Телевизионная реклама как инструмент разрушения души

Парень и девушка на борту печально известного «Титаника», само название которого уже попахивает смертью. Он держит в вытянутой руке пакет с чипсами. Она вожделенно тянется за пакетом. Парень разжимает руку, чипсы летят за борт, девушка бросается вслед за ними.  Что заякорилось в «подкорке»? Смерть! Страх! И отсюда – самая что ни на есть примитивная логика: ешь, пей, гуляй – всё равно помирать придётся.

Реклама имитирует в широкодоступных ценах «элитные» образцы, превращая, таким образом, процесс потребления материальных благ в главный смысл жизни человека.

«Реклама – всегда инструмент политики, используемый либо для консервации, либо для создания общества с определёнными характеристиками. Возникает модель одномерного мышления и поведения. Вот вам и вся суть этих «универсальных ценностей и стандартов» западного мира – одномерность. Речь практически идёт о том, чтобы создать «стандартного человека» с примитивными потребностями, который будет жить и работать по установленным для всех в мире единым правилам, сознанием которого легко манипулировать.

Вот ещё один рекламный сюжет, тоже хорошо известный: молодые люди покупают новый автомобиль западной, разумеется, фирмы. И все как один в мгновение ока начинают сходить с ума: кувыркаются, перепрыгивают через машину, друг друга, а то, что они вытворяют во время поездки, вообще определению не поддаётся. И это, судя по всему, на бешеной скорости, потому как этот автомобиль, конечно, обогнать нельзя по определению. Ну, самая подходящая реклама для России…

Коммерческую ценность приобрело на наших телеэкранах женское тело. А для достижения высоких результатов в спорте девушкам, оказывается, надо регулярно пользоваться дезодорантами определённых «брендов». К тому же, день у них настолько насыщен, что после напряжённых тренировок приходится то в театр спешить, то на свидание, а то и на светские рауты. И так – неделями. Может, хоть иногда им бы и в душ не мешало сходить? А Жанне Фриске, в частности, не «перекусывать» бы на ходу, а нормально питаться? Не пробовала ли она и её «двухнедельные» приверженцы «облегчающего» кишечник средства, просто есть здоровую пищу, которая им-то, в отличие от «незвёзд», коих в России большинство, вполне по карману? Или какие-то загадочные «бифидобактерии» полезней обычной деревенской простокваши?

«Реклама – это спрессованный образ современности. Он аккумулирует чувства и опыт всего общества, в идеале реклама стремится к гармонии человеческих импульсов и желаний, к интеграции общества вокруг общих целей».

А цели-то, по большому историческому счёту, у нашего и западного общества – разные.

В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия Запада в отношении России.

И уже с середины 1990-х годов в научных публикациях используется термин «консциентальная война» (от латинского conscientia – «сознание»). Он, этот термин, предполагает, что определённые типы сознания должны быть вытеснены за рамки цивилизованно допустимых и приемлемых форм. Подобное происходило и раньше, когда один тип организации сознания вытеснял другой, как, например, христианство сменяло язычество. Но сегодня эта конкуренция и борьба принимают тотальный характер.

Исследователь Ю. Громыко выдвинул даже гипотезу, согласно которой предметом поражения в такой войне может быть и субъектность этноса, народа или государства. Он считает, что основанием для подобного утверждения служит то, что реальность сознания не является индивидуальной: она принадлежит более крупным общностям, в том числе этносам.

Консциентальная война, следовательно, направлена на манипуляции с общественным сознанием, подмену мировоззренческих ориентиров, девальвацию традиций, ложные трактовки прошлого, стимулирующие исторические обиды разных этнических групп, внушение гражданам России чувства их культурно-исторической неполноценности.

Развитие нашего общества напрямую зависит от того, насколько успешно будут внедрены в массовое сознание западные «ценности». Они, эти «ценности», по замыслу глобальных акторов, должны придти на смену тем ценностям, в духе которых русские люди испокон веков воспитывались, на которых Русь и строилась, и держится вот уже вторую тысячу лет: православная духовность, коллективизм, взаимопомощь, верность дружбе, долгу перед Отечеством, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств, уязвимость души. Реклама должна и может мягко девальвировать эти ценности, подменить другими, менее глубокими, что и делает. Речь, по сути, идёт об изменении генетического кода русской нации.

Самым большим социальным потенциалом воздействия обладает телевидение – наиболее разностороннее из рекламных средств, потому, собственно, о телерекламе и говорим. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки приводит к релаксации, снижению умственной активности и критичности восприятия информации. С.Г. Кара-Мурза отмечал «убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивающий пассивность восприятия.

Отношение к телевизионной рекламе в России пока носит двойственный характер. С одной стороны, согласно опросам, более 50% россиян негативно относятся к рекламе. И в то же время, воздействуя на человека на подсознательном уровне, рекламные ролики создают устойчивые эмоциональные образы и стереотипы, меняют поведенческие установки и, в конечном счёте, формируют другую систему ценностей. Проблема состоит в том, что новые социальные ориентиры россиян возникают под влиянием телевизионных роликов, которые созданы по западным образцам, что способствует восприятию в качестве эталона материальных и духовных ценностей Запада.

По сей день, например, по улицам наших городов и весям группами и поодиночке ходят парни и девушки с бутылками пива и прочих прохладительных жидкостей в руках. Этот поведенческий стереотип был запущен в сознание российской молодёжи лет 15 тому назад. С тех пор выросло уже не одно поколение, которые пивной бутылкой подавали и подают окружающим сигнал «Я – свой!». Поди ж ты, каким живучим оказался пивной «курилка»! Да разве только он? Присмотритесь внимательней к окружающим и непременно заметите, какое большое количество россиян уже соответствует рекламным стандартам – от манер до образа жизни.

Некоторые учёные даже ввели в обиход такое понятие, как «социальный Маугли». Позволю себе, применительно к России, уточнить: «рекламный Маугли». Это те молодые и уже не очень молодые люди, которые стали добровольными жертвами агрессивной экспансии западной рекламы на российских телеканалах.

Сегодня они рефлективно идентифицируют себя в качестве усреднённого европейца или американца, общаются с себе подобными на энглизированном сленге (бренд, тренд, сингл, драйв…), не умеют правильно говорить на родном языке, а писать и подавно. Фактически они превратились в мутантов, эдаких «креативных обезьян», коллективно облизывающих металлические банки (тару) с пивом, колой и прочей «химизированной» дрянью, раздемократизированные до неприличия и раскрепощённые до непристойности. На них, опутанных сетью стереотипов и мыслящих в рамках заданных рекламой стандартов, и делает ставку вскормленная на западные деньги «наша» т.н. правозащитно-либеральная «тусовка».

В книге В. Пелевина «Чапаев и Пустота» есть такой пассаж: «...мы в Японии производим лучшие телевизоры в мире, но это не мешает нам осознавать, что телевизор – это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода». Кем можно стать, если смотреть туда постоянно?