Русская Идея. Диакон Марк цитирует русских мыслителей.

На модерации Отложенный

Ф.М.Достоевский, великий русский писатель и мыслитель

«Мы несем миру только то, что мы можем ему дать, и вместе с тем, то, что ему единственно необходимо – Православие, истинное и сильное, вечное исповедание Христа и полное обновление моральное…»[48] - писал Достоевский.
Еще его же слова:
«Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру»[49].
Слова А.Григорьева:
«Жизнь истощилась, и начинается уже новая, - она пойдет от Православия: в этой силе новый мир»[50].
В.Зеньковского:
«Осияние исторического движения светом Пра­вославия — такова, по нашему убеждению, историческая тема нашей эпохи»[51].
Н.А.Бердяева:
«Русский народ из всех народов мира наиболее всечелове­ческий, вселенский по своему духу - это принадлежит строению его национального духа. Призванием русского народа должно быть дело мирового объединения, образование христианского духовного космоса»[52].
Православие есть по своему духу то самое первоначальное христианство, которое некогда перевернуло Древний мир, и потому оно имеет в себе неизмеримые силы, оно поистине способно еще раз перевернуть мир – на этот раз уже в масштабах всей планеты. В этом смысле Бердяев писал:
«Православие - наиболее традиционная, наиболее кон­сервативная форма христианства, ибо охраняло древнюю исти­ну, но в нем же заложена возможность наибольшей религиозной новизны, не новизны человеческой мысли, которая так велика на Западе, но новизны религиозного преображения жизни»[53].
Слова о. А.Шмемана:
«…Я все более и более убеждаюсь, что только Православие как истину о Боге, о человеке, о мире, как общее видение космоса, истории, эсхатологии и культуры можно сегодня противопоставить разложению и умиранию мира, созданного христианством, от которого он в безумии своем отказался.

Но чтобы это противопоставление было действенным, надо, чтобы Православие снова стало Божественной простотой, Благой вестью в чистом виде, радостью, миром и правдой в Духе Святом»[54].
Для христианского сознания во всем этом нет ничего удивительного – ведь если Христос есть Всемогущий Бог, Творец неба и земли, если слово Его всемогуще, то и Евангелие – Его слово – тоже всемогуще, оно способно побеждать мир и торжествовать в нем. И русская идея как раз и есть всецело идея просвещения мира светом христианства и братского соборного единения человечества во Христе и Святом Духе. Именно эта идея явилась тем живоносным источником, из которого родилось все лучшее, что есть в русской истории, русской жизни, русской культуре, русской литературе и философской мысли, - почему и можно в некотором смысле говорить о том, что русский народ – однодум, что все его творческие силы рождаются из этой одной идеи, из нее черпают свои силы, и также разрешение и завершение свое находят в ней одной. И, быть может, самым простым, но в то же время полным, глубоким и точным определением русской идеи являются слова, изображаемые обычно на иконе прп. Силуана Афонского. Это слова молитвы, которой этот великий святой муж отдал всю свою жизнь:

«Молю Тебя,
Милостивый Господи,
да познают Тебя Духом Святым
все народы земли»
.

В этих немногих словах заключается вся русская идея, ее сущность, ее дух, ее тайна. Все же остальное, что связано с русской идеей, - все то, о чем говорилось выше, есть лишь толкование – богословский, философский и литературный комментарий к этим простым словам[55].

Диакон Марк "Русская идея в современном мире"

Подробнее: http://derzava.com/art_desc.php?aid=770#ixzz1zfOOzUGi

Перепост из моего ЖЖ: http://sawwa-spb.livejournal.com/127578.html