Эксперты делятся наблюдениями. «Заметьте, – сказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» профессор МГУ историк Юрий Семенов, – как элита реагирует на все законы о борьбе с коррупцией. Все главное – убирается. Так и не подписали международную хартию о борьбе с коррупцией. Такова система. Да, олигархи вынуждены платить чиновникам, но зато они, по существу, стоят над законом: им позволено все. Если они лояльны, то, что бы ни случилось, их выгородят».
Чем же увенчано здание? «Это – отнюдь не монархическая система, – сказал в интервью «Голосу Америки» один из руководителей Центра российских исследований при Гарвардском университете Маршал Голдман. – Путин не игнорирует – не может игнорировать – конкурирующих групп в элите. Он знает, сколько им надо платить, чтобы не выступали против него…»
Кое-кто, однако, выступает. И даже выходит на улицы. Новый средний класс? Да, констатирует московский политолог Дмитрий Шушарин, «там далеко не бедные люди».
Социолог Овсей Шкаратан усматривает здесь некоторое упрощение. «Они вышли на митинги – но их численность была сильно увеличена – за счет других групп населения, – подчеркивает аналитик. – Иначе это осталось бы попросту игрой». «Наш буржуазия хочет настоящего, нормального капитализма – без клептократов, – так характеризует ситуацию Юрий Семенов. – Но едва ли народ пойдет за ними. К тому же примеров превращения периферийного капитализма в настоящий история не знает».
Идти на риск
Алексей Пименов: В одной из ваших недавних статей есть такие слова: «Даже взбунтовавшийся обыватель боится будущего». Какого именно будущего боится современный обыватель?
Эдуард Лимонов: Я думаю, что люди боятся любых изменений. Они желают их – и, тем не менее, боятся. Это можно видеть на примере последних семи месяцев: у нас якобы было восстание масс, но массы не очень-то хотели рисковать. И те люди, которые их вели, тоже не хотели рисковать. А победу в борьбе против того архаичного режима, который у нас сейчас существует, можно одержать только с другой психологией.
А.П.: С какой?
Э.Л.: Должна быть психология: «Я иду на митинг. Я не уверен, что я вернусь домой – со мной может все случиться». С такой психологией можно победить. А когда люди боятся потерять пуговицу от пальто, это никогда ничем позитивным не кончится. И положение со свободой собраний у нас сейчас куда хуже, чем было до того, как массы вышли на улицу. И я иногда думаю: «Лучше бы не ходили!».
Две группы буржуазии
А.П.: Недавно я разговаривал с Марией Гайдар – по поводу избрания Алексея Навального в совет директоров «Аэрофлота». Она сказала (я цитирую): «Это еще раз доказывает, что власть не монолитна. Что нет общего понятия «Путин – Медведев – Кремль», а есть разные участки, на которых вполне можно одерживать победы. И когда побед станет много, речь может зайти о том, чтобы действительно брать власть». Ваш комментарий?
Э.Л.: Думаю, что она права в одном: действительно, власть, видимо, не монолитна. «Аэрофлот» – это компания, в которой основной держатель акций – государство. И если бы государство или какая-то часть государства, какая то группа во власти, не хотела, чтобы Навальный стал членом совета директоров, то он бы им не стал. Тут Мария Гайдар абсолютно права. Но я хочу также уточнить, что она принадлежит к тому же социальному классу, что и Навальный.
А.П.: А именно?
Э.Л.: Это – буржуазия. Причем не средняя, а скорее крупная буржуазия. Отец ее – источник всех этих вивисекторских, садистских реформ над народом. И ничего нового она не может сказать. Ей важно, чтобы победила ее группа, то есть группа Навального, группа Немцова.
А.П.: Как бы вы определили различие между этими двумя группами буржуазии?
Э.Л.: Различие – чисто демагогическое. Поясню свою мысль – на примере Партии народной свободы. Ее первое название было – «За Россию без произвола и коррупции». Я полагаю, что это было очень точное самоназвание. То есть за Россию – ту же самую, с грабительскими для народа реформами, – но только без произвола и коррупции. Кому мы должны поверить – господину Немцову, что ли, – что не будет произвола и коррупции? А вдруг он не выполнит своего обещания? Поскольку курс страны предполагает те же действия, что и сегодня.
А.П.: То есть?
Э.Л.: Вернусь к своей мысли: две группы буржуазии борются за власть. Группа Путина-Медведева удерживает власть, а другая группа – Немцов, Навальный, та же Мария Гайдар – оппонируют власти, хотят сами получить власть. Даже лозунг их абсолютно четок: «Россия без Путина». Изначально это звучало по-другому, но теперь, в современном контексте, это – честное признание: да, Россия без Путина их удовлетворяет. Все остальное они менять не собираются.
«Жалобное неповиновение»
А.П.: Как вы оцениваете их перспективы?
Э.Л.: Шанс был потерян, и больше сюрприза не будет. Десятого декабря был шанс победить власть – внезапным пришествием на улицы сотен тысяч человек. Не надо было уходить с Площади революции: там рядом Центральная избирательная комиссия. И предъявить требование – признать недействительными результаты выборов четвертого декабря – надо было именно там. Но… предатели или идиоты, политически неталантливые люди увели людей из центра города за реку. На остров. В ловушку. Во главе с Немцовым, Рыжковым и другими товарищами. Свой шанс они профукали, как говорил Солженицын.
А.П.: А что теперь?
Э.Л.: Массовое движение, недовольство все равно будет. Люди будут выходить на улицу. Но власть тем временем научилась справляться с недовольством довольно легко – даже, заметьте, не применяя спецсредств. Московская полиция ни разу не применила ни газа, ни водометов.
А.П.: И что же…
Э.Л.: Да, жалуются сегодня на действия полиции. Я не люблю полицию – я с ней сталкивался много раз. Я сидел в тюрьме. Но я могу сказать совершенно авторитетно, что эти действия не были такими жесткими, какими они могли бы быть.
А.П.: В своей статье вы говорите о своеобразном игровом начале в деятельности иных политических движений – у кого-то, скажем, программа в стихах. Есть и другие яркие детали… Чем вы это объясните?
Э.Л.: Понижением концентрации политики. На самом деле это – трусость. Это попытка разбавить градус… до такой степени, что вышли уже в домен неполитического. Это сидение где-то там, это хождение с белыми лентами – это совсем уже дохлый градус. Политики тут уже почти нет. А есть – жест жалобного неповиновения. Очень трусливого.
Время социальных лозунгов
А.П.: Вы пишете, что как политик мечтаете не об оккупайабаевцах, а о парнях и девушках из Алтайского края…
Э.Л.: Да, я полагаю, что там – люди действительно серьезные, и что их положение в мире куда более серьезно, чем положение этого офисного планктона. Который, конечно, тоже имеет право на свой голос – они это доказали. Но я полагаю, что сейчас наступает время более радикальных движений.
А.П.: Под какими лозунгами?
Э.Л.: Думаю, что это будут социальные лозунги. Лозунги, которые не должны понравиться ни Навальному, ни Марии Гайдар.
А.П.: Например?
Э.Л.: Например – что нужно избавиться от наших олигархов. Нужно положить некий лимит, некие границы. Определить, насколько люди могут богатыми в нашей стране. Поскольку эти богатства они в свое время просто украли у общества. Поэтому, я думаю, можно говорить о каких-то границах имущественного благополучия для отдельных лиц. «Все отнять и поделить?» Нет, социальные лозунги – это не призывы восстановить военный коммунизм. Но это лозунги, требующие пересмотра приватизации.
Комментарии
"К тому же примеров превращения периферийного капитализма в настоящий история не знает"
Вообще-то, капитализм - практически везде начинался с достаточно дикой фазы ;)
Комментарий удален модератором
Левое закончилось, подумайте, как правильно использовать оставшееся правое, иначе - Срединное болото Идиократии.
Насчёт экономической политики - да, правда, трудно ожидать от Марии Гайдар чего-то "нового", но в любом случае, капитализм без коррупции и чиновнического беспредела, которые расцвели при Ельцине, а при Путине стали самой настоящей идеологией власти - гораздо лучше и для страны, и для рядового её гражданина, простого рабочего.
Но, что очевидно, на улицы выходят не только либералы правого толка. Лимонов, как обычно, просто "хочет погорячее", вот и всё.
1. тратить деньги никто не перестанет, соответственно порог будет отодвигаться, да и тратить станут значительно больше, в противном случая деньги "сгорят"
2. Привычка + жадность - зарабатывать деньги это привычка, да и уровень жизни нужно поддерживать на том же уровне, а жадность будет находить варианты по распределению лишних денег, соответственно будут привлекаться другие люди, что бы на них записать имущество, в любом случае деньги будут использоваться эффективней с точки зрения социума.
(это покровителя олигархов,сторонника феодализма - полный абсурд),
-так что африканская дремучесть и нищета этой категории граждан на руку власти, и менять что-то к лучшему она не намерена
Комментарий удален модератором
Конституция РФ. предусматривает, что власть в России принадлежит народу. (Статья 3) глава –основы конституционного строя.
Народ, через выборы, передает власть органам, указанным в статье 11.,осуществлять государственную власть.
http://gidepark.ru/user/Viktor1932/content/1394421
Как говорил Жванецкий: "Причём здесь борщ, когда такие дела на кухне",
И далее: ситуация ровным счетом не изменится, останется перманентной и вялотекущей, пока КПРФ будет ограничиваться словесной критикой режима, словесной перепалкой. Кремль реагирует на это примерно так: собака лает, а караван идет... Власть не упадет в руки сама собой как переспелое яблочко... Необходимо переосмысление методов политической борьбы - не ради противостояния, а ради победы. Но для этого нужны и свежие идеи, и свежие люди, носители этих идей. Это же смешно - в Мадриде, Париже на демонстрации протеста выходят миллионные массы, а в России - сотня пенсионеров...
В этом корень проблемы.
И второе. Действительно, надо кончать с олигархами и олигархатом. И вполне приемлемо предложение установить некий лимит на богатство.
Но это только начало. Для радикализации народных масс надо предложить и распропагандировать новую идею о том, что необходимо сделать ПОСЛЕ этого. Потому что "отнять и поделить" вряд ли сможет сплотить общество. На мой взгляд, нужно предложить идею того, как сделать, чтобы лучше жил тот, кто лучше работает, а не тот кто дороже продает. Немножечко об этом (с обоснованием) я говорил в докладе на недавней конференции Партии европейских левых в Минске http://gidepark.ru/community/129/content/1412340
Комментарий удален модератором
У нас есть нормальное антимонопольное законодательство, но оно отключено. И рыночная экономика в конституции тоже отключена. Просто нужно восстановить правовое поле и все эти монополии будут принудительно раздроблены и национализированы. Полностью по закону. Ну а кто не олигарх, но миллиардер - того зачем трогать, он обществу полезен, пусть работает в свою радость.
Что вы об этом думаете?
Я именно так и думаю.
Но вот с последним положением - о пересмотре приватизации - надо быть очень осторожным.
Комментарий удален модератором
----------------------------------------------------------------------
Точно сказано!