Поездка госсекретаря США Хиллари Клинтон в Египет — событие, выбивающееся из рутины дипломатических визитов. Соединенным Штатам приходится выстраивать отношения как с президентом Мурси, выходцем из «Братьев-мусульман», так и с военными, уступившими место новым властям, но всегда готовыми вмешаться в политический процесс.
«Мы хотим быть хорошими партнерами, — говорила глава американской дипломатии в Каире, встретившаяся с Мохаммедом Мурси. — Мы хотим поддержать демократию, которая была достигнута благодаря мужеству египетского народа и его готовности идти на жертвы».
Глава Госдепартамента воздержалась от того, чтобы обозначить свою позицию в споре из-за распущенного египетского парламента. Но фактически Соединенные Штаты протянули руку дружбы и поддержки исламистскому руководству одной из самых влиятельных арабских стран. И есть ради чего стараться: Египет имеет для Америки стратегическое значение, от добрых отношений с Каиром зависит много — от возможности американцам пользоваться Суэцким каналом до соблюдения египтянами мирного договора с Израилем (куда из Египта лежал путь Клинтон).
Несмотря на то что и раньше США делали реверансы в сторону «Братьев-мусульман», чей кандидат стал президентом Египта и которые завоевали большое количество мест в парламенте (впрочем, недавно распущенном по решению конституционного суда), отношения с этой исламистской организацией у Вашингтона были непростые.
С одной стороны, при Мубараке американским дипломатам разрешалось иметь контакты лишь с представителями «Братьев», которые получили мандат в египетском парламенте в качестве независимых кандидатов (год назад США решили возобновить официальные контакты с этим движением). С другой — американские власти не считали эту организацию террористической (в отличие от России, где ее деятельность запрещена) и осуждали политику репрессий против «Братства» со стороны прежнего режима. С третьей стороны, сами «Братья-мусульмане» весьма критически настроены в отношении Америки. Но те умеренные и прагматичные силы, которых представляет президент Мурси, готовы переступить через традиционный антиамериканизм.
Тем более что г-жа Клинтон привезла в Каир еще один мессидж, обращенный к египетским военным, которые без особой радости наблюдают за успехами исламистов на парламентских и президентских выборах. Смысл его сводится к тому, что американцы очень хотели бы, чтобы вооруженные силы Египта поскорее вернулись к выполнению «исключительно военных функций». И чтобы политики достигли консенсуса, обеспечивавшего бы установление в стране демократии.
...А перед пятизвездочным отелем, где поселилась заокеанская гостья, собрались сотни людей, выкрикивавших антиамериканские («Убирайся, Хиллари!») и антиисламистские («Мы не хотим „Братьев-мусульман“!») лозунги. Как сообщает Reuters, в большинстве своем это были сторонники свергнутого Мубарака.
Комментарии