Скрижали сектантства

На модерации Отложенный

Цена «ярлыка»

Пожалуй, сегодня мало кто из нас, будучи погружён в обыденно-будничный, понуро-близорукий ритм жизни, замечает тот дикий скачок даже не социального, а скорее, ноосферического, ментально-мировоззренческого напряжения, от которого хоть и не встаёт дыбом шевелюра – сие характерно для куда как более мирного электрического разряда али атомного взрыва, - но, тем не менее, все существующие предохранители, и внешние, культурологическо-идеологические, и особливо внутренние, эмоциональные, оплавляются до такой степени, что вчера ещё жизнерадостных людей, соседей и знакомых, начинает «вышибать»: если ещё не из земного бытия, то уж из реальности – точно, погружая их в бездну Гойевских «Капричос» или сходных с ними маниакально-депрессивных видений-состояний.

Причины же таких сногсшибательных «разрядов» найти, как представляется, невозможно, ибо одни «доктора» списывают сии умопомрачительные явления на внезапно нагрянувшие кризисы, другие – те, кто без кавычек – соотносят их с сугубо личностными, психическими трансформациями, в коих повинны либо неблагоприятная экообстановка, либо вовсе тяжкое бремя наследственных признаков-хромосом. Но, коль скоро разложить забивающий «подкумпольное» пространство «фарш» кошмаров по ингредиентам, то окажется, что источник если не всех, то весьма многих «отравлений» разума кроется в некошерных, то бишь изначально нечистых, «продуктах»-понятиях, коими неустанно потчуют нас, но далеко не политики, не учёные-маркетологи, а – как ни странно – вполне заурядные индивиды, правда, отличающиеся от себе подобных – тихих посредственностей – параноидальными склонностями; «благодаря» оным способностям такие деятели вначале «нанизывают» на социум, словно кружки лука на шашлычные шампуры, довольно терпкие, неожиданные идеи-прозрения, затем маринуют сей интеллектуально-душевный сплав в «кастрюле», в среде каких-нибудь местечковых общественных объединений, после чего приступают к поджариванию-копчению всех окружающих пророчествами-откровениями и сопутствующим этим проповедям религиозным атрибутивом. Да-да, именно религиозным, или точнее, околобожественным. Сей факт, кстати, подтверждает историк и богослов, доктор наук А.А. Опарин, ставящий в основу всех цивилизационных перемен как раз теософские воззрения – процесс их обретения, утраты или  видоизменения.

А посему, коль следовать за этой теорией, выходит, что сегодня нашему обществу, доселе благополучно и мирно расписанному, словно лики на иконах, по так называемым христианским религиям-конфессиям традиционным, то есть существовавшим на территории России на протяжении как минимум 100 лет, грозит раскол? И определяется он не какими-либо объективными трансформациями-эволюциями массового сознания, а исходит исключительно из недр взбудораженных-встревоженных «погонями за ведьмами» единичных умов?! Увы, так и есть! Ведь бытуй у нас, как на Западе, толерантное обозначение «Церковь», так ничего бы не произошло – каждая из оных организаций преспокойно работала бы, «окормляя» верующих, каждая в собственном лоне, в соответствии со своими нормами-уставами: православные – служили бы литургии; баптисты – читали проповеди; пятидесятники – пели гимны. Но, увы, сия гармония была порушена; и чем?! Всего-навсего отрицательной приставкой «не-», изобретённой лет двадцать назад и прилепленной к словосочетанию «традиционная религия»; благодаря такой «новации» развился, по образу и подобию всякого душевного недуга, целый букет «симптомов», в ряду коих главенствующее положение теперь занимает якобы синонимичное вышеозначенному термину понятие «секта», расширенная к тому же целым рядом «тоталитарных» и «деструктивных» смыслов. В итоге – удивительным образом воплощая подсознательные страхи в жизни – действительно произросло в последнее десятилетие довольно много организаций, чьи установления-предания отвечают в полной мере привешенным ранее «ярлыкам»: оные религиозные объединения отделились от генеральной линии, то бишь и от евангельско-апостольских учений, и от христианства, и исповедуют, порой втайне, не «разглашая информацию» даже для своих адептов, языческие верования; кроме того, их обряды-службы иной раз вовсе попахивают серой.

Впрочем, узнать «джина» довольно легко по внешним проявлениям; автор термина «тоталитарная секта», доктор философии, православный сектовед А.Л. Дворкин, даёт весьма чёткую формулировку-расшифровку признаков подобных религиозных организаций. Во-первых, строятся они по авторитарному, иерархическому признаку, то есть во главе такой «Церкви» стоит «отец»-основатель и правопреемник самого Всевышнего, чьё мнение является истиной в последней инстанции. Но за сей проповедью правды, за услаждающими душу речами кроется на самом деле лишь жажда власти – не просто стремление поработить последователей, но и своекорыстное желание лидеров сект выкачать из них как можно больше денег, причём как прямым путём «пожертвований», так и опосредованно. Например, за обряд благополучной отправки души на небеса может взиматься неумеренная плата, что мотивируется необходимостью совершить определённый правилами ритуал, который, в свою очередь, нормируется «аппетитом» того посвящённого лица, которое сию процедуру осуществляет. Также опустошить карманы верующих помогает символические «вездесущие» и «всепрощающие» талисманы-обереги: оные хоть и представляют собой какой-нибудь обрубок «священного дерева», но вот стоит такая нехитрая вещица очень дорого – иной раз десятки тысяч рублей, а то и долларов. Процесс эксплуатации адептов их опекунами может зайти ещё дальше – нередко даже за совет-наставление, например, по основам семейной жизни, устанавливается мера воздаяния; конечно же, денежная. Кроме того, приходится членам таких общин оплачивать и таинства, такие как крещение или бракосочетание, хотя оные, согласно Писаниям, должны быть совершенно безвозмездными; мало того, за подобную «тарификацию» услуг отлучают от причастия, и от Церкви настоящие «пастыри овец». Да и сам первоисточник, Библия, предостерегает от мзды: «..серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». (Деяния, 8:20); «Даром получили, даром давайте» (Мф, 10:8). Но, увы, псевдохристианские лидеры ни на это несоответствие Библейским нормам, ни на иные «нестыковки» не обращают никакого внимания; напротив – стремясь к наживе – они не просто изменили-подменили установленные ещё апостолами правила, но и отвергли их; например, при том же крещении в воду погружают не токмо взрослых, но и младенцев, хотя, согласно тексту Нового Завета, делать это нельзя, поскольку ребёнок не в состоянии ни познать, ни принять основ вероучения. Впрочем, за этим «нарушением» стоит цель «благая» - с пелёнок рекрутировать малыша в ряды общины. Но вновь не для того, чтобы оберечь его, как вещается, от злых духов, кои – чего доброго – могут возыметь на него влияние и отвести от лика Всевышнего; нет, задача стоит, увы, более приземлённая: стремятся лидеры сект, с одной стороны, выудить у родителей за обучение их чад в воскресных школах догмам-канонам как можно больше денег, а с другой, спешат «привить» измышленные-изобретённые нормы в детское сознание столь прочно, чтобы и чтение Библии – уже вполне взрослое и осознанное – не было способно отвратить от некогда вживлённых привычек поведенческих и мыслительных. Но, к сожалению, даже освобождённых из тисков сект людей, вернувшихся к библейскому вероучению, как констатируют богословы, подчас невозможно перевоспитать; некоторые по-прежнему продолжают величать былых благодетелей-учителей «папашами», несмотря на то, что ведомо им новозаветное предупреждение: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф 23:9).

Правда, наречение звучными именами-чинами, с точки зрения светской, наименее безобидная черта «уклонистов» от христианства, ибо свой «тоталитарно-авторитарный» смысловой привесок не обменяли на «деструктивный», который для отдельного человека грозит не просто «промыванием мозгов», а избавлением и от бренного имущества, и от не менее бренного тела. Да-да, сектанты не брезгуют порой воистину сталинисткими методами борьбы, ибо стремятся на первых порах тщательно изолировать неофита от общества, причём не только запретами на чтение газет или просмотр телепередач; человека в буквальном смысле заточают в стенах «перевоспитательной колонии», после чего изнуряя душу и тело молитвами-богослужениями, доводят-оттачивают и то, и другое до степени совершенства: сердце становится столь покладистым, что с радостью водит рукой, подписываюшей в пользу «отцов» дарственные на квартиры-дома, а зримая оболочка истончается «постами»-голодом до состояния полного и, увы, вечного умиротворения. Хотя – нет; мощи-кости, особенно в сектах некромантов и эзотериков, отнюдь не выбрасываются на погост, а вновь идут в оборот – становятся предметом культа-поклонения и, главное, сбора пожертвований.

Но, безусловно, отделить зёрна от плевел, различить истинных «рыбаков»-апостолов от их страшных подобий по описанным признакам-сценариям способен лишь тот, кто уже либо стал членом такой общины, либо готовится в неё вступить. А между тем, уже здесь, на этапе «посвящения», спасать кого-либо поздно: человек не способен трезво мыслить, поскольку находится под влиянием харизмы лидера секты. Да и если заметит новообращённый какие-то нестыковки-несоответствия между жизнью членов такой «Церкви» и предписаниями христианства, отступать-пасовать не станет – побоится отлучения и проклятия; сей защитительный «инструмент», кстати, хоть и противоречит библейской норме о свободе выбора каждого человека, но, тем не менее, очень широко используется псевдохристианскими служителями, поскольку даёт твёрдую гарантию того, что адепт не покинет ряды секты. Посему вырабатывать рефлекс – учиться определять подлинных поклонников Завета от их алчных подобий – богословы советуют ещё до прихода в религиозную организацию или, по крайней мере, во время первого визита, когда у верующего ещё есть шанс трезво осмыслить и сравнить правила, предлагаемые ему в «молельном доме» с теми постулатами, что установлены Библией в качестве Закона. Тем паче для этого никакого существенного теологического образования не требуется; достаточно знать десять главных заповедей Моисеевых. Оные – согласно Писаниям – являются вечными и неизменными нормами христианства, и если вдруг священнослужитель или лидер общины начинают утверждать обратное, пытаются опровергнуть хоть одно из этих установлений, особенно с использованием цитат из трудов якобы «законоучителей», то лучше всего как можно скорее покинуть сие место, ибо в нём точно – конечно же, согласно воззрениям верующих в Иисуса – обретается не Дух Творца, а совсем иной душок. Хорошо, если просто искренних заблуждений. Хотя неведение трудно приписать пастырю даже с приставкой «псевдо-», поскольку ему приходится каждодневно доказывать с Библией в руках истинность и непогрешимость своего вероучения, а, следовательно, весь её текст выучил он уже наизусть и может умело жонглировать «отрывками» для своей аргументации, в частности, для отрицания заповедей. Нет, разумеется, ни один сектант – коль скоро он не сатанист – не покусится изъять-вымарать те нормы, что были даны на горе Хорив в отношении человека: не призовёт ни обкрадывать, ни завидовать, ни тем более истреблять ближних своих, но вот установления, связанные с общением со Всевышним, последователи псевдокультов с лёгкостью трансформируют, либо вовсе опускают. Так, чаще всего подвергается таким «преобразованиям», по отзывам-исследованиям богословов, вторая заповедь, запрещающая творить кумиров и поклоняться им. Почему это делается?! Связано это с тем, что человеку гораздо проще, удобнее видеть того бога, которому он молится. А, значит, и последователей секты будет гораздо больше, коль пренебречь этой нормой; к тому же, как уже сказано, торговля амулетами является сама по себе достаточно весомым – в изначальном смысле этого слова – доводом для отмены сей заповеди. В связи с этой же, рублёво-доходной пользой сопряжено стремление сектантов «расширить» первый параграф завета-запрета на многобожие – не трудно подсчитать, что продажа изображений, статуэток нескольких небесных ли, подземных ли «помощников-покровителей» принесёт гораздо больше дивидендов, нежели реализация-тиражирование всего-навсего одного лика. Впрочем, наличие «лавок менял» в религиозном объединении само по себе должно вызвать настороженность, ведь согласно новозаветным текстам Иисус «войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк 19:45,46). Посему ученикам-последователям нужно остерегаться – не осквернять себя товарно-денежными отношениями в ограде общины.

Наконец, четвёртая заповедь. Почему в псевдохристианских культах не желают чтить молитвой и покоем субботу? Правильно, опять из-за денег; ведь в оный день Библией дозволяется творить лишь дела милосердия, а вот покупать-продавать строго-настрого запрещено. Поэтому коль искренне и подлинно верующие люди начнут приходить на служение в седьмой день, то, разумеется, ничегошеньки – ни индульгенций, ни обрядов-таинств, ни тем паче оберегов – приобретать не станут. А вот если перенести молитву-служение на второй выходной, на воскресенье, так сразу же кривая прибылей поползёт – из забвения – вверх. А вместе с тем, подобно таксофону, почнут отщёлкивать-вылупливаться (из карманов рядовых членов религиозной организации) «червончики» за каждый призыв, за каждое произнесение имени Творца лидером культа-секты. Увы, напрасно. Не столько из-за денег, сколько по причине иной – служение, равно как и молитва должны быть совместными, то есть в них участвуют, как сие описано в Деяниях апостолов, все верующие. Посему, коль скоро право преломления хлебов или совершения иных таинств «приватизировано» руководителями общины, да ещё насыщено какой-либо малопонятной для большинства символикой-обрядовостью, сопряжённой вновь с тратами, то сия «Церковь», согласно вышеозначенному определению А.Л. Дворкина, является вовсе не христианской, а представляет собой «тоталитарную секту», стремящуюся установить власть не высших, морально-этических начал, а токмо золотого тельца, от созидания и поклонения коему уже более 3500 лет предостерегает Библия. Напрасно?!

Виталий ЛЮБИМЦЕВ