Рукав от Wirtland: От депривации - к государству

На модерации Отложенный
Несмотря на то, что сегодня в мире - порой лишь виртуально-серверном - существует порядка двухсот микронаций и микрогосударств, теорий-классификаций или более-менее приемлемых композиционно-логических схем, объясняющих причины появления и порой довольно устойчивого бытия таких образований нет, а приводимый в масс-медиа основной побудительный мотив создателей и активных участников таких сообществ - уход от действительности, революционный протест против государства как такового - представляется примитивным и глубоко неверным, поскольку достаточно войти на форум или пресс-страничку любой, даже недавно появившейся страны, чтобы убедиться в обратном.
Там кипит энергия! Причём именно социальная. И люди, граждане сих образований, возможно, доселе и отрицавшие те правительства, из-под ига которых они вышли, напротив, весьма активно участвуют в гражданском и политическом строительстве в обретённых пределах, но скореее не пишут-творят законы, а заняты созиданием community, то есть парадигмы тех социальных, гражданских, профессиональных и даже узко клубных структур, кои впоследствии трансформируются в новые государственные институты. Почему происходит "откат"?! Этот вопрос, как видится, увязан и предопределён другим вопросом: где?
Где, в каких странах люди стремятся к эмиграции, причём не внешней, в более благополучные регионы и/или государства, а к внутренней, в трансплантации себя в Интернет и сотворению собственных миров? Конечно, МИДовская статистика "новообразований" молчит, но - тем не менее - языковая принадлежность неограждан позволяет - пусть и условно - разделить их на две категории: на Запад и Восток. Позицию первого "полушария" довольно чётко изложил британский бизнесмен и IT-специалист Martin Bryant в сети Witizen. Оно заключено в желании стать гражданином мира, отказаться от реальных границ как для полноты личностной самореализации, так и для более быстрого и эффективного апробирования и внедрения бизнес-идей. Инвестирование себя в Интернет-гражданина сегодня он рассматривает как возможность обретения в будущем - весьма недалёком - глобального i-net паспорта, который признают если не все, то большинство "старых", расположенных на континентах, стран. Идея эта отнюдь не утопична, поскольку уже явлено промежуточное "предзнаменование" в виде Евросоюза, по сути, первой  в истории надтерриториальной государственной структуры. Так что в данном случае остаётся лишь полоснуть бритвой Оккама - отсечь "старообрядческие" каменно-бетонные сущности парламента и правительства, выдворив их в Интернет-пространство, что - к слову - наверняка позволит погасить греческие долги; ведь сколько денег на содержание аппарата удастся сэкономить! Но если говорить серьёзно, то это наиболее взвешенный и методичный подход - по сути, централизованный, но в целом вполне демократичный перевод в гиперпространство гипергосударства как отдельных community, так и целых стран. Единичность личности, её интересов здесь представлена, как в избирательной системе, ступенчато. 
В полной же мере её выражает не менее рациональный реверс (или аверс?) виртуальных государств - "иммигранты", идущие в "новый" мир с Востока, кои обладают совершенно иной мотивацией - находящейся в плоскости не столько экономических, сколько политико-гуманитарных взаимоотношений личности и привычных государственных формирований. Правда, понятие "мотивация" здесь применять вряд ли стоит, поскольку - повторюсь - чётко оформленных стремлений - за исключением разве что у участников государств-"ярмарок тщеславия", где пришлый люд жаждет с наскока занять ничем не обеспеченное кресло премьер-министра или регента - нет. Во всяком случае, никто из "кочевников" до сей поры не изложил чётких принципов Исхода. Скорее движущей силой Великого Переселения - именно так это движение к Интернет-государствам уже можно называть - являются не эмпирические, логически оформленные причины, а энергия сублимации. Но откуда она берётся? "Крылья" какой "ветряной мельницы" пробуждают её и гонят людей за пределы своей страны, заставляют создавать в Долине Интернет и "островках" реальности не столько полновесную государственность, сколько её отдельные черты, которые, по словам главы МИДа республики Ужупис Томаса Чапатти, можно определить зачастую лишь как Карнавал мировосприятия.
Безусловно, очень многое привносится самой личностью, её культурно-эстетическим или религиозным восприятием, что характерно как раз для таких конгломератов как художественный Ужупис или "вероучительная" Молоссия, но - по большей части - в роли "борзых"-"гончих" выступают - если так выразиться - антиканоны, то есть намеренные или случайные "противовесы" Всеобщей Декларации прав человека, кои созданы или традиционно существуют в государствах Исхода и которые как раз создают внутреннее сопротивление, заставляющее личность искать прибежища в иных странах; зачастую и виртуальных вполне достаточно. К примеру, для жителей религиозных стран единственной возможностью для гражданской свадьбы является выход в пространство иных государств. Приехать, допустим, в Европу для многих накладно, а вот получить второй паспорт и свидетельство о заключении брака Интернет-державы - быстро и легко.
Но в действительности таких побудительных "антиканонов" может быть сколь угодно много, хотя - разумеется - не больше, нежели в упомянутой Декларации, охватывающей и доныне все аспекты социализации личности. В каждой реально существующей стране можно определить таким образом градус напряженности, а следовательно, и уровень потенциальной эмиграции. Для России лично я вижу следующие. Прежде всего "антиканон", вытекающий из ст. 3  Декларации. Право на личную неприкосновенность и не гарантируется в полном объёме, что доказывают уголовно-политические процессы над Ходорковским и его командой. ст.4 и 5 не действует на всей территории РФ: в наиболее напряжённом регионе, на Кавказе, любой человек может оказаться в заложниках, либо в плену. Во многом, по этой же причине, нет возможности свободно передвигаться и проживать в любой точке России 13.1. Пункт 2 этой статьи фактически аннулирован, поскольку неуплаченные административные штрафы не позволят гражданину покинуть страну. В отношении ст.15 также был прецедент - люди, получившие паспорта РФ были впоследствии их лишены вместе с гражданством по той причине, что оное им было предоставлено - причём теми же чиновниками - незаконно. По ст.18 граждане РФ также имеют ограничения, поскольку процесс передачи верующим - неправославным - их культовых сооружений (костелов, синагог) фактически заморожен. О неприменении ст. 20 сами за себя говорят телерепортажи, кои выходят в эфир 30-го числа. А потому затруднена реализация прав - о непосредственном участии в управлении страной, -  изложенных в ст.21.1. Размер заработной платы педагогов, работников культуры, медперосанала больниц и клиник, по сути, вычёркивают из российских реалиий ст.23.3 " Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения". Думаю, хватит, ибо даже этого перечня вполне достаточно для любого, чтобы собрать вещи. Впрочем, собирать их и сниматься с насиженного места, порывать с любимыми местами, родными людьми не нужно. Достаточно включить компьютер и - либо создать своё собственное государство, либо принять гражданство того, чьи принципы отвечают не только личностным ментальным ощущениям и стремлениям, но и в наиболее полной мере вписываются в канонические рамки, в Декларацию прав человека. Ну а даже если и не вписываются, всегда есть возможность исправить-подстроить, поскольку "виртуальные" (кавычки ставлю в силу невиртуальности многих) государства в своей основе - открытые community, не только отредактировать которые, но и порой полностью выстроить под себя - как предлагают создатели Wirtland - в состоянии любой совершеннолетний гражданин. Естественно, не всякий захочет экспериментировать и тратить время-силы на государственное строительство, хотя и для этого в i-net есть возможность, на "территории" княжества Аусланд или в "кабинетах" Российской империи.
Главная ценность "виртуального" государства в том, что здесь может вырасти социально здоровая личность, лишённая тех социально-депривационных комплексов, коими, увы, обладают нередко люди в традиционных странах. Правда, расти придётся вместе, и Западу, и Востоку, не столько оттого, что новое государство глобально, а по куда как более прозаической причине, о которой уже говорил: каноны свободы не могут существовать лишь для избранных.