Александр Росляков. Какой подвох грозит сорвать мир с Украиной

Все последние дни сеть гложет одна тема: сможет ли Трамп на встрече с Путиным, если та состоится, уломать его на мир с Украиной. Рассуждений море, самого полярного толка – от исполненных уверенности в успехе этого дела до прямо противоположных. Любопытно здесь, на мой взгляд, во-первых, само заявление Трампа – его редкой в наше время прямотой:

«Я собираюсь сказать Путину, чтобы он прекратил эту войну... Я могу уйти и сказать: «Удачи!», – и на этом всё... Есть те, кто считает, что Путин хотел всю Украину. Я один из них.... Я хочу видеть прекращение огня очень-очень быстро... Думаю, моя встреча с Путиным будет хорошей, но может быть и плохой... Возможно, уже в первую пару минут я буду точно знать, возможна сделка или нет...»

Какая-то ломающая все политические каноны откровенность – ничего подобного из заявлений других высших лиц я не могу припомнить. В том же примерно духе, как мы с другом юности за рюмкой выбалтывали друг другу свои сокровенные планы по покорению брыкастых дам. И многие справедливо отмечают, что Трамп в позиции более уязвимой, как всякий соискатель и проситель – но тут-то и включается ведущее к тому же успеху, что и у женщин, мастерство одержимого своим желанием бойца. О чем, по-моему, довольно точно написал один из политологов:

«Трамп стремится к личной дружбе автократов поверх интересов их стран – и с Путиным такая стратегия может сработать. Перед Трампом стоит деликатная задача: комбинируя давление и лесть, стать для российского лидера главной референтной личностью, чья оценка окажется для него важней тех, на кого он привык ориентироваться: всех этих Ротенбергов, Ковальчуков, Патрушевых и так далее. Надо, чтобы в самый ответственный момент Путину настолько не захотелось бы разочаровывать Трампа, что мнение всех прочих для него перестало бы иметь значение. Тогда он прекратит войну. Здесь не обойтись без угроз – в виде санкций, оружейных поставок Киеву, приема Украины в НАТО – но при этом угрозы должны перемежаться комплиментами. Трамп способен переломить путинское упрямство, еще и потому что после «плохого следователя» Байдена, он представляется Путину «следователем хорошим» – важный компонент для мотивации...»

Вот только мне кажется, что комментаторы упустили начисто одну вещь, которая может стать психологически решающей для самолюбивого донельзя лидера. Наивные подсказывают Трампу, что надо делать все так, словно не Путин исполняет его волю, а он больше всего радеет о «русском царе», помогая тому закончить затянувшейся конфликт его же блага ради. Но Путин не такой простак, чтобы подобного не раскусить. А вот что может поставить непреодолимый крест на всех уловках, уступках и угрозах Трампа мира ради – это такое вроде совершенно стороннее обстоятельство:

«Армения и Азербайджан опубликовали текст мирного соглашения, которое 8 августа их министры иностранных дел парафировали в США в присутствии Алиева, Пашиняна и Трампа. У Армении и Азербайджана больше нет территориальных претензий друг к другу, по мирному договору они признают необходимость восстановить дипломатические отношения, договориться о делимитации границы и заключать соглашения в области экономики и культуры. Плюс к тому – вдоль общей границы не могут встать «силы третьей стороны».

Зангезурский коридор, связующий Азербайджан через Армению с ее эксклавом Нахичеванской АР – переименован в «Маршрут Трампа» и передан США в пользование на 99 лет. Американские компании вложат крупные инвестиции в инфраструктуру Армении и Азербайджана...»

То есть Трамп с его кавалерийской прытью и неважно, деланной или прямой прямотой – смог в считанные дни добиться того, что Путину со всей его тяжеловесной дипломатией не удавалось годы долгие. Мало того, российские усилия в 2023 году увенчались и здесь таким же военным конфликтом меж Арменией и Азербайджаном, как и у нас на Украине. А Трамп пришел, увидел – и своим мирным делом победил! Приструнил, привел к своей ноге наши же бывшие республики! Ну не оплеуха самому долготронному в «белом мире» властелину, почитаемому стоящими у его трона и величайшим самым?

Но это еще ладно, можно, стиснув зубы, пережить. Но болезненное самолюбие может счесть, что Трамп ставит и нас на ту же доску, хочет своим навязываемым через свое колено миром привести к той же ноге. А это уже, если таким образом взглянуть, куда более несносная плюха, против которой так и будет норовить восстать болезненно самолюбивая натура. Дескать тут вам не там, я не какой-то там армян-Пашинян или баклажан-Азербайджан, а Россия не какая-то заморского наездника потеха, творить с ней и с собой вот это вот не дам!

И как это поломать, если взыграет – у меня нет и домека. Ведь заключить мир с Украиной, на любых условиях, ну кроме полной ее капитуляции, на что Зеленский не пойдет – это будет один в один как мир Армении с Азербайджаном. Ровно из той же серии, что для державы, почитающей себя чуть не великой самой в мире, и ее 25-летней, пуще всех армянских коньяков, выдержки вождя – недопустимо.

Неужто Трамп об этом не подумал, не смекнул сделку по Армении с Азербайджаном отложить на пару хоть недель, чтобы не била в глаза с такой уж больно откровенной силой, раня вовсю самолюбивое лицо? Или у этого америкоса такое самомнение, что просто не берет в расчет ничьи еще, полагая, что его лавры от успеха на Кавказе лишь ему очков добавят и сделают только покладистей объект его миротворческой атаки? Не слыхал о таком новом, еще новей библейского, завете, способном с головой овладевать иными самодурами: «понты дороже денег»? Даже своих. А уж чьих-то там оторванных рук-ног и жизней – и подавно!