Как учат детей в Америке

На модерации Отложенный

Мой сын учится во втором классе. Чтобы было понятно российским родителям, во второй класс у нас, в Нью-Йорке, идут дети от 6,5 до 7,5 лет. То есть, наш второй класс соответствует первому классу русской школы.

Я считаю, что сын у меня перегружен. Судите сами — в школе он с 8:20 до 14:30 (у нас, если помните, в этом возрасте было четыре урока с 8:30 до 12:30). С понедельника по пятницу ему задают домашнюю работу: двадцать минут чтения в день и несколько листочков с математикой и правописанием. В понедельник после школы у нас музыка. В среду у нас часто бывают классы в музее естественных наук, а вечером — футбол. В четверг после школы, мой сын остается на секцию по шахматам, а сразу после нее, с 4-х до 7-ми, он в русской школе. В пятницу у него гимнастика, в субботу — баскетбол. Кроме этого во время большой перемены он ходит на кружки — театр импровизации, муз театр, и шахматы. В субботу у нас экскурсии в Метрополитене или концерты в Филармонии, в воскресенье — опять классы в Музее Естествознания. За прошлое лето мы прошли программу второго класса по программе Сингапурской математики, научились писать по-русски прописью и перечитали кучу книг на разных языках.

Я чувствую, что это очень большая нагрузка для семилетнего ребенка, но не меняю его расписание, потому что все остальные делают еще больше, а мы боимся отстать.

Вот например, встретилась я на этой неделе с одной мамашей. Похвалила ее дочку за то, что она прекрасно и грамотно пишет (сочинения всего класса висят у дверей кабинета). А в ответ услышала, что ее дочка уже три года занимается с репетитором. Раньше репетитор приходила на несколько часов в день каждый день. Сейчас только два раза в неделю. Кроме этих занятий, девочка занимается в Кумоне, в русской школе, французским, музыкой и балетом. На мой растерянный вопрос: когда? Я получила ответ, что дети просыпаются в шесть утра и успевают сделать домашнее задание по всем этим занятиям еще до школы. А после школы, они сразу опять за стол и выполняют остальные задания. И как сказала мне их мама: «Я им говорю, что им необходимо все научиться делать очень быстро, иначе мы ничего не успеем».

Девочка эта пишет на голову лучше чем мой сын. И вот я смотрю и думаю, что же делать? Я совсем не хочу, чтобы он занимался по три часа ежедневно после школы с преподавателем в семилетнем возрасте, но и не хочу, чтобы он отставал от сильных учеников в его классе.

Где золотая середина?

Я также хочу, чтобы у него оставалось время подумать, поваляться, рассматривая картинки в книжках, построить замки и начертить карту воображаемой железной дороги. Я хочу, чтобы он сам следовал за своими интересами и умел их развивать. Но вместо того, чтобы дать ему время вырасти в такого думающего и любознательного человека, я переживаю о том, как нанять ему учительницу, которая его научит как робота быстро прочитать текст и по плану написать анализ.

Мой ребенок образован гораздо лучше меня в семь лет: он пишет и читает на двух языках, складывает и отнимает в столбик с переходом через десяток, знает почти всю таблицу умножения, умеет измерять отрезки, с увлечением рассказывает какие бывают звезды и как возникают черные дыры. Но он без особенного желания делает уроки, практически никогда не берется сам читать книгу, и терпеть не может садиться за музыку. Может быть я так и не смогла научить его работать, и мне надо его загрузить еще больше, так чтобы он приучался работать в стрессовой ситуации? Или же я наоборот его перегрузила и мне надо отменить половину его занятий и дать ребенку найти себя?

Месяц назад мы поехали на ферму. Фермерша, в прошлом учительница, содержит небольшой палаточный городок, в который любят приезжать городские жители вроде нас, чтобы попробовать подоить корову и собрать яйца. Эта фермерша — в прошлом педагог со стажем. Ее двое детей обучаются на дому. Все лето они копаются в грязи, выгуливают коров, и пекут хлеб. Всю зиму она занимается с ними. Если у них есть интерес к грызунам, то они заводят хомячка и пишут про него сочинения. Очень тяжело судить будет ли результат ее обучения лучше обучения девочки, которая встает в шесть утра, чтобы сделать домашнее задание. Но у меня есть гипотеза, что вырастут они более счастливыми и более творческими личностями, хотя, возможно, и не смогут решить сто примеров за две минуты.

Сколько экспертов — столько и мнений. Одни говорят о том, что наше образовании в катастрофической ситуации и мы проигрываем Китаю, где детей заставляют работать с малолетства. Другие отвечают, что такая система не учит творческому подходу, а создает роботов с целым набором социальных и психологических проблем. 

Я же, на данный момент, не знаю, что хорошо, а что плохо.