак дочери обязательным в любом случае, если девушка раньше никогда не была замужем и, тем самым, не знала мужчины. Они убеждены, что её возраст при этом не имеет значения. Однако разведенная или овдовевшая женщина рассматривается исламским законом как полностью самостоятельная личность, которая сама может принимать решение, когда и за кого ей вновь выйти замуж.

Но при этом Боже упаси выдавать замуж дочь без её согласия! Это прямо запрещено исламским законом, и с этим согласны все без исключения наши богословы. Итоговое решение — только за девушкой. Если жених ей не по сердцу, ни один человек не вправе заставить её выйти за него замуж.

Невинная девушка ещё плохо разбирается в мужской психологии и может стать жертвой корыстного и безнравственного человека. Да и, к тому же, — молодыми часто движут исключительно чувственные, эмоциональные порывы, но при этом их жизненный опыт минимален. А потому на отца — взрослого мужчину, немало повидавшего на своем веку и способного отличить негодяя от человека с серьёзными намерениями, — возложена миссия охранять её от возможной ошибки.

Но власть отца при этом не безгранична. Конечное решение всё равно за девушкой. И поскольку люди часто предвзяты, если отец несправедлив к жениху, молодые влюблённые могут обратиться к религиозному судье за советом. Если же исламский судья, справедливый и сведущий, постановит, что возражения отца не имеют под собой оснований, любящие смогут пожениться. Здесь надо отметить, что ввиду особенностей правящего строя Исламской республики Иран религиозный суд — это не что-то обособленное от государства, это - и есть государственный суд, обладающий полномочиями принуждения.

Но коли женщина побывала замужем и познала вкус семейной жизни, её счастья, неурядиц, проблем и ответственности, она уже понимает, какой мужчина ей нужен, и почему её прежний брак был не столь удачен. Она проанализировала свои и чужие ошибки и готова их исправить. Обыкновенно женщина всегда нацелена на создание и сохранение очага. По нашим преданиям развод — самое ненавистное для Господа из дозволенного. Но иногда это — единственный выход, и наша реалистичная религия не настаивает на том, чтобы мучить людей, если их брак превратился в нестрепимую пытку.

Однако потребность в домашнем тепле и гармоничном браке естественна и неизбывна. Пройдя через тяготы развода, люди всё равно будут стремиться к созданию семьи. Разведённая женщина более всего желает не допустить развода снова, а значит, будет ещё более взвешенно, руководствуясь жизненным опытом, подходить к выбору нового супруга. Ислам верит в разумность человека, — будь то мужчина или женщина, — а потому дозволяет взрослой, умудренной опытом (порой и горьким!) разведённой или овдовевшей женщине выбирать спутника жизни самостоятельно.

Первый брак у женщины или не первый, но в любом случае она также имеет право на брачный дар — мехрие. Это сумма, выплачиваемая невесте, своеобразный подарок, символизирующий готовность мужчины покровительствовать своей жене и поддерживать ее финансово.

Мехрие ни в коем случае нельзя путать с калымом за невесту. Отец и родня невесты не имеют никаких прав на обладанием этим имуществом. Оно принадлежит исключительно самой женщине, — и она вольна распоряжаться им на свое усмотрение, точно так же, как и собственной зарплатой. Увы, доводилось слышать, как в некоторых мусульманских странах отцы буквально продают дочерей замуж. Эта чудовищная дикость противоречит положениям исламского закона. Такая практика — ничто иное как попрание прав дочерей.

Не существует особых указаний относительно того, каким должно быть мехрие, и какую сумму оно должно составлять. Теоретически девушка может попросить всё, что ей угодно, и это является её неотъемлемым правом. Современные иранские невесты обычно требуют очень большие мехрие. Считается, что уважающая себя девушка не согласится принять предложение руки и сердца, пока жених не окажется в состоянии предложить ей в качестве мерхрие отдельный дом, машину, а также солидный счет в банке! Мужчине нужно изрядно попотеть, заработав на женитьбу. Поэтому в Иране многие молодые люди сегодня вступают в брак довольно поздно, годам к тридцати. Хотя священная исламская религия, напротив, рекомендует не медлить с женитьбой.

Интересно, что на заре возникновения Ислама, во времена благословенного Пророка Мухаммада (да благословит Господь его и его семейство!) всё было совершенно не так. То общество не придавало столь большого значения бренным материальным ценностям. И часто мусульманки требовали от своих женихов чисто символические мехрие. Иногда это было всего несколько монеток, иногда — обещание научить жену каким-либо сурам Священного Корана. В преданиях Святого Пророка говорится о том, что чем меньше мехрие, тем лучше, тем благословеннее брак. Но это скорее вопрос этики и личного выбора женщины, нежели исламского права. Современные мусульманки в Иране, признаться честно, мало следуют данной рекомендации. Они пользуются всеми теми благами и привилегиями, которые дарует им исламский закон. А с чисто формальной точки зрения он не накладывает ограничений на размер мехрие.

Но у этой медали есть и оборотная, в некотором смысле, позитивная сторона. Большое мехрие является залогом стабильности брака и гарантией женщине на случай, если её супруг погибнет либо пропадет без вести.

Порой сумма мехрие, вписанная в брачный контракт, составляет порядка ста тысяч евро! Однако это не значит, что женщина требует всё это мехрие сразу же после свадьбы. Но если происходит развод по инициативе или вине мужа, он обязан выплатить ей всё это мехрие, в противном же случае его ждет тюремный срок. А перечень случаев, когда жена может потребовать развода из-за неподобающего поведения мужа, достаточно велик. Сюда входит: отказ содержать жену или пропажа без вести сроком не менее полугода (если только жена не согласилась потерпеть и войти в положение, принимая во внимание сложности супруга с трудоустройством или тяготы военного времени), отказ от интимных отношений в течении четырех месяцев, тюремное заключение сроком более 5 лет, или обнаружение у супруга психического заболевания либо возникновение пагубного пристрастия (как то наркомания, алкоголизм), или деятельность мужа, угрожающая репутации жены и престижу семьи...

И даже если муж возьмет себе вторую жену без разрешения первой, по действующему иранскому законодательству она также вправе потребовать развода в любой момент, если отношения в полигамном браке не складываются. Правда, относительно этого пункта существуют дискуссии. Многие религиозные законоведы отказывают женщине в праве возражать против второй женитьбы мужа, ведь по закону мужчина может иметь максимум четыре постоянные жены. Они ссылаются на исламские тексты и постановления богословов.

Тем не менее, в иранском менталитете и культурной традиции многожёнство не очень-то приветствуется. Большинство иранок относятся к нему негативно, а большая часть иранских мужчин — однолюбы по натуре, которым достаточно одной жены. Содержание семьи и попечительство над ней — тяжёлый, кропотливый труд, и многие верующие люди не готовы взять на себя ответственность ещё за одну семью, понимая, что это - не развлечение, а дополнительные обязательства — и очень серьезные! Ведь за несправедливое обращение с жёнами мужчина ответит перед Господом как угнетатель.

Лицемерные западные правозащитники сетуют на то, что иранской женщине трудно развестись по своей инициативе. Но они либо лукавят, либо не знают истинного положения дел. Помимо развода по мужской инициативе или вине (это называется «талак»), в исламском праве есть и понятие развода по инициативе женщины (он носит название «хул»).

Замечу, что в Иране разводы по обыкновению осуществляются в суде компетентными людьми, знающими правила и законы касательно расторжения брака, и способными урегулировать споры относительно детей и имущества. В Иране признаются законными все исламские школы права — шиитская джафаритская, (являющаяся официальной), и четыре канонические суннитские. А потому мусульманин может обратиться к судье того правового толка, нормам которого он сам следует, и решение этого судьи в любом случае будет иметь законную силу. Это важный момент, поскольку законы, регулирующие семейные отношения, несколько рознятся в зависимости от мазхаба (школы права). Однако, при всех отличиях, понятия «талак» и «хул» есть во всех исламских юридических толках.

Развод относится к категории «хул», если муж добросовестно выполняет свои обязательства по отношению к жене и семье, но она просит развода по причине отсутствия любви. В исламском священном предании (Сунне) рассказывается, что однажды к досточтимому Пророку (да благословит Господь его и его семейство!) пришла женщина и сказала, что не имеет претензий к мужу, что он праведный и честный человек, но она не может жить с ним более и дня, ибо не любит его, и он ей физически неприятен. Пророк велел ей вернуть ему мехрие, а после провёл процедуру развода.

Тем самым, если женщина разводится по своей инициативе, но при этом муж ничем перед ней не виноват, кроме того, что не мил, она обязана вернуть ему мехрие. Но, как уже упоминалось, часто мехрие составляет такую баснословную сумму, что выплатить его трудно как мужчине, так и женщине! Кроме того, прекрасные дамы очень часто сами не хотят расставаться с дарованными им благами. На эту тему в 1997 году снят любопытный британо-иранский документальный фильм «Развод по-ирански», показывавшийся и на российском тв. Он как раз посвящён такой тонкой и деликатной теме, как развод по инициативе жены. И в нём мы видим, в числе прочего, как милые женщины всеми силами пытаются доказать, что именно супруг виноват в разрушении их брака. Они делают это потому, что не хотят жертвовать дарованным мехрие, и совершенно не выглядят при этом испуганными либо забитыми:)

 

Надеюсь, что уважаемые читатели, проявлявшие интерес к отношениям между мужчинами и женщинами в Иране, нашли в этой статье какие-то ответы на интересовавшие их  вопросы. Хотя, конечно же, как все мы понимаем, обо всех сторонах и условиях  построения человеческих взаимоотношений в одной статье рассказать - трудно. Всё очень гибко и индивидуально.