Накануне Мюнхена. Когда можно было остановить Гитлера

На модерации Отложенный

Данная статья является продолжением отпорного реферата об ответственности крупных держав за начало Второй Мировой. Тема начата в http://gidepark.ru/community/2042/content/1330417

и продолжена в

 http://gidepark.ru/community/2042/content/1334479

 

Перед тем, как перейти к Мюнхену было бы не лишним рассмотреть развитие гитлеровской экспансии до него.

 

 

Накануне Мюнхена

 

Когда можно было остановить Гитлера



 

Первым территориальным расширением Германии стал захват  Рейнской демилитаризованной зоны. Впрочем захват – это громко сказано, Гитлер занимал Рейнскую область тремя батальонами, которым он дал приказ немедленно отступить если только покажется хоть один французский или английский солдат. Однако западные державы не протестовали, хотя в соответствии с Версальским договором они имели абсолютно законное право оккупировать Германию в случае ввода вооруженных немецких формирований в Рейнскую область. (Франция именно так и поступила десятилетием раньше, когда Германия не смогла выплатить репарации.)  Впоследствии Гитлер скажет о ремилитаризации Рейнской зоны  : «Если бы французы тогда нанесли удар, то нам пришлось бы бежать, поджав хвост, так как  мы не располагали силами даже для слабого сопротивления.» (Цитата по д/ф «Мог ли Сталин остановить Гитлера?»). Не пришлось. Гитлер получил первый урок безнаказанности, как неглупый человек он сделал из этого определённые выводы и продолжил возрождать германскую армию.

 

  В 1936-ом году началась гражданская война в Испании. 22 июля Франко обратился за помощью к правительствам Германии и Италии, те откликнулись. Советский Союз начал поддержку законно избранных республиканцев. Запад не предпринял ничего. Созданный Комитет по невмешательству не произвёл никаких действий для решения проблемы, он, по сути, был просто бесполезен. Иногда вмешательство Германии и СССР в войну в Испании приравнивают друг к другу, однако при этом игнорируются два важных фактора. Первое - Советский Союз был готов прекратить вмешательство сразу же, как только это сделает Германия, то есть поддерживал западную политику невмешательства, однако Германия не прекращала поддержки франкистов, и не скрывала это, а Запад ничего не делал, чтобы это прекратить. И второе – СССР поддерживал законно избранное правительство, а не мятежников. (Есть, кстати, своеобразное сходство этой ситуации с сегодняшней в Сирии. Россия поддерживает законное правительство Асада, а США и Европа – бунтовщиков. Не будем проводить никаких параллелей между странами, сходство в самом раскладе сил) Таким образом в Испании незаконным путём военного мятежа пришло к власти профашистское правительство генерала Франко.

 

 11-12 марта 1938 года Гитлер вновь проверяет решимость Запада, осуществляя аншлюс Австрии. Запад даже не осуждает это, Англия и Франция вновь промолчали. А произошло-то довольно значимое событие, оккупировали целую страну. Руководитель зарубежной разведки нацистской Германии Вальтер Шелленберг : «После присоединения Австрии и визита в Рим Гитлер чувствовал себя достаточно сильным, чтобы осуществить свой план, направленный против Чехословакии.» («Мемуары» , Вальтер Шелленберг – стр. 50)  (Сильным в психологическом, но пока ещё никак не в военном отношении).

 

        22 марта 1939 года экспансия Гитлера достигла и нашей Прибалтики. Германия предъявила Литве ультиматум с требованием возвратить Клайпедский край, который Литва была вынуждена принять. На следующий день на крейсере «Дойчланд» в сопровождении 40 военных судов в Клайпеду прибыл Адольф Гитлер. Он произнёс речь перед жителями с балкона городского драмтеатра и принял военный парад. Однако кого это могло удивить после Мюнхена? (о котором мы ещё поговорим) Равно как и не могла удивить реакция Запада, точнее её отсутствие.

 

 

  

 

Кто хотел остановить Гитлера


         Обвинения СССР в разделе Европы и сговоре с Гитлером вызывают немало удивления и потому, что именно СССР был наиболее последовательным и настойчивым в попытках создания Антигитлеровской коалиции. В 1930-ых годах Советский Союз неоднократно делал предложения о создании системы коллективной безопасности в Европе. Позиция наркома внутренних дел СССР Максима Литвинова была декларирована предельно ясно и чётко: СССР желает заключать Пакты о ненападении, ещё лучше о дружбе, причём в первую очередь - какая неожиданность - не с гитлеровской Германией, а с Англией, Францией, Польшей и вообще Европой. Если Германия пожелает присоединиться к системе такой общеевропейской коллективной безопасности – тем лучше. Интерес СССР в создании такой системы был обусловлен ещё и Локарнским договором 1925 года,  (имеется в прил.) заключённого между Германией, Бельгией, Францией, Великобританией и Италией. В данном договоре весьма изящно гарантировались западные границы Германии. О том, гарантирует ли что-либо границы восточные ничего сказано не было. О противодействии Запада попыткам СССР создания таких гарантий или Антигитлеровского блока мы ещё поговорим в следующих главах.      

 

       В декабре 1933 года СССР предложил Польше подписатьсовместную декларацию о заинтересованности внеприкосновенности Прибалтики, однако это предложениебыло отвергнуто. Тогда же Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о готовности СССР на известных условияхвступить в Лигу Наций изаключить региональное соглашение о взаимной агрессии со стороны Германии.

 

        И вот в мае 1934 года появляется надежда, министр иностранных дел ФранцииЛуи Барту предлагает заключить договор о взаимопомощи между Францией и Советским Союзом. Помимо этого,предполагалось заключить  Восточный пактту самую столь желанную для нашей страны гарантию восточных границ - многостороннее соглашение о взаимном ненападении всех странВосточной Европы, а также СССР и Германии.

 

        Идея была поддержана Советским правительством и 14 июня 1934 года СССР пригласил все заинтересованные государства присоединиться к Восточному пакту. Чехословакия (2 июля), Латвия, Эстония (29 июля) и Литва (3 августа) выразили своё согласие, Финляндия уклонилась от ответа. Эстония и Латвия в качестве условия присоединения требовали участия в пакте Германии и Польши; Великобритания согласилась поддержать Восточный пакт только в том случае, если Германия будет включена не только в сам пакт, но и в двусторонний франко-советский договор -  Франция и СССР согласились. (Кстати, интересная позиция Великобритании, есть над чем поразмыслить) Однако Восточный пакт не удалось осуществить из-за отказа в участии со стороны Германии (11 сентября 1934) и Польши (27 сентября 1934). После убийства Барту 9 октября 1934 года (ну неужели «так совпало») его преемник Лаваль переориентировал политику Франции на, менее, так сказать, «восточнофильскую».  Всё же 2 мая 1935 года удалось заключить Советско-французский пакт о взаимопомощи. Вслед за Францией договор о взаимопомощи с Советским Союзом подписала Чехословакия.

 

         После занятия Германией Рейнской области, на которое Запад закрыл глаза, попытку остановить Гитлера сделал Сталин, предложив Англии и Франции создать военную коалицию для противостояния фашистской Германии. Уинстон Черчилль, который тогда, к сожалению, не был членом правительства, (я не хочу сказать, что Черчилль питал к СССР особенное расположение, но он как никто другой понимал, кто есть геополитический и идеологический противник, а что есть абсолютное зло) написал по этому поводу : «Сигнал тревоги исходил от русских, которые предложили созвать конференцию. Они хотели обсудить пути и способы действий в случае серьёзной угрозы миру со стороны Германии. Это предложение встретило весьма прохладный приём в Париже и Лондоне.» (Цит. По д/ф «Мог ли Сталин остановить Гитлера?»)

 

       17 марта 1938 года советское правительство в очередной раз предложило созвать международную конференцию для рассмотрения практических мер против развития агрессии и опасности новой мировой бойни. Однако это предложение было отвергнуто Лондоном.

 

      Германия и Англия являются двумя столпами европейского мира и главными опорами против коммунизма, и поэтому необходимо мирным путём преодолеть наши нынешние трудности. Наверное, можно будет найти решение, приемлемое для всех, кроме России  - заявил британский премьер-министр Невилл Чемберлен 12 сентября 1938 года. Оставим заявление сэра Невилла без комментариев – оно и так достаточно красноречиво говорит о положении дел на политической арене Европы в те годы.

 

 

 

         Политика умиротворения, независимо от того, какими были её истинные причины, (об этом мы тоже ещё поговорим) была крайне неэффективна и позволила Гитлеру собрать немало земель, заводов, ресурсов. После Мюнхенского сговора, венчавшего эту политику, вероятность того, что удастся создать Антигитлеровский альянс упала практически до нуля. Советский Союз до последнего момента будет пытаться его создать, однако тут нечего добавить к словам историка Александра Дюкова: «Мюнхенский сговор» состоялся за спиной Советского Союза и был воспринят в Кремле как наглядное свидетельство сближения между Гитлером, с одной стороны, и Великобританией и Францией с другой. Это был катастрофический провал стратегии «коллективной безопасности». Перед СССР четко обозначилась перспектива остаться в одиночестве перед Германией, фактически установившей господство над всей Центральной Европой.»  К этому важнейшему событию мы и перейдём в следущей главе.