Русский Леонардо жил на Звездном бульваре
http://zbulvar.livejournal.com/158956.html
Русский Леонардо жил на Звездном бульваре
Он был выдающимся ученым, поэтом, художником, но большинство из нас знают только «люстру Чижевского» - замечательное изобретение, но все же не главное дело его жизни, - пишет "Звёздный бульвар".

В 21 год – доктор, в 25 - профессор
Потомок древнего дворянского рода, Александр Чижевский вырос в семье военного. В 1913 году семья поселилась в Калуге, где вскоре произошла судьбоносная встреча будущего ученого с Циолковским. Они подружились, и философия отца космонавтики оказала на Чижевского большое влияние. Он заинтересовался тем, как Солнце влияет на организм и вообще на земные процессы. Научную работу прервала первая мировая война – Александр добровольцем ушел на фронт, был ранен и получил Георгиевский крест. До этого юноша успел поучиться сразу в двух институтах – археологическом и коммерческом. В те годы он уже проявил себя и как поэт, увидели свет его первые сборники. А деньги на опыты он зарабатывал, продавая свои картины.

В 1918 году 21-летний Чижевский стал доктором всеобщей истории, защитив диссертацию «О периодичности всемирно-исторического процесса». В 25 лет стал профессором Московского археологического института. В своей новаторской работе ученый доказывал, что циклы солнечной активности влияют на земные биологические процессы. Это может выражаться в эпидемиях, урожайности и даже психическом состоянии людей или «настроениях масс», а значит – от вспышек и пятен на солнце зависят исторические события: кризисы, войны, революции. На защите докторская вызвала у многих шок, но с упрямой статистикой спорить не стали.

От Нобелевской премии пришлось отказаться
В первые годы Советской власти молодой ученый выяснил, что отрицательно заряженные ионы воздуха положительно влияют на организм, и изобрел прибор - ионизатор, позволяющий получать такие ионы в закрытом помещении. Так появилась знаменитая «Люстра Чижевского». Успехи профессора заинтересовали новую власть - ему дали «зеленый свет» и назначили директором специально созданной лаборатории. Ионификацию стали массово применять на предприятиях, в учреждениях, и даже в сельском хозяйстве – полезные ионы помогали улучшать удои.
В ходе опытов Александр Леонидович сделал еще одно важное изобретение – эффективный способ покраски различных поверхностей в электрическом поле. Оно до сих пор широко применяется в промышленности.
Многие современные товары – от игрушек до автомобилей, покрашены «по Чижевскому».

Вместе с научными успехами росло и число завистников. Однажды Сталину на стол положили свежий номер «Правды» со статьей о Чижевском. Она называлась «Враг под маской ученого». Подумав, вождь сказал: «Надо еще разобраться, кто враг», и профессора не тронули. Но вскоре закрыли лабораторию, которой он руководил, не пустили в Америку на конгресс по биофизике и космической биологии, где Чижевского избрали почетным президентом. Пришлось Александру Леонидовичу отказаться и от выдвижения на «чуждую и буржуазную» Нобелевскую премию…
В 1942 году его арестовали по ложному доносу и на восемь лет отправили в лагеря. Потом еще восемь лет – ссылка в Караганде. Там он продолжил заниматься наукой.
«Выпейте и никаких гвоздей!»
Звездный бульвар, дом 12, корпус 1, – таков последний адрес великого ученого. В маленькой однокомнатной квартире он с женой, Ниной Вадимовной жил до своей смерти в декабре 1964 года. Мы разыскали одного из верных последователей ученого, которому довелось бывать у него в последние месяцы. Виктор Николаевич Ягодинский – доктор наук, автор первой научной биографии Чижевского – рассказывает, как они познакомились 5 мая 1964 года:
-- Он показал мне свою книгу «Физические факторы исторического процесса». Я смотрю: явная антисоветчина! А я коммунист… В общем, «культурно разругались» и сменили тему разговора. Чижевский оказался прекрасным собеседником, интересным и остроумным. Стал декламировать стихи – оказалось, на полках у него стоят дневники, исписанные стихами. А на стенах – его акварели. В конце разговора я процитировал строки Маяковского, которые Александру Леонидовичу очень нравились: «Светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца!». Когда я стал отказываться от очередной чашки чая, Чижевский воскликнул: «Выпейте, и никаких гвоздей!». Он, кстати, был знаком с Маяковским и передавал ему свои стихи для оценки. В общем, в тот день профессор покорил меня своим обаянием. А на прощание сказал: «Приходите еще, для серьезного разговора.
К сожалению, через несколько месяцев мне довелось хоронить великого ученого.
Могила Чижевского находится в нашем округе на восьмом участке Пятницкого кладбища. Память о Чижевском бережно хранят в Калуге, там есть его музей. В Караганде его именем названа улица. А вот в Москве нет даже мемориальной доски. Виктор Ягодинский уверен: эту несправедливость давно пора исправить.
Юрий СТАРОДУБОВ
Комментарии