Борис Акунин и мир взрослых. Опыты антигосударственной идеологии
На модерации
Отложенный
Уважаемые читатели! Согласно Конституции РФ, у нашей Родины официально нет государственной идеологии. Но это не значит, что у нас нет идеологии антигосударственной. Напротив: в этом рыночном сегменте оживление. Конечно, лучше всего развита антигосударственная мысль у высших каст общества. У них есть малочитаемые, но влиятельные кастовые журналы, издаваемые членами семей олигархов – от которых вниз т.н. «смыслы» стекают к тем, кто попроще. То есть ребятам из мужских гламурных журналов и девчатам из «Афиши» и «Сноба».
Но сегодня я хотел бы поговорить о массовой антигосударственной идеологии. Милой, уютной и симпатичной антигосударственной идеологии, которую недавно предложил своим читателям известный писатель и общественный деятель «Борис Шалвович Акунин» в своей последней на сегодня книжке. Ну, вроде бы последней – Борис Шалвович творит как из пулемёта, так что никогда не знаешь.
Эта книжка называется «Аристономия». Настоящим интеллектуалам – которые понимают то, что написано в неудобочитаемых кастовых журналах, – эта книжка не понравилась и показалась довольно глупой.
Это так. Но ведь должна же быть идеология не только для элиты, но и для пехоты. Для людей, которым не светит быть ни сыном члена совета директоров, ни его чикой, у которых нет ни славы в широких кругах, ни известности в узких, ни даже минимального залога уверенности в завтрашнем дне – большой родительской московской квартиры. Эти люди – младшие менеджеры Ольги и старшие корреспонденты Антоны – тоже хотят быть уверены, что живут не бессмысленно. Они тоже хотят услышать, что движутся вперёд, к совершенству. И свою страну тоже двигают своими удивительными качествами.
В конце концов, Борис Шалвович уже звал толпы на улицы – ради прогресса и перемен к лучшему. Интересно же, как эти перемены и этот прогресс будут выражаться.
А выражаться он будет так. «Сущностное различие между жителем более и менее цивилизованной страны заключается в некоем внутреннем качестве, концентрация которого определяет стадию развития общества». Это качество Акунин называет аристономией (сам придумал) – от античных корней «аристос», то есть наилучший, и «номос», то есть закон. Автор достаточно ясно выражается о тех, у кого этой самой аристономии нет. Он называет их «серыми» (98%, у которых завидного качества нет, но его можно выработать) либо «тёмными» (1% индивидов, вообще не способных к саморазвитию). А тех, у кого аристономия есть, – «светлыми» (их тоже 1%).
А теперь – главное: что за качество аристономия, от количества носителей и концентрации которой зависит цивилизованность страны.
Автор объясняет, что Качество состоит из семи частей. Сейчас будет обширная цитата с минимальными сокращениями:
«Первым и притом основополагающим признаком такого человека является нацеленность на развитие, на самосовершенствование, то есть осознание цели своей жизни, стремление к Расцвету. Это качество может проявляться в служении некой миссии или просто в увлеченности своей профессией – при условии, что ты ею хорошо владеешь и желаешь добиться в ней максимального совершенства.
Во-вторых, аристоном всегда обладает развитым самоуважением.
Третий элемент – чувство ответственности за свои поступки. Оно базируется не на стыде (то есть страхе жалко выглядеть в глазах окружающих), а на самоуважении (то есть страхе оказаться жалким в собственных глазах), поэтому действия аристонома не зависят от присутствия или отсутствия свидетелей.
Далее следует умение владеть собой, способность к самоконтролю.
Пятое: связанное с самообладанием, но все же особое и очень важное качество – стойкость перед лицом испытаний. Аристоном отказывается капитулировать перед обстоятельствами или врагами, даже если те гораздо сильнее.
Кстати об альтруизме. Это качество – одно из самых привлекательных в человеке, но является ли оно обязательным для аристонома? Словарь Брокгауза и Ефрона определяет альтруизм следующим образом: «Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы ближнего и общее благо выше личных интересов». После некоторых колебаний я пришел к выводу, что требовать соблюдения этого правила от аристонома будет эксцессией. Он не обязан ставить интересы общества или другого человека выше своих – это уже атрибут святого, а святости и постоянного самопожертвования от аристономичного человека не требуется. Будет вполне достаточно, если он добивается своего Расцвета, не нанося ущерб окружающим.
Теперь перейдем ко второй группе качеств, определяющей отношение аристонома к другим людям. Пожалуй, эта статья аристономической «конституции» состоит всего из двух пунктов.
Первый – уважение к окружающим. Кант прекрасно сформулировал смысл этого принципа: нельзя относиться к окружающим как к средствам для достижения твоей цели. Совершенно нормально осуждать плохие поступки, противостоять им даже похвально. Но никого нельзя унижать и растаптывать. Аристоном твердо знает, что нет людей высокого и низкого сорта; тот, кто ниже тебя в чем-то одном, вполне может оказаться выше в чем-то другом (Борис Шалвович уже забыл, что недавно делил людей на «светлых», «серых» и «тёмных» - прим. авт) Но одного нейтрально-отстраненного уважения, пожалуй, недостаточно. Аристоном не может оставаться равнодушным или бездеятельным, когда рядом кто-то остро нуждается в помощи. Эта способность к активному состраданию у аристономического человека сочетается с великодушием по отношению к побежденному противнику, как бы виноват и как бы гадок тот ни был. Аристоном не бывает жестоким или мстительным. В современной психологии весь этот комплекс качеств получил название «эмпатия».
Вот, собственно, и весь список.
Что в нём бросается в глаза, уважаемые читатели? Правильно: это список добродетелей для тех, кто ничего не решает. То есть вообще ничего.
На акунинском «аристономе» не лежит никакой ответственности. Вернее, лежит ответственность перед каким-то внутренним «самим собой» – автор специально подчёркивает, что не перед окружающими. Что бы это мог быть за зверь такой – чувство ответственности, но не перед окружающими, а только перед собой – лично я не знаю.
Аристоном не обязан ставить общественное выше личного, это же качество святых (во как).
Он не может рассматривать других как инструменты достижения своих целей. (Попробуем примерить данную заповедь даже не на маршала Рокоссовского – на любого начальника, хотя бы совсем небольшого. Обалдеем).
А ещё никого нельзя добивать. То есть, выражаясь проще, все драки – до первого фингала.
А ещё нужно быть стойким перед лицом испытаний. Если учесть, что вышеописанным аристономам никто никогда в жизни не доверит никаких судьбоносных решений, – то под «испытаниями», видимо, нужно понимать решения, прнинимаемые взрослыми.
...Честно говоря, перечитав список акунинских добродетелей, я полез уточнять, есть ли у Г.Ш.Чхартишвили хотя бы один ребёнок. Оказалось, точно: детей нет и никогда не было. Жён было две, а детей никого. Так что глубокомысленные пассажи о том, что «альтруизм – это качество святых», видимо, оттуда, из бездонного жизненного опыта писателя. Впрочем, чего возьмёшь с человека, недавно открывшего, что любовь русским занесли с Запада.
Подведём итог «акунинских добродетелей». Это добродетели существа, которое живёт в сложившемся и худо-бедно обслуживающем существо обществе, но «не обязано ставить общественное выше личного» и даже как-то стойко противостоит диктату взрослых, то есть начальства. Существо занимается саморазвитием (дело хорошее, но саморазвитие имеет в реальности смысл только тогда, когда оно для других; однако Акунин уже сказал, что обществу аристономическое существо ничего не должно и перед ним ответа не несёт). Существо никого не добивает (вернее, надеется на то, что его никто не станет добивать – ведь существо ничего не решает). И существо обладает развитым самоуважением.
По-моему, это совершенно симпатичный и нормальный портрет десятиклассника. Но как постарше и поглавнее – это ходячая гуманитарная катастрофа. Если же учесть, что это инфантильное взрослое существо ещё имеет аккаунт в Фейсбуке и считает себя средним классом, – то портрет такого «двигателя прогресса» становится окончательно угрожающим.
...Закончить этот обидный памфлет на беллетриста Акунина хотелось бы цитатой из его же книжки. Лирический герой – альтер эго автора, живущее в 50-х, – вспоминает революционные и военные годы и констатирует:
«Когда-то вокруг меня таких людей было множество, во всяком случае во много раз больше. Но Качество (аристономия – прим. авт), благотворное при движении общества вверх, становится смертельно опасным для своего обладателя, когда история делает рывок вспять, в пучину дикости и насилия. В этих джунглях эффективны лишь самые примитивные законы выживания, и Качество делается обузой. Поэтому те, кто не пожелал или не смог им пожертвовать, за редчайшими исключениями покинули родину или погибли».
Да-да, уважаемые читатели. Именно так они и мир и себя в нём и видят. Сидит куча прекрасных добродетельных людей, настоящих интеллигентов, общественное выше личного не ставят, саморазвиваются на зарплату, профессионалят. А потом вдруг бац – «история делает рывок вспять», и уютное вчера общество оборачивается джунглями, а добродетельные массово гибнут. Прямо непонятно, с чего это всё так.
Комментарии
чего же вы переживаете ?
Как понимаю Вы илья живы т.е. выжили, и по Вашему же выходит что Вы не сможете стать цивилизованным человеком и от этого Ваши переживания.
Я правильно Вас понял?
но я в отличие от вас не скулю по поводу того что есть люди лучше и умнее меня и среди них - признанные писатели
при многих моих недостатках я к счастью не завистлив - чего и вам желаю
Попробуйте может получиться.
попробуйте - может и я тогда с вами - как с человеком ...
Объясню.
Есть статья и ее можно обсудить, а можно не обсуждать навесить ярлык.
В статье автор приводит аргументацию и делает выводы.
Вот я и пытаюсь понять вы способны приводить аргументы или только навешивать ярлыки.
а есть писанина графоманов - вы выбираете второе - чем же вы лучше автора которого перепечатали?
и еще требете при этом чтобы глупость вашу не дай бог никому не открыть
не перепечатывайте гавно - и не будете им пахнуть
Вот собственно в чем дело.
То что Вы не можете аргументировано оспорить автора это мне понятно.
На акунинском «аристономе» не лежит никакой ответственности. Вернее, лежит ответственность перед каким-то внутренним «самим собой» – автор специально подчёркивает, что не перед окружающими. Что бы это мог быть за зверь такой – чувство ответственности, но не перед окружающими, а только перед собой – лично я не знаю.
Аристоном не обязан ставить общественное выше личного, это же качество святых (во как).
Он не может рассматривать других как инструменты достижения своих целей. (Попробуем примерить данную заповедь даже не на маршала Рокоссовского – на любого начальника, хотя бы совсем небольшого. Обалдеем).
А ещё никого нельзя добивать. То есть, выражаясь проще, все драки – до первого фингала.
А ещё нужно быть стойким перед лицом испытаний. Если учесть, что вышеописанным аристономам никто никогда в жизни не доверит никаких судьбоносных решений, – то под «испытаниями», видимо, нужно понимать решения, прнинимаемые взрослыми.
По-моему, это совершенно симпатичный и нормальный портрет десятиклассника. Но как постарше и поглавнее – это ходячая гуманитарная катастрофа. Если же учесть, что это инфантильное взрослое существо ещё имеет аккаунт в Фейсбуке и считает себя средним классом, – то портрет такого «двигателя прогресса» становится окончательно угрожающим.
аргумент это например неприложный факт который помогает доказать правильность мнения автора
если вы изучали научный коммунизм то помните - там у ленина есть замечательная фраза на пол страницы короткий смысл которой что учение маркса правильное потому что оно верное
но это не аргументация
это попытка продать воду вместо пива
Возмем Современную энциклопедию.
АРГУМЕНТ (латинское argumentum), 1) суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории). 2) Основание (часть основания) доказательства.
ну что ж
в этом тоже есть сермяжная правда
прощайте
А вот Вы уважаемый как вижу только ярлыки навешивать горазды.
высказала Митрофанию крамольную мысль о том, что на свете есть люди живые,
настоящие, а есть "подкидыши", которые только стараются быть похожими на
людей. Вроде как из другого мира они к нам подброшены - или, может, с другой
планеты, чтобы вести за нами наблюдение. У одних "подкидышей" притворство
получше получается, так что их почти и не отличишь от настоящих людей; у
других похуже, и их сразу видно. Вот и Усердов из неудачных экземпляров.
Если ему под кожу заглянуть, там, должно быть, какие-нибудь гайки и
шестеренки..." Акунин "Пелагия и красный петух.." Это я о недоумках, силящихся плюнуть в Акунина..Недоплюнут. Пасквиль бросил читать на словах "..произведения строчит, как из пулемета.."!
Все стало ясно.
Писал сие олух, не умеющий мыть руки перед едой...
Но "однако" других не водится.
?
Давайте рассмотрим ситуацию, что вы окружены толпой людей дурных и непорядочных - ну, пусть их человек 20. И они предлагают вм пойти вместе на грабеж, а в противном случае - вы пали низко в их глазах, вы не крутой пацан и т.д.
Приличный человек предпочтет ориентироваться на собственное мнение, и на грабеж не пойдет. Пойдет полускот, который беспокоится о своем имидже в глазах мерзавцев.
Вот это и есть разница - ответственность перед самим собой и ответственностть перед окружающими.
Гуманитарные бомбардировки как звучит однако, никакого злого умысла одни благие намерения в интерпретации бомбящих.
"...Не Западу судить! Мало что понимает в этом Запад. Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи, с разной ценной. Мало кто на Западе понимает, что такое коммунизм на самом деле и какую цену заплатила наша страна за это. Мало кто это понимает на Западе." (Чубайс). Так что по его же словам не экономикой он занимался.
По цитате Чубайса - я знаком с этой цитатой и даже знаю, на что конкретно АБЧ реагировал. Там у каждого своя правда - история рассудит. Когда шла приватизация - я задавал те же вопросы своему другу, одному из главных российских приватизаторов... Сегодня уже поздно шашками махать...
Видимо в этом и цель сих бомбардировок.
"Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма" КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЭТО ИМЕЕТ К ЭКОНОМИКЕ?
Я где-то написала, что считаю Чубайса приличным человеком?
Покажите пальчиком - где.
Если не можете, то при чем тут вообще Чубайс?!
Замените Чубайса, Ельцыным, или тому подобными персонажами.
Ну теперь в дискуссиях буду ссылаться на Вас, что Вы не считаете Чубайса приличным человеком.
А Чубайс тут притом, что "они как по Вашему полускоты, или грабить людей которых не считаешь людьми это "ориентироваться на собственное мнение" и тогда грабеж это уже не грабеж?"
С Чубайсом - его тоже можно понять, как и все миллионы людей, живших при коммунистах и прошедших через концлагеря, тюрьмы, психушки, унижения... Это был настолько страшный строй, что никто не хотел, конечно, ренессанса большевистского... Вы, наверное, просто забыли это ощущение, но я его хорошо помню и не упрекаю Чубайса за это. По-человечески это абсолютно понятно.
А почему я должен воспринимать Ваши комментарии неспокойно?
А вот плохо, что обсуждение статьи в основном свелось к навешиванию ярлыков.
Ведь когда что либо утверждается то необходимо это доказывать, обосновывать, приводить аргументы, автор статьи это сделал, можно признавать его правоту, можно оспаривать, как в первом так и во втором случае приводится аргументация, Вы же не стали разбирать доводы автора, а ограничились ярлыком.
Вот собственно в чем дело.
И сие есть нехорошо.
Никаких доказательств в обоснование своей оценки автору Вами не приведено, так что явный ярлычок.
2. "Но чтение комментариев наводит на мысль, что у комментатора была одна-единственная мысль - ОБОЛГАТЬ Акунина, чего бы ему это не стоило".
Это Ваше видение позиции автора, так сказать Ваша интерпретация, то есть снова бездоказательно утверждается что автор стремиться оболгать, еще один ярлычок.
Очень грустные, но совершенно справедливые слова ! Конечно, и в России всё ещё остаются приличные люди, но если говорить о массовом (среднестатистическом) портрете народа, то приходится признать, что Россия осталась далеко позади не только развитых стран Запада, но уже и Востока. Пишу это из Китая, где вижу это воочию - средней китаец куда симпатичнее, добрее, благороднее среднего россиянина... Можете даже забросать меня минусами, но это, увы, факт !
Помните классическое "есть два мнения – одно мое, а другое неправильное!", в Вашей интерпретации сие звучит теперь так "есть только мое мнение никаких других нет".
1) Улыбчивые, добрые, разговорчивые, спокойные, отзывчивые в беде и радости, не зацикленные на идеологиях, умеющие прощать чужие ошибки;
2) Хмурые, недобрые, малоразговорчивые, равнодушные к чужой беде и радости, зацикленные на идеологиях, редко прощающие чужие ошибки.
Какой из этих двух рядов Вам лично кажется более привлекательным и симпатичным ?
Я видимо открою для Вас Америку, но в людях намешано всякого.
Поэтому мой ответ третьих прибывающих в реальности.
Приведу Вам две цитаты про Запад и западников.
«Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора» (Тойнби).
«Именно крайнее русское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы… были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети… А вот и обратная сторона парадокса: западники оставались азиатами, их сознание было детское, они относились к европейской культуре так, как могли относиться люди, совершенно чуждые ей». (Бердяев).
Простите, Иван, это Вы о ком ? Я объявил себя всем миром ? Ну, знаете ли, у меня пока ещё нет ни комплекса Наполеона ни сталина с гитлером. Я отнюдь так не считаю. А прошу согласиться лишь в том, что абсолютно очевидно. Не знаю, есть ли у Вас такой же опыт жизни и путешествий по разным странам, как у меня. Если нет - то понимаю, что Вам трудно поверить мне на слово. Но я этого и не прошу. Сегодня в Вашем распоряжении - весь мир ! Почитайте рассказы о жизни в разных странах, посмотрите интервью с разными людьми, сравните их с тем, что Вам известно о российских людях. Или посмотрите хотя бы обычные западные передачи. Всё очень просто, и вполне можно обойтись без высокомудрых высказываний Тойнби и Бердяева, тем паче, что у этих же людей можно найти и противоположные высказывания. Отталкивайтесь от жизни, а не от цитат классиков, дружище !
Можно найти разные цитаты, да это так.
Но имеются высказывания людей отражающих их позиции.
Можно признавать их правоту а можно не признавать, но не признавая их правоту необходимо обосновать свои сомнения в их правоте.
"Почитайте рассказы о жизни в разных странах … и вполне можно обойтись без высокомудрых высказываний Тойнби и Бердяева".
Это как читайте одних, но не читайте других?
Я в рамках мысленного эксперимента написал ему "Предположим что Ваше высказывание истинно, то если совершающие революцию романтики знают что плодами воспользуются негодяи то как называются такие романтики?"
Я вообще-то не согласен с фразой "Революции свершают романтики! А её плодами пользуются негодяи! Так было и будет всегда!"
Так за какую работу Ленин собирается получать много денег, если эта работа не написание его весьма скучных и специфических книг? Доходы любого человека, выплачиваемые ему в виде оплаты за его деятельность или услуги, являются финансовой оценкой общественной значимости этого индивидуума. Высока зарплата - значит человек ценный и нужный. У Ленина с финансами тоже все хорошо, значит - он востребован и оценен. Только кем?
Квартира и впрямь отличная - четыре комнаты, чуланы, водопровод и газ, что для начала ХХ века довольно редкое явление. В Париже Ильич проживет целых четыре года, и всегда будет снимать жилье очень хорошего качества. Кто же так сильно любил и ценил Владимира Ильича, что выплачивал ему столь солидное содержание? На этот вопрос ответ не даден до сих пор...http://nstarikov.ru/old/dm01.htm
Или как это выглядит по Вашему в реале?
Мирная конференция по выработке условий мира между Россией и Японией при посредничестве президента США начала свою работу 9-го августа 1905 года.
Японская делегация выставила требования "по максимуму":
- признания "свободы действий" Японии в Корее;
- вывода русских войск из Манчжурии (Китай),
- передачи Японии Ляодунского п-ова и порта Порт-Артур, и острова Сахалин.
и после этого их оставили на голодном пайке, пришлось грабить.
ну а Деньги от издания "Искры", "Правды" и других изданий ну это просто не серьёзно .наоборот нужны были деньги ,чтобы их печатать и распространять.
Памфлет не обидный, поскольку тупой. Если забыть о путанице с альтруизмом и святостью, у Акунина все выражено замечательно. Браво.
Купить можно здесь:
http://www.livelib.ru/book/1000023821
Мне напиример нравиться цикл о Пелагее.
А то что он действительно НИКАКОЙ политик с этим согласен на все СТО.
Талантливым людям с возрастом становится нелегко. Лира уже, как прежде, не звучит, а к фимиаму привыкли. Вот и скатываются они в разные болота, пусть там людей немного, но зато ими восторгаются....