Обращение к основам: рыночная экономика

На модерации Отложенный

Прошёл избирательный цикл, который во многих отношениях поколебал сложившуюся у нас политическую систему: думаю, что изменения в обществе, ставшие малозаметными после президентских выборов, будут постепенно прорастать, укрепляться и в конце концов приведут к смене политической системы.

А дальше начинается относительно спокойный период, надеюсь, достаточно продолжительный, чтобы поразмышлять над случившимся и тем, что может случиться у нас и в мире.

Хотел поговорить о демократии, о том, приживётся ли она в нашей стране, какая и когда.

Но потом, подумав, понял, что до этого стоит обсудить рыночную экономику, как теоретическую модель и как реальность, недавно возродившуюся в нашей стране. Какая связь с демократией?

А дело в том, на мой взгляд, что демократия в современном смысле невозможна без рыночной экономики. И не любой, а определенных качеств.

Если мы возьмём первых теоретиков демократии, таких как Руссо или Джефферсон, то они предполагали равноправие людей в условиях, когда каждая семья имела в собственности землю или иные средства производства (производительную собственность), которые позволяли бы производить необходимые средства существования и делать сбережения, чтобы не работать в старости. Собственность, признаваемая естественным правом, не должна быть меньше этой величины, но и не больше той величины, которая даёт возможность эксплуатировать наёмных работников. Обладатели такой собственности благодаря ей независимы и обладают правом голоса. На выборах они либо прямо принимают решения по общественным делам (прямая демократия), либо избирают представителей, которым передают полномочия принимать такие решения. В этой простой модели связь рынка и демократии очевидна.

Рынок здесь неявно присутствует, ибо независимые собственники обмениваются продуктами своего производства, а обмен существует, поскольку разделение труда выгодно всем. Рынок и торговля существовали всегда, но обычно они дополняли господствующую систему хозяйства и социальной организации, характерную для аграрной стадии развития. Она была основана на иерархической структуре отношений собственности и власти. Наиболее распространенная схема предполагает вооруженную силу, обслуживающую правителя, а составляющие её вассалы за службу вознаграждаются землёй, становятся землевладельцами, либо получают право взыскания дани (налога) с землевладельцев. При этом порядке вопрос об эффективности как-то не возникал. Он, собственно, возникает тогда, когда в работе экономики снижается роль насилия и устанавливается порядок, регулируемый нормами права, в том числе защищающих производителя и его права собственности.

На этом поле при ограничении сферы описанных выше феодальных отношений образуется рынок как регулярный массовый обмен товаров, на котором достаточно много покупателей и продавцов. В сделках между ними определяются цены на товары, которые несут информацию о том, стоит увеличивать или сокращать производство производителям, стоит сокращать или увеличивать спрос потребителям. Кроме того, более свободная для агентов рынка обстановка позволяет им делать накопления, инвестировать их в технические новшества, нанимать, а потом увольнять работников.

Итоги развития рыночных отношений на определенном этапе подведены Адамом Смитом: он показал, что «невидимая рука» рынка стимулирует рост производства и экономию в потреблении, сбережения и инвестиции, в результате чего общество становится богаче. Позднее были доказаны теоремы общей теории равновесия, показавшие, что рыночный механизм оптимизирует использование всех ресурсов и доставляет дополнительные возможности развития экономики, которых в феодальной системе нет. Успехи Запада во многом связаны с тем, что он открыл для рыночных отношений широкое поле деятельности. До сих пор культура рыночной экономики, основанная на свободе торговли, конкуренции и верховенстве права даёт Западу решающие преимущества в повышении благосостояния граждан и политической силе.

При этом, однако, возникает довольно существенное неравенство, которое Руссо и Джефферсон не хотели допустить. Но такой капитализм – неравенство его врожденное свойство – запретить его невозможно без потерь ряда основополагающих преимуществ рыночной экономики: теряются стимулы роста, нововведений, экономии и накоплений. Крайности чрезмерных богатств и нищеты заставляют правительства стран с рыночной экономикой искать способы противодействия, приносящие минимальный урон, но всё же позволяющие рынкам оказывать своё оптимизирующее воздействие.

Кроме того, свободные взаимодействия рыночных агентов являются, с другой стороны, хаотичными. Каждый старается использовать этот хаос в своих интересах, но не всегда итог оказывается позитивным. Возникают кризисы и иные провалы рынка. Всё время ищут возможности устранить эти недочёты. Но эти свобода или хаос одновременно есть условия эффективной работы рыночного механизма.

Недочёты, а точнее врожденные пороки рыночного механизма, всё время понуждают людей придумывать какие-то альтернативы ему. Самый грандиозный эксперимент был проведен в нашей стране, на базе марксистской теории. Последняя, находя вдохновение ещё в сочинениях Руссо, предложила ликвидировать частную собственность и эксплуатацию человека человеком, построив плановое хозяйство. Результат эксперимента принёс разочарования: получилась система, по последствиям своего функционирования похожая на феодализм. Это и понятно, иерархическая административная система, созданная чтобы приводить всё в движение, работала хуже чем рынок. Оптимизирующий эффект был утрачен. Недостаток стимулов для устойчивого роста экономики приходилось восполнять насилием. Вскоре и это перестало помогать, и начался упадок.

Реформы Егора Гайдара воссоздали рыночную экономику в России. Правду сказать, она у нас стала развиваться только после отмены крепостного права и к 1917-ом году была далека от зарубежных образцов. А потом на 70 лет её ликвидировали, и в 1992-ом году опять пришлось всё начинать сначала. Но всё же она работает, как ни стараются ей помочь ручным управлением.

Всё, что я выше написал, относится, как кажется, к азам. Но иногда о них стоит напоминать. 

До встречи,

http://www.liberal.ru/articles/cat/5709