Попытка обоснования существования судьбы
Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времён…
А Блок
У вас никогда не было ощущения, что вы родились только сейчас, а все прошлое это лишь карта памяти, зачем то встроенная в вас? Наверное, такое состояние бывает у многих, но не многие обращают на него внимание, отмахиваясь от него как от хандры и стараются быстрее забыть , списывая на экологию или буйную вечеринку накануне.
Однажды это ощущение посетило человека, и посмотрел он на мир по-новому. И увидел, что кроме объектов и их движения нет больше ни чего в мире. Следующее что интересовало человека – подробности всего этого движения и его причины. Задумываясь о причинах и пытаясь вмешиваться в это движение, человек пытался направить мир в нужное ему русло. Как только человек стал пытаться влиять на мир он и сам стал инструментом в руках мира. Подробности движения все больше интересовали человека как источник причин последующего состояния мира в зависимости от предыдущего. Стараясь рассмотреть движение все подробнее, устремляя фокус своего внимания к пределу малости, человек пришел к понятию бесконечно малого изменения (дифференциал) причины. Используя аксиоматику, разработанную к тому времени, великий Эйлер осознал значение константы основания натурального логарифма – е = 2.71828…
de^x/dx = e^x - самое важное свойство этого иррационального трансцендентного числа лежащего в основании устройства мира.
Дальнейшее развитие мат. аппарата, как философии, все больше углублялось в формализацию причин и поиска объяснения последствий лежащих в пространстве логики. Родилось дифференциальное исчисление, а люди стали описывать движение дифференциальными уравнениями, учитывающими предельно малые его подробности и свойства. Решением диф. уравнений поначалу являлись вполне понятные и закономерные функции движения.
Торжество причинности было недолгим. По мере развития научной мысли и технологий человек обнаружил структуры, описание которых было нетривиальным. Для их изучения был разработан инструмент, отражающий их поведение в виде фазового портрета системы дифур описывающих эти объекты. Например, маятник незатухающих колебаний представляется на этом портрете как круг, а затухание колебаний отображается как сворачивающаяся к центру спираль. Линия, рисующая эту картину, называется фазовой траекторией. Она демонстрирует состояние системы в каждой точке пространства возможных состояний системы. Для маятника это, например, расстояние от точки равновесия и скорость движения в ней. Эти два параметра создают плоскость, на которой рисуется фазовый портрет его модели.
Понятно, что фазовый портрет системы занимает ограниченное пространство, поскольку энергия не может быть бесконечной как и материальные параметры объекта. Маятник имеет конечную длину плеча конечный вес грузика и конечную силу начального внешнего воздействия.
Но если для простых систем достаточно плоскости, то для более сложных требуется объем размерностью зависящей от особенностей системы. Учитывая, что размер дифференциала бесконечно малая величина, то и сечение фазовой траектории бесконечно мало. Значит, даже в минимальном трехмерном объеме бесконечно тонкая нить фазовой траектории может наматывать бесконечно длинный путь бесконечно долго. Это следствие той математической абстракции, которая была заложена человеком жадным до истины, но вооруженным формальным подходом.
В определенном смысле все вещи в мире могут рассматриваться как открытые нелинейные диссипативные неравновесные системы. Фазовый портрет таких систем представляет собой странный аттрактор. Весь мир, cточки зрения теории колебаний, представляет собой иерархию вложенных друг в друга таких систем со странным аттрактором - от сущностного Я до системы всей вселенной.
Как бы не был сложен аттрактор мира, но его фазовое пространство ограничено, а фазовая траектория в отличие от математической идеализации не бесконечно тонкая, а имеет вполне конечный размер сечения, зависящий от степени подробности нашей модели. Минимальный размер определяется квантом. Таким образом, любой из странных аттракторов, когда нибудь заполняет конечное по размерам фазовое пространство системы и его судьба повторяется. Этот процесс для каждой системы продолжается по спирали до тех пор, пока не замкнется траектория самого большого аттрактора мира. После этого все повторится миг в миг. Так что по большому счету все предопределено.
…размышления:
Выходит, правы сторонники теорий циклической Вселенной и Ницше прав по поводу Вечного Возвращения и Платон прав со своей теорией вспоминания,
а вселенная - детерминированный механизм, кинолента-кольцо?
Пуанкаре в своей теореме о возвращении писал - «при наличии времени, все возможно».
"... время возвращения – это такое количество времени, через которое Вселенная, благодаря случайным квантовым флуктуациям (колебаниям), вернется в состояние очень близкое к сегодняшнему. Как говорится, история всегда повторяется. Время необходимое для такого возвращения составляет – 10^10^10^10^10^1.1 лет."
Возможно, это тот редкий случай, когда математические методы могут успешно применяться для совершенствования миропонимания. Определяет ли лексика границы миропонимания?
Поступки людей зависят от их мыслей. Мысли это информационные структуры, формируемые внутри нейронной сети организма в ответ на внутренние и внешние раздражители главной целью которых поддерживать систему организма вдали от равновесного состояния в термодинамическом смысле. Таким образом, мы лишь выполняем эгоистические потребности наших нейронов. Даже когда вы решаете ни о чем не думать это лишь удовлетворение их потребности.
По большому счету человек это материализатор идей и идеализатор материи. В этом его вселенское предназначение как высокоорганизованной материи.
Любой язык дает лишь ограниченные свободы и жесткие границы моделирования реальности. Тем не менее, любое приближение к реальности можно считать истинным, если оно подтверждается практически с тем же уровнем подробности, который закладывался в модель. Границы миропонимания не зависят от языка. Скорее всего, они зависят от внутренней гармонии человека и гармонии с внешним миром. А от языка зависят границы возможностей моделирования мира и передачи информации об его модели.
Устройство мира обусловлено его рождением. Волны фрактальности большого взрыва создали мир таким, каким он есть, а фазовый портрет системы лишь удобный инструмент изучения свойств систем. Странный аттрактор это подтвержденная практикой модель реальных систем еще раз подтверждающая фрактальную, а не абсолютно случайную особенность устройства мира.
Однако нельзя отрицать, что представление об исследуемой системе зависит не только от структурных особенностей системы, но и от созерцателя, который в процессе изучения создает с ней единое целое. Фазовое пространство системы выглядит по-разному относительно разных фазовых пространств исследуемых методов, проще говоря, фазового пространства внимания созерцателя. Если для одного исследователя система имеет фазовый портрет, представляющий простой аттрактор, то при более подробном рассмотрении система может стать сложнее - со странным аттрактором. Виденье системы зависит от решаемых задач.
Комментарии