Ждёт ли нас новая диктатура

Рассказать бы Гоголю! Нынче наша жизнь приобретает черты необыкновенные. Вот бы подивился Николай Васильевич, а может, и сочинил бы что-нибудь бессмертное. Судите сами.

Намедни случились форменные чудеса с патриархом Кириллом. На руке у него часов нет, а их отражение на полированной поверхности стола, за которым Патриарх восседает, – присутствует, и всё это зафиксировано на интернет-сайте Московской патриархии. Не иначе как появились у господина Гундяева (Кирилла) самые что ни на есть святые часы. Обычная модель тех часов тридцать тысяч долларов стоит, но ясное дело, что святые часы бесценны и, наверно, сродни поясу Богородицы.

Второе чудо ничуть не хуже первого. Я имею в виду судебный спор, в котором патриарх Кирилл победил экс-министра здравоохранения России Юрия Шевченко. Судились они не поводу существования Бога, вовсе нет. Речь шла о запылении книг и вещей патриарха, якобы вызванном «нехорошей» квартирой Ю.Шевченко в знаменитом Доме на Набережной. Чистка от пыли и другие расходы обошлись святейшему владыке во много миллионов рублей. Это вам не шутка, а настоящее чудо, поскольку ремонт проводился в квартире Ю.Шевченко, которая расположена этажом ниже апартаментов патриарха, и значит, пыль летела вверх?! Самый гуманный суд в мире (российский) чудо зафиксировал и постановил взыскать с Ю.Шевченко двадцать миллионов рублей.

Эх, Николай Васильич! Доведись Вам хотя бы денёк прожить в нынешней России, не стали б утверждать: «Скучно на этом свете, господа!»

Оставим эмоции. Пусть философы оценивают степень скуки или веселья в современной России. Обратимся к грубой материи. Наша экономика дышит на ладан. Ориентированная на продажу нефти, газа и других природных ресурсов, она полностью зависит от мирового спроса на сырьё. Мировой кризис 2008-го до сих пор не преодолён, очень вероятна его вторая волна, при наступлении которой цена на нефть резко упадёт. Сегодняшняя цена в районе 100 долларов за баррель – это, по сути, «нефтяной» пузырь; его время жизни истекает. В условиях стагнации экономик США и Евросоюза, когда наблюдается падение спроса на энергоресурсы, «нефтяной» пузырь может схлопнуться в любой момент. В этой непростой ситуации российская власть не может предложить какой-либо внятной экономической программы.

В цивилизованных странах к власти приходят не люди, а идеи. В противном случае возникает диктаторский режим. Нынешняя российская элита не в силах предложить обществу ни национальной идеи, ни какой-либо иной разумной идеи. Всё, что они умеют – это контролировать финансовые потоки, причём обязательный частью «контроля» является их собственное обогащение. Именно поэтому у нас процветает экономика РОЗ: распил, откат, занос (занос – это «до», откат – после).

За 20 лет нахождения у власти наши элиты поделили все бюджетные финансовые потоки и весь доход от экспорта сырья. Не охваченными остались только люди – население страны.

Передел существующих сфер контроля – дело хлопотное, а тут прямо под боком 140 миллионов человек. Что надо сделать, чтобы регулярно получать с них деньги? Правильно, надо приватизировать ЖКХ и здравоохранение. Никто ведь не сможет обойтись без воды, отопления, электричества, врача и лекарств. Ну да, в первую очередь надо брать вокзалы, телеграф и водокачку – это классика. За сто лет мир, конечно же, изменился, и потому в джентльменский набор добавляется здравоохранение.

Сейчас финансирование российского здравоохранения увеличилось с 3% от ВВП до примерно 5%. И это тоже правильно: ведь «пилить» пять процентов куда приятнее, чем три. Да и населению хорошо будет, поскольку при освоении средств в продажу поступят новые лекарства (не какие-то там дешёвые дженерики), а в поликлиниках и больницах появится новая медицинская техника. Как пить дать, появится и заработает – нельзя же все закупленные компьютерные томографы и аппараты для УЗИ держать в нераспечатанных ящиках в подвале?! Что-то придётся вытащить на свет божий, установить и запустить, иначе совсем уж не по-людски выйдет. Короче, всё будет во благо человека: и тем, кто «пилит» – хорошо, и пациентам кое-что перепадёт.

Однако вряд ли идея «распила» может стать тем средством, что приведёт её носителей к легитимной власти; да и на национальную идею она пока не тянет. Лимит доверия нынешним российским элитам исчерпан, но отказываться от управления государством они не намерены. Значит, единственный для них выход – это диктатура, причём вовсе не диктатура закона. Это будет диктатура элит.

…Чаще всего диктатуры возникают, когда государство входит в полосу чрезвычайных ситуаций. Если толковать понятие диктатуры расширенно, то диктатура в России существует без малого сто лет. В советский период это была диктатура комиссарского типа (основана на декрете некоего политического субъекта и предназначена для реализации конкретной цели); в ельцинский период наблюдался микст из суверенной (предполагает полновластие диктатора в отрыве от какой бы то ни было цели) и комиссарской диктатур. При этом стоит иметь в виду, что диктатура не является антитезой демократии. Чисто технически в условиях диктатуры могут сохраняться отдельные демократические институты и возможность либеральных реформ.

И тут возникает важный вопрос: какая диктатура более вероятна в современной России – диктатура элит или диктатура народа?

Впрочем, диктатур бояться не надо, жизнь страшнее. Любая диктатура – это всего лишь люди.