Смертию смерть поправ. Русская Голгофа

На модерации Отложенный

     Всего несколько часов осталось до наступления самого большого православного праздника Светлого Христова Воскресения. Люди будут поздравлять друг друга: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!", христосоваться крашеными яйцами, есть куличи и твороженную пасху.

   И хотя по канону усопших принято вспоминать на Красную Горку, многие отправятся на кладбища, на могилы близких. В этом есть логика, ведь: "Христос Воскресе, Смертию Смерть поправ."

   Пасха это праздник Воскресения и вечной жизни. И потому уместно вспоминать тех, кого смерть настигла и надеяться, что они, как и Сын Божий, эту смерть попрали.

   Но особенно хочется в эти предпасхальные и пасхальные дни, вспомнить тех, кто умер, как и Спаситель, смертью насильственной.

   Общеизвестна фраза: "Гибель одного человека - трагедия, гибель миллионов - статистика". Действительно, когда мы говорим о миллионах, погибших в годы ленинско-сталинских репрессий, за цифрами начинает теряться конкретика, мы не осознаем в полной мере, как это происходило. Поэтому я хочу вспомнить историю лишь одной из ветвей своего рода. И символично, что ее основателем стал сельский диакон, служивший в Воскресенской церкви одного из уездов Костромской Губернии.

    Это был прадед моего прадеда. Звали его Яков Степанов сын. А фамилии у него не было. Жил он во второй половине 18-го века. Сыновей своих он отдал в Духовную Семинарию и они там получили фамилию по названию села, из которого происходили.

  У каждого из сыновей были свои дети, да при том много, а у тех свои и т.д. К началу 20-го века потомков диакона Якова Степанова сына насчитывалось уже более сотни. Среди них были священники, чиновники, офицеры. Был один известный архитектор. Многие получили личное дворянство, а некоторые и потомственное. Это был очень разветвленный и крепкий род. Его представители жили в Костроме, Нижнем Новгороде, Воронеже, Ярославле, Санкт-Петербурге и в Москве.

   По всем законам статистики еще через 100 лет, т.е. к настоящему моменту, в начале 21-го века количество потомков этого рода должно было бы превысить тысячу человек.

Но что такое статистика в сравнении с историей России 20-го века? - Кровавая советская история разрушает любые статистические прогнозы.

   Сейчас не осталось ни одного носителя этой фамилии. Потомки диакона Якова Степанова сына сохранились, их несколько десятков (т.е. в десятки раз меньше, чем должно было быть), но все они относятся к этому роду лишь по женской линии. Причем подавляющее  большинство из них живут за границей, многие не знают русского языка, да и далеко не все знают о своих корнях.

   А вот в России их почти нет. Все мужчины этого рода, которые остались на территории нашей страны, были уничтожены. Их расстреливали в 18-19 гг. , а также в 20-ые гг. Тех, кто уцелел, репрессировали позднее, в 37-38. Последним, кто носил эту фамилию, был мой прадед. И он единственный умер своей смертью в середине прошлого века в достаточно преклонном возрасте. Правда, и ему пришлось много лет провести в советских лагерях. Его судили в 1920 г. приговорили к расстрелу, потом смертную казнь заменили заключением.

  Советская власть под корень извела род русского диакона. Какое еще слово можно подобрать для обозначения этого, кроме как геноцид?

  Советский геноцид.

  Но были уничтожены не только мужчины этого рода. Давно не осталось следа и от Воскресенской Церкви, в которой служил диаконом  Яков Степанов сын. Не осталось и села, название которого явилось основой для несуществующей теперь фамилии.

   Сейчас, в преддверие наступающего Праздника Светлого Христова Воскресения, я хочу вспомнить своих родственников, которые, как и Иисус, взошли на Голгофу. Русскую Голгофу, которую возвела советская власть.

   Уверен, что у многих, кто читает эти строки, есть свои подобные семейные истории. Вспомним сегодня всех, кто принял мученическую смерть от советского режима. Но, как и Христос: "Восстал из мертвых - Смертию смерть поправ!"