Владимир Кара-Мурза: не верю Парфенову и Познеру

На модерации Отложенный

Журналист Владимир Кара-Мурза – типичный чеховский интеллигент, скромный и робкий, из тех, что говорят «как бы мне чаю», вместо «дайте чаю». Однако когда дело доходит до принципиальных вопросов - это решительный и бесстрашный человек.

Он по-достоевски широк, не страдает антикоммунистическими и антизападными закидонами, а людей оценивает по глубине содержания и искренности, а не по левизне, правизне, почвенничеству, либерализму и т.д. Поэтому Трутень с удовольствием взял у него интервью и вздохнул свободнее.

Трутень: В 2006 году вы говорили, что готовитесь к тому времени, когда телевидение будет свободным. Прошло 6 лет. Как вы думаете, придется еще подождать 6 лет, или все произойдет быстрее?

Владимир Кара-Мурза: Ну вообще сейчас упустили момент. Он был за это время уже несколько раз. Когда Медведев пришел вместо Путина в 2008 году тоже был шанс получить возможность нормального телевидения - его упустили. И сейчас, когда началась эта «белая революция» в декабре, можно было вырвать. Те, кто вели переговоры, так называемая Лига Избирателей, вообще эту тему не подняли. Сейчас уже полгода прошло, темп упущен. Даже Ленин учил, что надо темп сохранять, и с горсткой заговорщиков захватил на 75 лет власть в огромной стране. А люди, которые это изучали, которые от этого предостерегали, сами эти уроки не сберегли.

Если бы 10-го декабря с Болотной послали бы меня или просто шофера с оператором, то мы бы Чурова в отставку отправили. Показать бы ему на Айпаде трансляцию канала «Дождь» с Болотной площади - там 200 000 человек стоят и говорят: «Чурова в отставку». Он бы сразу написал заявление.

На следующий день его разыграли ребята из «Другой России», по-моему. Позвонили ему голосом Дворковича (тогда занимал должность помощника президента Медведева – примечания в скобках Трутня) и сказали: «Владимир Евгеньевич, вам надо уйти в отставку». Он говорит: «Я согласен, но хочу посоветоваться с Владимиром Владимировичем, он меня назначал». Они признались, что его разыграли, а так он был морально готов.

Можно было бы получить и общественное телевидение. Путин не успел еще опомниться, а через неделю он уже заговорил про презервативы, бандерлогов. 3 дня где-то упустили. 19 августа 1991 года не упустили эти 3 дня, и все ГКЧП ушло в отставку, правда там другие были допущены ошибки - но тут даже этого не сделали. Уже 2 момента с тех пор упустили, но надеюсь, что бог троицу любит, и когда будет третий момент, уже не упустят.

Проблема в том, что в протестном движении лидеры от телевидения собрались случайные во многом - это подтверждает поведение Лени Парфенова, который больше всех выступал, а потом первый ушел в кусты, вышел из Лиги избирателей и вернулся на Первый канал.

К другим претензий тоже не меньше, но они хотя бы с телевидением не связаны. Парфенов пользуется авторитетом, несмотря на свое поведение в 2001 году (в период смены руководства НТВ), - хотя бы сейчас мог бы больше вырвать для телевидения. Ну про Познера я уж не говорю, он больше всех видеороликов своих крутил на Сахарова, на Якиманке, а в результате работает в программе «Познер» на Первом канале.

- Вы как будто мысли читаете, у меня как раз вопрос про Познера и Парфенова. Я хотел спросить: то, что многие журналисты, такие как Познер и Парфенов, всю дорогу были лояльны власти – насколько это мешает победе демократии в нашей стране?

- Ну вообще у нас народ наивный: если видит кого-то на митинге, то верит сразу. Даже если человек транслирует свои фильмы по Первому каналу, и является лицом банка ВТБ. Как утверждает мой товарищ Александр Лебедев - а я ему верю - это банк жуликов и воров, который финансирует «Единую Россию» и, условно говоря, так же ворует народные деньги, как и все остальные коррупционеры.



А Леня его лицом выступает, и на всех баннерах висит: «Я держу свои деньги в ВТБ-24». Значит, надо чему-то одному поверить: или он за наших, или за ваших. Часы Lacroix рекламирует, и Philips – значит, человек процветает, ничуть не страдает от нынешнего режима и прекрасно устроился. Вот у нас народ если видит узнаваемое лицо – сразу икону из него делает.

Парфенов паразитирует и на видных оппозиционерах: я видел его ролик с сыном лимоновца, политзаключенного Руслана Хубаева. Но что-то он молчал, когда Лимонова били. С избитым Кашиным он брал интервью для «Дождя». Что-то я не слышал, чтобы он с Кашиным дружил. И так далее.

Но народ у нас склонен верить. У нас, к сожалению, верят и Познеру, хотя я ни минуты им не верю. Они слиняли из этого «болотного движения», когда оно перестало быть гламурным, когда стали бить дубинками с железными сердечниками по головам, выбивать зубы и перебивать коленные чашечки. Вот такие у нас кумиры.

- Почему одни люди готовы работать за маленькие деньги и защищать демократические ценности, а другие остаются лояльны власти? Это же зависит не от образования? Чем это объяснить?

- Прежде всего это можно объяснить тем, что они уже привыкли жить благополучно, не готовы променять это все на тюрьму. Рабочие, которые делали у меня ремонт, позднее рассказали мне об условиях загородного проживания Парфенова, и я был потрясен. То же самое и с Познером, у которого ресторан и так далее. Эти люди своим благополучием рисковать никогда не станут, поэтому нечего им и доверять.

Злые языки говорили, что они на Болотную пришли, а на Сахарова уже не пришли, потому что это было 24 декабря, буржуйское рождество. Я спросил в тот день одного миллиардера, который стоял со мной в толпе, почему Леня сам не пришел, а только видео прислал? Он ответил, что Леня сейчас корпоратив ведет у него в банке. То есть у него «елки», как говорится в известном анекдоте. Елки для Познера и Парфенова важнее, чем прийти на Сахарова.

Теперь они вдвоем, кстати, ведут передачу на «Дожде», а потом перебегают через дорогу, и Познер ведет программу «Познер» на Первом канале, насквозь продажную и разрешенную. Поэтому надо скорее верить тому, что они делают на Первом канале, чем тому, что на «Дожде».

- Ну и на «Дожде» - я недавно видел одну передачу, они пригласили Навального, и он им сказал: «господа, я жду от вас большей гражданской активности», а Познер ответил: «Это что же, мы должны на баррикады идти? Мы уже это проходили! Вы хотите революций?»

- А что значит «проходили»? Проходили то, благодаря чему Познер и смог здесь остаться. Если бы мы не победили на баррикадах в 91 году, он бы сидел сейчас в кутузке, поскольку Крючков (глава КГБ СССР Владимир Крючков) заказал 500 тысяч наручников – одна из этих пар наручников наверняка предназначалась Познеру.

Поэтому Навальный и Яшин на Дожде находятся по праву, а вот Познер с Парфеновым – вряд ли.

Вообще надо помнить, что богатство не в радость, когда тебя лишили почестей и поклонения всеобщего, когда тебя растоптали. Например, Полонскому Лебедев надавал по мордам в прямом эфире, и огромные деньги Полонского после этого ему были не в радость. Настроение испортить может любая мелочь. Поэтому деньги - это не самый главный фактор в человеческой жизни.

прочесть весь текст интервью на сайте Трутня