Причина не в людях, а в природе ваших идеалов

На модерации Отложенный

Публикуя в Гайдпарке статьи и комментируя их, мы, по сути, пытаемся решить для себя два извечных вопроса
1) кого бить - за то, что... виноват,
и 2) что делать, когда... не понятно, зачем, и что из этого выйдет.

Действительно, это мучает большинство людей запутанностью вопросов и отсутствием простых и понятных ответов.

70 лет коммунистического экспериментаторства на 1/6 части суши с кровью на руках доказало, что всеобщее счастье под руководством сверху (читай,  под властью вертикали) невозможно. Оно, вообще-то, и без любой власти невозможно, уж очень хомо сапиенс самонадеян, жаден и глуп.
Два десятилетия после развала Союза, как оказалось, тоже не стали лекарством, которое лечит. А все почему? Я думаю, именно потому, что до сих пор не поставлен диагноз, и нет никаких планов, а самолечение, сами знаете, приводит к каких осложнениям.
Низы не могут, не хотят и боятся, верхи не могут, не хотят и (в мутной воде) делают деньги. Никакая это не революционная ситуация, а анархия и лохотрон, только особенный, когда сила сильнее правды, когда человек - ничто, а доллар - всё. Да и не нужна она, правда, никому! Остается-то что? Да-да! Найти, назначить и наказать "виноватого" - и, главное, - декларативно заявить об этом. А бинарное мышление жлоба - хоть люмпена, хоть пролетария - говорит еще, что обязательно надо кому-нибудь набить морду, чтобы стало легче. На худой конец, хотя бы плюнуть и обматерить.
Если вы не верите мне, почитайте высказывания на этот счет профессионалов. Лично я рекомендую Айн Рэнд, она, с моей точки зрения,  квинтэссенция здравого смысла и мастерства называния вещей своими именами.

— Причина не в людях, а в природе ваших идеалов» - вот что она сказала, попробуйте поспорить!

Тут я замолкаю, и, освобождая вас от своего сумбура, предлагаю налить чашечку крепкого кофе и... погрузиться в ее, Айн Рэнд, мысли. Точнее, в цитаты из ее книг и выступлений. Уверен, что они оставят свой полезный след в вашем воспаленном мозгу дав при этом ответы на многие важнейшие вопросы.
Роберт Краснов

«Я есть. Я думаю. Я хочу. Мои руки. Моя душа. Моё небо. Мой лес. Это моя земля. Разве можно сказать больше? Это самые важные слова. Это ответ. Я стою здесь, на вершине горы. Я поднимаю руки, развожу их в стороны. Это моё тело и моя душа. Наконец я понял. Мы хотели осмыслить всё это. Я и есть этот смысл. Мы хотели найти оправдание своему существованию. Но оправдание - я сам. Мне не нужно ни оправдания, ни одобрения. Мои глаза видят, и они дарят миру красоту. Мои уши слышат, и в них звучит песня, Мой мозг думает, и только он будет тем лучом, который осветит правду. Моя воля выбирает, и её выбор мне указ, единственное, что я уважаю». 
("Гимн")

«Жалеть виновных - значит предать невинных».
(The Romantic Manifesto)

«...хорошо ли помогать ближнему? Нет, если он требует помощи, словно имеет на нее полное право или помочь ему – ваш моральный долг. Да, если таково ваше собственное устремление, основанное на том, что вы испытываете эгоистическое удовлетворение, осознавая ценность просящего и его борьбы».
(«Атлант расправил плечи»)

«Если вы хотите сохранить остатки достоинства, не называйте свои лучшие поступки жертвой – это ставит на вас клеймо безнравственности. Если мать вместо того, чтобы купить себе новую шляпку, покупает еду для своего голодного ребенка, это не жертва: она ценит ребенка выше, чем шляпку. Но для той матери, для которой высшей ценностью является шляпка, той, которая предпочла бы оставить свое дитя голодным, которая кормит его по обязанности - это действительно жертва. Если человек умирает в борьбе за свою свободу, это не жертва, ведь он не хочет быть рабом; но для того, кто именно этого и хочет, это действительно жертва. Если человек отказывается продавать свои убеждения, это не жертва; это становится жертвой лишь в том случае, если у человека нет убеждений».
(«Атлант расправил плечи»)

«Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора. Тот, кто отказывается от выбора, отказывает себе в праве называться человеком, и в его жизни воцаряется все перемалывающий хаос иррациональности – но он сам выбрал это».
(«Атлант расправил плечи»)

«Человека называют разумным существом, но разумность есть вопрос выбора – и природа человека ставит перед ним выбор: быть разумным существом или убивающим самого себя животным. Человек должен быть человеком по собственному выбору; он должен ценить свою жизнь – согласно собственному выбору; он должен научиться поддерживать эту жизнь – по собственному выбору; он должен понять, что ценно для его жизни, и действовать в соответствии с этими ценностями – по собственному выбору.

Система ценностей, принятая в результате выбора, есть моральный кодекс».
(«Атлант расправил плечи»)

«Честным я называю того, кто осознает, что не имеет права потреблять больше, чем производит».
(«Атлант расправил плечи»)

«Я полагаю, что надо обеспечить приличной квартирой человека, который зарабатывает пятнадцать долларов в неделю. Но не за счёт других людей. Не тогда, когда это повышает налоги и квартирную плату других и заставляет людей, зарабатывающих сорок долларов, жить в крысиной норе».
(«Источник»)

«— Франциско, а кого ты считаешь самым порочным человеком?
— Человека, у которого нет цели».
(«Атлант расправил плечи»)

«—  Дэгни, в жизни имеет значение лишь одно - насколько хорошо ты делаешь своё дело. Больше ничего. Только это. А всё остальное приложится. Это единственное мерило ценности человека. Все те моральные кодексы, которые тебе навязывают, подобны бумажным деньгам, которыми расплачиваются мошенники, скупая у людей нравственность. Кодекс компетентности - единственная мораль, отвечающая золотому стандарту».
(«Атлант расправил плечи»)

«Богатство не в накоплении, а в умении выбрать лучшее».
(«Атлант расправил плечи»)

«Когда деньги перестают быть инструментом отношений между людьми, таким инструментом становятся сами люди - в руках других людей.
(«Атлант расправил плечи»)

«— Не существует скверных мыслей, мистер Реардэн, - мягко произнёс Франциско, - злом является только отказ мыслить».
(«Атлант расправил плечи»)

«Мне не нравятся люди, которые говорят или думают о том, как бы завоевать доверие другого. Если человек поступает честно, ему не нужно завоёвывать доверие другого, достаточно разумного анализа его действий. Тот, кто всячески пытается заручиться доверием другого, имеет нечестные намерения, независимо от того, признаётся он в тебе в этом или нет».
(«Атлант расправил плечи»)

«В любом компромиссе между пищей и ядом выиграть может только смерть. Любой компромисс между добром и злом на пользу только злу. Из хороших людей отсасывают кровь, чтобы напоить ею людей плохих, а соглашатель выполняет роль соединительного шланга».
(«Атлант расправил плечи»)

«Нет более верного пути уничтожить человека, чем вынудить его изо дня в день работать как можно хуже. Это губит быстрее, чем пьянство, лень или воровство».
(«Атлант расправил плечи»)

«...обретение жизни и бегство от смерти – не одно и то же. Радость и отсутствие боли – не одно и то же, ум и отсутствие глупости – не одно и то же, свет и отсутствие темноты – не одно и то же, нечто не есть отсутствие ничто. Невозможно ничего создать одним лишь неучастием в разрушении; вы можете сидеть сложа руки и ждать веками, воздерживаясь от разрушения, но от этого не будет возведена ни одна стена, от разрушения которой вы могли бы воздержаться...»
(«Атлант расправил плечи»)

«Люди полагают, что лжец одерживает верх над своей жертвой. Я же понял, что ложь – это акт самоотречения, потому что лжец отдает истину в руки того, кому лжет, превращая этого человека в своего господина, обрекая себя с этого момента всегда выставлять истину в ложном свете, как будет требовать тот, кому он солгал. И даже добившись ложью желаемого, он платит за это ценой разрушения того, чему это желаемое должно служить. Человек, который лжет миру, становится впредь рабом мира».
(«Атлант расправил плечи»)

«Права – понятие этическое, а мораль – дело выбора. Люди вправе не считать выживание принципом своей морали и своих законов. Но не вправе отбросить тот факт, что альтернатива одна – общество людоедов, которое держится какое-то время, пожирая лучших, а потом гибнет, как подточенный раком организм, когда здоровые клетки сожраны больными. Такова была судьба многих обществ в истории, когда рациональное гибло под напором нерационального. Однако вы всегда избегали установления причин гибели обществ, государств и народов. Я пришел, чтобы указать вам: их покарал закон тождества, которого не избежать. Один человек не может выжить посредством иррационального, точно так же не могут выжить и два человека, и две тысячи, и два миллиарда. Отрицая реальность, не могут выжить ни человек, ни народ, ни страна, ни планета. А есть А. Остальное дело времени»
(«Атлант расправил плечи»)

«Людям внушают, что их первая забота — облегчить страдания ближних. Но страдание — болезнь. Видя боль, люди стараются облегчить её. Но провозглашая страдание высшим критерием добра, страдание превращают в важнейшее дело жизни. И вот уже люди хотят видеть страдания других, чтоб самим быть добродеятельными».
(«Говард Рорк»)

© Айн Рэнд (1905-1982) - наша бывшая соотечественница, ставшая крупнейшей американской писательницей. Автор четырех романов-бестселлеров и многочисленных статей. Создатель философской концепции, в основе которой лежит принцип свободы воли, главенство рациональности...