Гайдар подкрался незаметно

На модерации Отложенный

Очевидно, что либеральный курс, который проводит правительство, идет вразрез с интересами россиян

Два события высветили всю остроту противоречий во взгляде российского истеблишмента на развитие российской экономики и страны в целом.

Сначала тяжеловес Евгений Примаков на заседании дискуссионного «Меркурий-клуба» не оставил камня на камне в оценке деятельности правительства в 2013 году, заявив о «необходимости противодействия политике неолиберализма в России». А на следующий день последовал жесткий ответ критикам с трибуны Гайдаровского экономического форума.

Такие мероприятия принято делить на президентские и премьерские. Гайдаровский форум стал событием, где главной фигурой был Дмитрий Медведев. «Ситуация сегодня в России неоднозначная и неоднородная. Кризиса здесь нет», — сказал он в первый день форума, сосредоточившись далее на позитиве. Медведев и министры старались убедить общество в том, что если роста экономики и нет, то ничего драматичного не происходит. «Все работают» — так охарактеризовал дух форума один из участников. Вопрос только в том, каковы результаты этой работы и чего ожидать завтра.

На форуме министры сделали много заявлений на будущее. Было сказано о необходимости повышать пенсионный возраст, сокращать число банков и решительнее распродавать госсобственность, дабы залатать бюджетные дыры. Последнее можно считать намеком на источник средств для исполнения «майских указов» Путина. «Часть расходов ложится на регионы», — подчеркнул глава кабинета. Только, как известно, местные бюджеты слишком слабы, и если зарплату учителям на 15% повышают, нередко увольняя 15% из их состава, то и все остальное может делаться в такой же манере.

Темой форума было объявлено устойчивое развитие России и мира. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, страна оказалась в противофазе с растущей мировой экономикой. Правда, замечали иностранные эксперты, Всемирный банк поднял рейтинг России на 20 позиций, отдав ей 89-е место из 189 стран. Однако инвестиции не идут, покупатели не ломятся и показатели промышленного производства не растут. Растет только ВВП.

Но и здесь министрам пришлось признать: если цены на нефть упадут до 80 долларов за баррель, положение станет очень плохим. А так — просто будет стагнация.

Истина в том, что российская экономика давно уже вне стагнации — у нас спад. Без этого Примаков вряд ли стал бы так резко и публично критиковать правительство. Врастанием же страны в мировой рынок гордиться либералы начали уже давно — еще в дни августовского обвала 1998 года...

Имя Гайдара недаром осеняет высказывания людей, стоящих у руля российской экономики. Главный тезис можно сформулировать так: либерализация экономики неизбежна и необходима, а положение в экономике могло быть хуже, если бы не верность этому курсу нынешнего правительства. Россиянам от такой уверенности не стоит ждать ничего хорошего. Не названы очевидные причины «кризиса номер два»: слабый спрос из-за бедности и долгов населения, а также наступление импорта (плоды ВТО). А значит, и эффективных лекарств для нашей экономики не ищут.

Экс-премьер Примаков, на чью долю выпало преодолевать (и успешно) кризис 1998 года, испортил песню, спетую на Гайдаровском форуме. И вовсе не потому, что критиковать легче, чем делать дело. Просто слишком очевидно, что либеральный курс находится в противофазе с интересами россиян.

К тому же Евгений Максимович отразил позицию обширной группы российских деловых кругов, тех, кто связан с внутренним рынком — с россиянами как покупателями. А потому эта позиция близка и миллионам граждан, которые искренне и глубоко ненавидят Гайдара и ничего ему не простили. Они хотели бы, чтобы рост регулирующей роли государства породил реиндустриализацию. Им все равно, перегонит ли Россия в рейтинге ВБ Сербию или нет. Они хотят развития страны, а не зависимости от колебания цен на нефть. Они хотят, чтобы министры рассказывали, как именно они собираются решать проблемы, которые душат российскую экономику. Скажем, сдерживать рост тарифов и китайского импорта, обеспечить бизнес доступными кредитами, вкладывать валютные резервы в свою экономику и инфраструктуру...

Увы, таких отступлений от Гайдаровского учения наше правительство себе не позволяет.