Все проблемы ГУ МВД – от блогеров и журналистов!
Начальник ГУ МВД по Свердловской области Михаил Бородин 18 апреля выступал с ежегодным докладом перед депутатами Законодательного собрания. Отчет совпал по времени с невиданным всплеском критики ведомства Бородина – новые сообщения о злоупотреблениях свердловских полицейских появляются едва ли не ежедневно. Бородин попытался доказать депутатам, что против него и ГУ МВД «отдельными блогерами и СМИ развернута информационная кампания», но депутаты отметили возросшее количество ошибок и нарушений в работе полиции: занижается статистика, не возбуждаются уголовные дела, провалена работа участковых уполномоченных.
Свой доклад г-н Бородин сразу начал с того, что в последний год ГУ МВД работало «в непростых условиях»: шла реформа органов внутренних дел, произошла ротация 80% руководящих кадров, у полиции изъяли множество функций. При этом, по его словам, полиция стала стремиться к большей открытости, «в том числе стали выносить на публику и проблемные вопросы». Это дало новые возможности для критики полиции, а «ряд блогеров» и «один из интернет-порталов» развернули «кампанию по дискредитации органов внутренних дел», заявил Бородин. «Не буду комментировать ее причины, хотя среди них есть и объективные», - признался генерал. В то же время, по его словам, «полиция продолжает стоять на страже общества», и несмотря на все замечания, количество преступлений за отчетный период не выросло – то есть со своей основной функцией полицейские справились.
Несмотря на то, что в своей вступительной речи Бородин дал понять, что не считает лавину критики достаточно справедливой, депутаты активно интересовались у него теми фактами, которые упоминались в публикациях «URA.Ru», а также блогера Евгения Ройзмана. Так, Георгий Перский спросил, действительно ли в свердловской полиции сейчас служат сотрудники, которые в свое время не прошли аттестацию по предыдущему месту службы – стало быть, находятся на своих должностях незаконно. Бородин несколько уклончиво ответил: «я не являлся председателем аттестационной комиссии, […] вопрос переаттестации решался без меня». Он попросил предоставить ему фамилии указанных сотрудников, пообещав провести проверку. «Где что-то есть по каким-то сотрудникам – мы очень тщательно проверяем, в случае малейших подозрений – передаем материалы в следственный комитет, - заверил депутатов Бородин. – Мы сами заинтересованы в выявлении таких сотрудников».
Коммунист Андрей Альшевских затронул тема роста ДТП со смертельным исходом, что дало Михаилу Бородину возможность порассуждать о функционале ГИБДД. Он справедливо заметил, что засады в кустах не приносят ничего «кроме злости и усмешек». «Открыто надо стоять. И каждый сотрудник ГИБДД должен отчитываться: что он хорошего сделал за день», - предложил Михаил Бородин.
Комментируя вопросы коррупции в среде ГИБДД, он вывел интересную формулу: «Это не коррупция. Это мздоимство. Коррупция – это когда уходит наверх, до руководителей определенного уровня. А здесь просто сотрудники берут мзду. Мы сами заинтересованы находить таких и привлекать к ответственности». В дальнейшем Бородин использовал эту же формулировку, когда говорил о поборах на рынках: «Если есть факты – сообщайте, мздоимцев будем привлекать к ответственности». Это можно трактовать как признание фактов недобросовестных действий отдельных сотрудников с одновременным желанием дистанцироваться от них: «берут» и вымогают «внизу», руководство ГУ МВД к этому отношения не имеет. Мздоимцы – есть, коррупционеров – нет.
Депутат Анатолий Павлов отметил, что из-за действий СМИ, погрузивших имидж органов внутренних дел «в дерьмо», «полицейский становится злодеем». Комментируя этот тезис, Бородин напомнил, что из-за СМИ вообще «более 50% жителей города подвержены депрессии» (эта реплика вызвала хихиканье в зале для прессы), и предложил следовать его примеру: смотреть телеканалы «Звезда» и «Культура», а также создать уральский канал о полиции, который бы честно и объективно рассказывал как об ошибках в работе полицейских, так и об их достижениях. О последнем почти не говорят, сетует Бородин: как только кто-нибудь из полицейских оступается, «на него тут же набрасываются», а о мужестве и храбрости полицейских не пишет никто.
Депутаты также привели Бородину совершенно конкретные факты коррупционных действий. Андрей Альшевских рассказал, что сотрудники дежурных частей получают по 3000 рублей за каждый «слив» похоронным агентствам информации об умершем человеке и напомнил о незаконных стоянках, существование которых невозможно представить без участия недобросовестных полицейских в этом бизнесе. Дмитрий Шадрин отметил, что хотя дела в свердловской полиции обстоят «лучше, чем в Татарии», «по работе ОБЭП появилось очень много жалоб», а граждане сетуют на то, что «невозможно возбудить уголовные дела». Депутат дал понять, что этим и может объясняться позитивная статистика по преступлениям: Бородин рапортовал о раскрытии более чем половины всех преступлений, но с учетом латентной преступности раскрывается всего около трети, считает Шадрин.
Бородин оставил без ответа вопрос, кем и с какой целью, по его мнению, инспирирована та «кампания», которую он заметил в блогах и СМИ. Бородин лишь туманно сказал, что у него «не такой характер, чтобы заискивать перед кем-то или ложиться под кого-то», а также предложил журналистам почаще приходить к нему с конкретными фактами нарушений.
Дмитрий Колезев, «URA.Ru»
Комментарии