Сикхские воины Средневековья в современной Индии
На модерации
Отложенный
Небольшой город Музаффарнагар в индийском штате Уттар-Прадеш раз в году в конце июня - начале июля на несколько дней становится центром празднований, посвященных началу сезона дождей. Обычно сюда приглашают известных индийских музыкантов, певцов, исполнителей национальных танцев. Но на этот раз гости были особые - городская община пригласила показать свое искусство воинов-сикхов. В сегодняшней Индии нечасто можно увидеть мастеров, владеющих гатка - средневековым искусством боя, которое практикуют сикхи - представители местной религии.
Тюрбан по всем правилам
"Раньше каждый сикх умел владеть мечом, знал искусство боя на палках. А сегодня это умеют уже немногие, и поэтому мы пытаемся сохранять боевое искусство и пропагандировать его", - говорит Канвалджит Сингх, руководитель группы "Бир Хальса", название которой можно перевести как "Храбрость сикхов".
Мы беседуем в комнате, в которой сикхи готовятся к выступлению. Ребята выступают в исторических костюмах, которые, как оказалось, надевать совсем непросто. Главное здесь - особый боевой тюрбан, который называется думалла.
Сикхи не носят шлемов, а сложно намотанный боевой тюрбан позволял даже парировать скользящий удар сабли. "А прямого удара допускать нельзя", - сказали мне. По всем правилам думаллу накручивают на голову почти час - наматывают несколько слоев ткани, закрепляют, украшают шнурами и бусинами.
Потом началось выступление. Сикхи больше привыкли демонстрировать свое искусство на поле среди соплеменников, однако и на сцене они чувствовали себя довольно уверенно. Сначала парни показали бой на палках и мечах под пенджабские ритмичные мелодии. Короткий меч сикхов называется кирпан - у многих участников "Бир Хальсы" это старинное кованое оружие.
Однако кульминацией выступления стала демонстрация "силы, терпения и храбрости". Оказалось, это тоже традиция - в промежутках между боями на бивуаках воины соревновались и в этом. Впрочем, современность вносит коррективы - так, сикхи на сцене перегрызали зубами лампы дневного света, которых, конечно, не было в средние века. Они кололи ударами мечей глыбы льда и разбивали кокосовые орехи на головах партнеров.
И вот пришло время продемонстрировать "точность и контроль дистанции". Руководитель "Бир Хальсы" Канвалджит Сингх с завязанными глазами большим молотом разбил кокосовые орехи и арбузы, лежащие рядом с головами его товарищей. Публика замерла в страхе, но все обошлось - под молотом мастера крошились именно кокосовые орехи и арбузы.
"Если вы хотите посмотреть, как мы тренируемся, приезжайте к нам в школу в город Тарн-Таран", - сказал Канвалджит Сингх. Корреспондент РИА Новости с охотой воспользовался приглашением.
На стыке индуизма и ислама
Сикхизм - молодая религия. Ее основатель Гуру Нанак создал ее в XV веке, объединив черты индуизма и ислама.
Десятый сикхский гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию. Он ввел обязательные для мужчин атрибуты сикхизма: длинные нестриженые волосы, заправленные под тюрбан, а также обязательный кинжал (или кирпан) на боку, гребень, стальной браслет, особый род одежды. С тех пор сикхи стали выделяться из всего населения Индии. А живут сикхи в основном в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.
Хальса - так называется сикхская община - должна была уметь защищать свою веру в мусульманском и индуистском окружении. А Великие Моголы, правители средневековой Индии, постоянно пытались силой обратить их в ислам, причем весьма жесткими мерами.
Постепенно сикхизм превратился в военизированную религию, в которой храбрость и самоотверженность стали цениться как религиозные добродетели. Так, каждый мальчик-сикх и поныне после церемонии инициации получает к своему имени приставку "сингх", то есть "лев".
В Средние века и в Новое время сикхи считались лучшими воинами на севере Индии. Не случайно именно они остановили триумфальное продвижение британских колониальных войск по Индостану. Лондону пришлось пройти через две кровопролитные англо-сикхские войны, прежде чем они смогли захватить княжество Пенджаб - вотчину сикхов. Кстати говоря, и сегодня много сикхов служит в армии и полиции.
Бои на мечах вместо опиатов
Город Тарн-Таран расположен в центре Пенджаба. Этот город знаменит своей гурдварой (храмом) Шри-Дарбар-Сахиб - одной из самых известных святынь в сикхском мире, ведь здесь проповедовали знаменитые сикхские гуру.
Школа, где тренируются те, кто хочет изучить гатка, находится совсем рядом с гурдварой. Занятия проходят на крыше расположенного у входа в храм общежития для паломников. Тренировки начинаются с рассветом, около пяти утра, поскольку днем в это время года слишком жарко. И первыми на тренировки приходят девушки - они тоже занимаются гаткой. Девчонки, по большей части старшие школьницы, довольно уверенно пользуются мечом и щитом.
"Наш идеал - женщины-воины Средневековья. В старину женщины-сикхи нередко бились наравне с мужчинами", - объяснила одна из девушек, прижимая к груди меч.
Затем наступила очередь молодых мужчин. Многие из них действительно здорово умеют владеть кирпаном. Но занятия начались с упражнений с палкой. Оказывается, исторически само слово гатка означало "посох", и умение защищаться обычной палкой сикхи считают не менее важным, чем владение мечом.
Мне также показали уже подзабытое оружие чаакара - плетеный щит, который нужно быстро вращать. Его использовали для защиты, например от стрел и копий. Но чаще чаакару применяли в бою, чтобы запутать противника - набросив ее на врага и сковав его движения, а потом нанеся смертельный удар.
"Знаете, сегодня в Пенджабе много проблем - преступность, растет наркомания. Мы хотим, чтобы молодежь нашла себя в гатка. Мы пропагандируем здоровый образ жизни, силу, храбрость, пытаемся удержать молодежь от наркотиков и другой дряни", - убеждает меня Канвалджит Сингх.
Бои учебные, мечи настоящие
Занятия заканчиваются учебными боями на мечах. В таких поединках проигравшим считается тот, кто пропустил удар или вышел за пределы круга. Удар бойцам можно только фиксировать, бить в полную силу нельзя. Сражались парни отчаянно, судье даже приходилось их сдерживать - мечи-то настоящие.
Напоследок ученики "Бир Хальсы" решили показать свою храбрость и крепость. Мы вышли на улицу, где один из парней лег на землю, положив голову в выемку, сделанную в бревне, а один из сикхов проехал по бревну на джипе - почти по голове своего товарища. Тот встал как ни в чем не бывало. "Пусть и в России знают, какие мы крепкие!" - заявили "кудесники".
Комментарии