Агд-наме – иранское свидетельство о браке
На модерации
Отложенный
1 мая 1831 г.
Жених и невеста: Сохраб и Пари
Мехрие: 30 кг медной посуды, 1 ковер, 1 слуга из Эфиопии и 1 служанка из Эфиопии, 100 туманов, около 0,5 кг золота, 1000 динаров, 1 набор постельного белья из каламкаров
Агд-наме подписано 11 членами семьи и главами племени бахтиари, высокопоставленными религиозными и правительственными деятелями
В традиционном иранском обществе браку всегда придавалось огромное значение. Под ним понималось не просто соединение мужчины и женщины – это было объединение двух семей, важнейшее событие в жизни. Недаром до сих пор в иных городах Ирана свадьбы празднуются по несколько дней и на них семьи тратят огромные средства. Разумеется, описание иранских брачных традиций требует отдельного поста. Здесь же мы расскажем об одном важном документе: иранское «агд-наме» появилось несколько сотен лет назад, ведь столь важный момент жизни должен был быть отмечен должным образом.
В стандартном «агд-наме», которым ограничивались бедняки или семьи среднего достатка, указывалось самое необходимое: имена молодоженов, дата совершения обряда, присутствовавшие при нём свидетели. В богатых слоях общества важно было даже изобразительное оформление «агд-наме», и нередко документ включал также массу дополнительных условий, о которых знатные семьи договаривались заранее.
Но вне зависимости от уровня достатка семей ключевым вопросом, который «протоколировался» в подобном брачном свидетельстве, оставался вопрос о «мехрие».
Согласно иранским традициям и законодательству, с целью защиты финансовых прав женщины в браке при его заключении она, (хотя в давние времена всё, конечно же, решала семья невесты) просит жениха вписать в «агд-наме» определенную денежную сумму, (исчисляемую обычно в золотых монетах), или же определенное имущество в качестве своего «мехрие». Пока они состоят в браке, эти деньги и/или имущество супруг обязан предоставить ей по первому же требованию. Не предоставит, – его вынудит сделать это суд, по требованию жены. Более того, супруг не имеет права на развод с женой «по собственному желанию», пока не выплатит ей всё полагающееся мехрие. Правда, если развода пожелает сама женщина, мехрие ей уже не достанется…
Размер мехрие напрямую зависел от социального уровня супругов. Богачам приходилось в буквальном смысле обещать любимым горы золота. Исламская традиция диктовала и другое важное условие: когда девушка перейдёт из дома отца в дом мужа, она не должна лишится привычного комфорта. Именно поэтому в «агд-наме» появился пункт о том, что жена имеет право ничего не делать по дому, – или «по привычке», (в доме отца всё делали служанки), или «по невозможности», (например, из-за болезни). Хочешь–не хочешь, а придётся мужчине нанимать прислугу… В утешение можно сказать, что дополнительные условия в «агд-наме» имели право вносить и мужья, – вот только не все невесты соглашались ставить под ними свою подпись!
В современных «агд-наме» вопрос о прислуге так остро уже не стоит. На первый план вышли финансы и другие моменты: место проживания, вопрос о том, к кому перейдут дети в случае развода и т.п. Правда, занесенное в «агд-наме» условие ещё не гарантирует его обязательного исполнения. В случае развода недовольный супруг/супруга может подать в суд, а из-за нечёткой формулировки того или иного пункта тяжба может длиться годами.
А теперь предлагаю полюбоваться старинными «агд-наме»:
1879 г., Исфахан
Кетуба (еврейское свидетельство о браке)
Жених и невеста: Моше, сын Иосифа и Берория, дочь Иосифа
Символика льва и солнца ("шир-о-хоршид") использовалась во времена правления династий Каджаров и Пехлеви
16 июня 1849 г.
Жених и невеста: Мохаммад Багер и Нушафарин
17 ноября 1849 г.
Мирза Мохаммад Заман и принцесса Хамиде Султан
Династия Каджаров
18 июля 1878 г.
Жених и невеста: Абдольрахим и Джахан Султан
27 октября 1868 г.
2 июня 1870 г.
Жених и невеста: Мирза Мохаммад Садеги и Фатима
22 июля 1880 г.
Жених и невеста: Мирза Зейн-оль-Абедин и Масуме
1804 г.
23 февраля 1926 г.
Жених и невеста: Али и Роксаре
13 марта 1923 г.
Жених и невеста: Джавад и Туба
3 сентября 1845 г.
Жених и невеста: Мохаммад и Сахеб-джан
1906 г.
8 июня 1904 г.
Жених и невеста: Мохаммад Али и Эсмат
1 марта 1893 г.
Жених и невеста: Карим и Мах Султан
26 июля 1892 г.
Жених и невеста: Аббас Голи и Сахеб
7 марта 1895 г.
Жених и невеста: Аки Мирза и Лейли
22 декабря 1899 г.
Жених и невеста: Мохаммад Заман и Сакине Султан
11 мая 1888 г.
Жених и невеста: Али Асгар и Гоухар Султан
Современное "агд-наме" представляет собой небольшую брошюру в несколько страниц, где перечислены общие условия брака, свидетели и все необходимое. Кроме того, по закону жених и невеста имеют право, каждый со своей стороны, добавить дополнительные условия.
Очень упрощённый перевод условий, согласно которым жена имеет право немедленно подать на развод:
1) Если муж не в состоянии или отказывается оплачивать жене её бытовые нужды (дом, питание, одежду, мебель и предметы быта, медицинское обслуживание, прислугу и т.п.), жена имеет право с ним развестись.
2) Если муж проявит плохое отношение к жене, жена имеет право с ним развестись.
3) Если муж заболеет тяжёлой, плохо поддающейся лечению болезнью, жена имеет право с ним развестись.
4) Если муж будет страдать от слабоумия (или другого психического заболевания, в связи с которым не сможет вести дела семьи, включая финансовые), жена имеет право с ним развестись.
5) Если работа мужа навлекает позор на семью, и он отказывается сменить род занятий или прислушаться к решению суда, жена имеет право с ним развестись.
6) Если доказано, что муж совершал позорные уголовные преступления, жена имеет право с ним развестись.
7) Если муж является наркозависимым (алкоголиком), жена имеет право с ним развестись.
8) Если муж покинет свой дом, жена имеет право с ним развестись.
9) Если муж будет приговорен к 5 годам тюрьмы (и более), жена имеет право с ним развестись.
10) Если муж не в состоянии иметь детей, жена имеет право с ним развестись.
11) Если муж пропал и его не удалось найти в течение 6 месяцев после обращения в суд, жена имеет право с ним развестись.
12) Если муж возьмёт в жены другую женщину, первая жена имеет право с ним развестись.
Другие условия: выбор конкретного города проживания, либо получение 50% состояния мужа, кто приобретает право на то, чтобы ребенок остался с ним и т.п.
Комментарии
1) Если муж не в состоянии или отказывается оплачивать жене её бытовые нужды (дом, питание, одежду, мебель и предметы быта, медицинское обслуживание, прислугу и т.п.), жена имеет право с ним развестись.
Но законы конечно очень хороши,исходя из разницы культур и религий,допустим между Россией и православием.
Эти законы направленны на деторождение,все сделано для того что бы женщина рожала в благоприятных условиях и как можно больше,вот даже и мужа больного можно бросить немедленно.Много от женщины тоже не требуется...целомудрие и верность еще, вероятно и все.В православном браке супруги ведут друг друга в Царствие Небесное,даже в бездетном браке,а за плохих детей супруги отвечают на том свете.Болезнь мужа,даже его алкоголизм,расцениваются как испытание посланные Богом и которые надо достойно нести и молится о выздоровлении..иногда до самой смерти.Внезапное обнищание,тоже рассматривается как испытание и бросить мужа в таком положении, считается подлостью...Носите тяготы друг друга.Верные супруги в Раю оказываются вместе,рука об руку.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Что он это делает через интернет - продвинутый посол, честь ему и хвала.
А то что тут некоторые гадости про Россию пишут - то я думаю у них тоже работа такая.
Комментарий удален модератором
уважаю мусульман за твердость и сохранение духовного стержня
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
У меня к Вам вопрос по теме. Лет 20 назад мне попадалась нформация (к сожалению, источник не помню), что в Иране из-за жесткого следования традициям очень большой процент мужчин остается холостыми. Они просто не в состоянии обеспечить "мехрие". Насколько изменилась ситуация за эти 20 лет? Заранее спасибо за ответ, Светлана
Чем не "мехрие"?
ИРАН ВЫСТОИТ, ЕСЛИ СИРИЯ ЛЯЖЕТ?
Жаль что другие послы не пишут про свои страны, или я не встречал, интересно бы было почитать.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
НО-
1) она должна еще доказать , что муж к ней плохо относится или .....(смотр по пунктам выше)
2) /.....Правда, если развода пожелает сама женщина, мехрие ей уже не достанется….../
Так что женщина 100 раз подумает - терпеть или подать на развод ..
Так что - где тут БОЛЬШАЯ защищенность женщины ?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я заметил интересную деталь, связывающую совеременность и древне исламские книги и документы.
Это общий подход к оформлению всевозможных "сертификатов", вкладышей в дипломы и др. именно в России. Правда очень похоже?
Комментарий удален модератором
Я всего лишь сужу по тем скандалам и ужасам из прессы : и отрезанные уши и изуродованные лица женщин - мусульманок, из книги "Соженная заживо" , фильм документальный с рассказами женщин не только из наших стран об их жизни в мусульманских странах и т.п.Информации полно и в интернете, зарубежные СМИ ...
Я после установки к телевизору тарелки удалила не менее 100 порноканалов для мужчин арабов ...
Все очень скрытно и двулично в арабском мире....Да, у нас тоже много такого , но это сильно не скрывается....
-Ваши познавательные,искренние!беседы с народом России делают не меньше,поверьте,чем беседы в Кремле для уяснения истинного положения в Вашей древней и прекрасной стране.
Дай же нам Всевышний понимания друг друга и совместного движения по общему пути к миру,процветанию, и согласию.
http://sajjadi.livejournal.com/133265.html
Комментарий удален модератором
Попробую еще раз.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но я писала о тех мифах ,которые создаются вокруг ислама и положения женщины в исламском мире.
Я видела женщин с отрезанными носами и ушами,с изуродованными лицами.Они сами себе это сделали ?или мужья ?
Я не думаю ,что они из образованных слоев исламского мира и из крупных городов.Но в глубинке,среди неграмотных и очень религиозных людей это до сих пор возможно!
А второсортное положение женщины в обществе?Женщина не может без разрешения мужчины(отца, мужа, брата)учиться, выбрать мужа, работать, путешествовать ?Она даже не может просто ходить хотя бы с открытым лицом... Да ,я понимаю,что среди горячих южных мужчин надо поболе прикрывать тело ,но ходить в жару в черной одежде полностью закрытой ?...Хоть раз какой-нибудь мужчина пробовал это сделать?Да и слово мужчин весомее женского слова ...Я не права?
Но я писала о тех мифах ,которые создаются вокруг ислама и положения женщины в исламском мире.
Я видела женщин с отрезанными носами и ушами,с изуродованными лицами.Они сами себе это сделали ?или мужья ?
Я не думаю ,что они из образованных слоев исламского мира и из крупных городов.Но в глубинке,среди неграмотных и очень религиозных людей это до сих пор возможно!
А второсортное положение женщины в обществе?Женщина не может без разрешения мужчины(отца, мужа, брата)учиться, выбрать мужа, работать, путешествовать ?Она даже не может просто ходить хотя бы с открытым лицом... Да ,я понимаю,что среди горячих южных мужчин надо поболе прикрывать тело ,но ходить в жару в черной одежде полностью закрытой ?...Хоть раз какой-нибудь мужчина пробовал это сделать?Да и слово мужчин весомее женского слова ...Я не права?
автор: Суад - ''Сожженная заживо''
http://flibusta.net/a/33150
Кроме того Вы можете почитать материалы фонда «Возрождение», который занимается спасением женщин от насилия.
Касательно возможности для женщины работать, путешествовать и т.п. – шариат, действительно, предусматривает определённые ограничения в данном вопросе. Но они касаются либо молодых, неопытных девушек, находящихся под опекой отца, либо замужних женщин, (последние, кстати, могут заранее оговорить в том же агд-наме возможность свободно путешествовать, работать, учиться и т.п. Если будущий муж не будет с этими условиями согласен, – она вольна не заключать с ним брак). Разведённая женщина или вдова уже считается достаточно зрелым человеком, чтобы самой принимать все решения, т.е. она не возвращается под опеку отца, и все перечисленные вами ограничения на неё больше не распространяются.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Разумеется, и в Иране возможны случаи плохого обращения мужей с жёнами, семейных конфликтов с тяжёлыми последствиями и пр., но от этого, увы не застрахован никто, и всё это противоречит Исламу и осуждается им.
Благодарю Вас за внимание к моим комментариям.
Очень хотелось бы иметь столь же ответственных и внимательных послов Росси в других странах как и Вы.
Успехов Вашей стране в борьбе с западными мифами и пропагандой , в борьбе за энергетическую независимость , за самостоятельное развитие науки.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Женщина имеет право на все, что написано в договоре, но если она разведется с мужем, то второй брак ей не светит. Более того, ее дочери, скорее всего, тоже не найдут себе женихов.
Именно поэтому она будет терпеть до последнего, но не подаст на развод с мужем-чудовищем!
Дети должны иметь обоих родителей, тут я с Вами полностью согласна, но совершенно не обязательно, чтобы эти родители жили вместе. Напротив, если пара живет вместе только ради детей, то дети это чувствуют и несчастливы в такой семье.
В иранском обществе нет каких бы то ни было предубеждений против повторных браков. Это правда, - разводы не одобряются ни для мужчин, ни для женщин – но, конечно же, это неодобрение не столь сильно, чтобы терпеть все выходки мужа.
И уж конечно, к дочерям данной женщины её семейная жизнь не будет иметь никакого отношения.
мне смешно читать и слышать упреки мужей своих жен в том , что ЖЕНЫ , видите ли , ПЛОХО ВОСПИТАЛИ СВОИХ ДЕТЕЙ!!!............
Написано, а законов для применения всё нет и нет. Вот и попробуй жить по Конституции при таких реалиях.
.
Есть ещё и Коран, и на его основе положения изложенные в "агд-наме" можно истрактовать, как не нарушенные?
.
Что понимать под:
проявит плохое отношение к жене
работа мужа навлекает позор на семью
и т.п. ?
Как хочу, так и верчу? Прав у кого больше прав?
Брачный контракт удобен, когда у одной из сторон есть приличная недвижимость и неуверенность в партнере.
Господин посол, Вы открыли нам свою страну еще с одной интересной стороны. Благодарю.
И оформление этих бумаг-как драгоценность..
И вообще муж имеет каие-нибудь проава?
Комментарий удален модератором