Приехали
Начало 70-х годов. Сибирский город. Зима. Что-то около минус 35. Стою на остановке трамвая. Одет по погоде. Рядом трясутся от холода двое явно приезжих. Судя по модности прикида и его легкости – прибалты. Шапочки, курточки, туфельки. Наконец приходит трамвай. Прибалты буквально влетают в него в надежде погреться и обнаруживают, что в трамвае так же холодно, как и на улице. В сердцах один из них громко восклицает: - «Варвары! Трамвай обогревать же надо!».
Хотя причина, по которой в трамвае холодно – лимитирование электроэнергии по причине ее нехватки. Чего не было в Прибалтике – в ней нормативы финансирования жилкомхоза в разы больше. По той простой причине, что Прибалтика была витриной советского общества. Так что чистота, опрятность прибалтийских городов, уровень развития общепита и пр. обеспечивались отнюдь не доходами самих прибалтов – были показушными и оплаченными за чужой счет.
Когда после отделения Прибалтика начала жить на собственные доходы, зимой не то что в трамваях, в домах температура стала не намного выше, чем на улице. В итоге по логике прибалта образца 70-х годов они тоже поголовно стали «варварами». Не скажу, что это меня порадовало, тем не менее, некоторое чувство удовлетворения я испытал. Точнее, чувство торжества справедливости.
Это я все к тому, что мы в своем развитии отнюдь не отстали от Запада, как о том нас уверяют наши записные интеллектуалы. Даже наоборот – обогнали его. Потому что в 80-е годы первыми погрузились в глобальный кризис уже получивший название кризиса христианской (то есть, европейской) цивилизации. И развитые страны нас в этом деле только догоняют. С отставанием на двадцать лет. О чем наглядно свидетельствует современная ситуация в них.
Конечно, Греция с большой натяжкой относится к развитым странам. По сути, она оказалась самым слабым звеном среди них. Поэтому в ней процессы общественной деградации достигли очевидных масштабов. Тогда как действительно развитые страны в существенной степени еще не вышли из латентной стадии кризиса. В результате только специалисты видят для них печальные перспективы. А власть и основные СМИ пока предпочитают «стучать по рельсам», имитируя движение по пути общественного развития.
В этом плане интересна информация, опубликованная в последнем номере журнала «Эксперт», демонстрирующая реальные тенденции в частности английского общества. Безусловно высокоразвитого и одного из лидеров Запада. Приведу несколько выдержек.
«Что бы вы могли сказать молодым, перспективным выпускникам Оксфорда, Кембриджа или Лондонской школы экономики?» — спрашивается в популярном сейчас британском анекдоте.
«Два кофе-латте навынос, пожалуйста!»
«Безработица среди молодых британцев находится на рекордном уровне, и даже наличие диплома из престижного университета не всегда спасает, заставляя многих идти работать не по специальности, а чтобы просто свести концы с концами. По оценкам британского Национального бюро статистики, более трети — 35,9% — недавних (в течение последних пяти лет) выпускников университетов работали на низкоквалифицированных рабочих местах, где наличие диплома не требуется. При этом реалии рынка труда таковы, что, не имея образования, работу найти еще сложнее, даже неквалифицированную.»
«Сочетание низких доходов, вялого рынка труда, высокой стоимости образования и сложности найти работу по специальности привело к формированию ситуации, когда впервые за полвека молодые британцы не могут рассчитывать на достижение (и тем более опережение) уровня доходов своих родителей. Для большинства поколений XX века реальный уровень жизни в любом возрасте оказывался выше, чем у предыдущего поколения. Однако эта тенденция прекратилась для тех британцев, которые родились между 1985 и 1995 годами.
В 2000 году доходы домохозяйств, главами которых оказывались 20-летние, перестали расти. А с тех пор их обогнали по доходам 60-летние (поколение послевоенного беби-бума), многие из которых уже вышли на пенсии. Средний доход поколения беби-бума на 40% выше дохода людей того же возраста, родившихся на 20 лет раньше, и на 80% выше родившихся 30 годами ранее. Мало того, британская молодежь уже понимает, что ее поколению придется work until you drop — работать, пока не умрешь.
«Сегодня уже нельзя сказать молодым людям, как раньше, что они смогут жить лучше поколения родителей. Этот тренд начал проявляться в течение последних лет, но политическая система пока этого не замечает», — прокомментировал ситуацию бывший министр финансов в правительстве лейбористов 2007–2010 годов Алистер Дарлинг.»
Стоит напомнить, что уверенность людей, что они будут жить лучше своих родителей, была основным стабилизирующим фактором внутренней политики развитых стран на протяжении всего ХХ столетия. И именно эта уверенность обеспечивала лояльность большей части общества власти. Причем нужно понимать, что подобные факторы носят долгосрочный характер. Так что изменение десять лет назад фактора «лучшего будущего» на противоположный по знаку и то, что это только сейчас обнаруживается, означает как раз глубинные причины нынешнего кризиса. Соответственно, его преодоление – перспектива отнюдь не ближайшего будущего. По сути, проблема остановки развития европейской цивилизации еще даже толком не осознана. Соответственно, о том, как ее решать пока никто всерьез не обсуждает. Реально политики живут от выборов до выборов, озабочиваясь только текущими проблемами.
Это значит, что главный вопрос начавшегося столетия – какая из стран первым сможет преодолеть глобальный кризис. То есть, поймет его причины и найдет выход из него. Как результат, станет лидером человечества на ближайшие десятилетия.
Комментарии