К экономической метафизике
Экономическая метафизика (или метафизическая экономика) – основа, где ещё нет «измов». Она также основательна, как законы природы. И эти основы просты и понятны уже школьнику; как только и может быть с действительной метафизикой. И они – практичны; как и только действительно практична настоящая метафизика (а не «теория»).
…
Явления есть всегда, понятия же, их «называющие» появляются в своё время. И имеют свою судьбу; часто – «троянского коня». А услужливая и самоподъёмная «вежливость» по отношению к науке и её «гениям» не дают расстаться с самообманом...
Капитал, как и, например, гомеостаз были всегда. Обозначаемые этими словами процессы и были выделены «научным дискурсом» в своё время. «Гомеостаз» отражает реальные явления саморегуляции, восстановления нормальной среды в динамических отношениях открытых систем. И есть в них, возникает – потенция изменения состояния, вывода системы из равновесия. В природе – извне, в обществе людей – изнутри. Вывод из равновесия – и есть «функция капитала». Капитал, как явление, существует лишь в своей функции. Нет сущности под именем «капитал» без своей функции. Он – как действительность, как то, что имеет однозначное своё определение – он есть таковой только в процессе оборота/реализации. (Как впрочем, и «идея» отличается от «мысли» только по факту, и именно тем, что реализована.)
«Капитал» – «имя» искажающее, присваивающее себе избыточное значение; превращающее себя в «сущность». Его сделали «сущностью» из просто «возникающего состояния» в череде жизненных циклов. Так «временное» стало «капитальным», частное – самодовлеющим... Здесь то и требуется «исправление имён».
Как говорили выше, гомеостаз «следует» из необходимости равновесия, связан с обеспечением устойчивости «организма», обеспечения его процессов. Капитал исходит из нарушения равновесия, из внесения неравновесности; которая бывает как развивающей, так и искажающей, в том числе перенаправляющей новое равновесие только в свою пользу.
Оба термина говорят о процессе. Но один – гомеостаз – фиксирует стадию, как часть жизни. А другой – капитал – выделяет себя, противопоставляясь остальному. В реальности, в экономическом круговращении нет и не может быть независимого «капитала». А в таком случае противопоставление «Труда» и «Капитала» – одна из созданных самим человеком дихотомий: сначала в практике, а потом и в объяснении. Эти имена и проблемы созданы, исходя из своекорыстных интересов. Но названы «наукой».
Эти два понятия – капитал и гомеостаз – расходятся не только в своей действительной научности, в адекватности претензии своего объёма. В природе прирост (прибыль) связан с общим равновесием, а человек, когда стал получать прирост (прибыль, капитал) вознамерился это узаконить, как сущность, обязательную и главную.
Проблема, как всегда, в претензии, в выделении без меры для этого…
Экономика – во взгляде не на потоки товаров и денег, а во взгляде с большего верха на её «метафизические процессы», на энергии экономического поведения – это «нулевые балансы», выводимые из равновесия, и снова непрямыми усилиями субъектов приводимые к гомеостазу, и снова интересами других субъектов выводимые из равновесия и приводимые к прибыли (часто образующей посторонние экономике выросты). Гипертрофия экономики в капитале привела в наше время к потере гомеостаза общества в целом, к нарушению саморегуляции… Остаётся только напомнить этимологию слова «капитал», близкие по происхождению смыслы. Латинское capitis – это голова, верхушка, индивид, ум, правоспособность; если всё вместе, по сути – эго. Латинское capital – это головная повязка, надеваемая жрицами при жертвоприношении; а также тяжкое уголовное преступление. А прилагательное capitolisозначает «весьма опасный, смертельный»…
В линейно-поступательном восприятии истории «капитал» связали с «капитализмом». А это – не так. Как феномен, как функция проявления/внесения неравновесности и реализации/оборота себя, он был всегда. А отнесённый к экономике он проявился сразу, как прибыль, при становлении в эпоху «железного века» разделения труда и выделения власти.
И точно также сам человек несёт в себе, в своих отношениях все так называемые «социально-экономические формации», как узаконенные способы отношений. Например, капиталистические отношения могут и часто являются по факту рабовладением; и чистое рабовладение появляется в деградирующих обществах определённой ментальности. Человека и общественные отношения «наука» пыталась поместить в линейный прогресс производства, в линейную историю. Тогда, как проводниками истории являются отношения Технологии и Культуры. А актором, восходящим к смыслу в текущих обстоятельствах и тем в этом проявлении «логики мира» создающим историю, остаётся человек, его понимание, его проект. Все возможные отношения есть в человеке и конкретных культурах изначально, только в разных пропорциях, взаимосвязях и разрешениях. Дух Традиции (народа), как потенция, зерно, должен срезонировать с Духом общественного проекта, чтобы результирующая общественная практика оказалась конструктивная, созидающая. А вырастающий из «зерна» росток будет иметь качества, зависящие как раз от миро-цивилизационных обстоятельств и уровня человека/культуры.
Кстати, посмотрите и здесь основания и аналогии понятий. «Гомеостаз» («подобностояние») происходит от греческого homoios – подобный. А «человек» – по лат. homo – есть «подобие Бога»…
Комментарии
Да, Сергей, отдельное "благодарю" за смысловой лингвистический анализ :-) Ну прям бальзам...