О советской борьбе за дисциплину
На модерации
Отложенный
Ровно 28 лет назад, 20 марта 1984-го года, в узком семейном кругу отметили 40 дней со дня смерти покойного Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР и атеиста Юрия Владимировича Андропова.
За короткие 15 месяцев своего правления Андропов умудрился таки свершить несколько запоминающихся в советской истории государственных деяний, а именно:
– сместить с поста Министра внутренних дел СССР и довести до самоубийства Щелокова;
– загадочной смертью Рашидова начать "Хлопковое дело";
– сотворить инцидент с южнокорейским "Боингом";
– из советских евреев создать "Антисионистский комитет";
– продолжить уголовное дело "Гастронома "Елесеевский";
– выпустить водку "Водка" (она же "антроповка");
– ну и еще кое-что…
Все эти государственные деяния Андропова достойны отдельных тем, а сегодня из андроповского времени предлагаю вспомнить массовый отлов на улицах советских городов советских же граждан детородного возраста.
Дело в том, что Андропов искренне полагал, что достаточно просто навести порядок на местах, укрепить трудовую дисциплину на производстве и в органах управления, и все остальные проблемы построения коммунизма в отдельно взятой стране решатся сами собой. И Андропов, цитируя Ленина, провозгласил тогда, что дисциплина "это то звено, за которое надо ухватиться, чтобы вытащить всю цепь".
Именно тогда родился анекдот: "С Новым Годом, товарищи! С новым 37-м годом". И надо сказать что начальников, желающих вспомнить сталинские времена оказалось немало. На предприятиях ужесточились наказания за прогулы и опоздания: виновным грозили не только вычеты из зарплаты и перенос отпуска на зимний период, но также перевод на нижеоплачиваемую работу. Появился даже "план" по разоблачению прогульщиков, нарушителей порядка и трудовой социалистической дисциплины.
В дневное время в магазинах, кинотеатрах, парикмахерских, да и просто на улицах, милиция стала устраивать рейды и облавы, проверяя почему граждане находятся именно здесь, а не на своих рабочих местах (на которых, кстати, повесили тогда плакаты типа: "Все рабочее время – работе!").
Правда при этом режим работы в магазинах, ателье и просто в государственных учреждениях не изменился и попасть туда можно было только уйдя с работы.
Анекдот того времени: "Андропов на очередном заседании правительства спрашивает: — Ну что, товарищи министры, будем работать или будем сидеть?". Товарищи министры ни сидеть, ни работать не захотели и решили заставить работать всех остальных советских граждан, которые как известно работали так как им платили – то есть плохо.
Примерно в это же время было принято постановление Совета министров и ВЦСПС которое запрещало "необоснованные завышения материального поощрения с целью переманивания работников с других предприятий", и решения партии и правительства на практике вылились одновременно в требование о повышении самоотдачи на работе, и запрет на материальное стимулирование этой отдачи.
Никто ведь не спорит: в Советском Союзе необходимо было бороться и с опозданиями на работу, и часовыми перекурами, и отлучками, и прогулами, и коллективными пьянками на работе. Но дисциплину надо было поднимать не кнутом, а материальной и иной заинтересованностью.
Но Андропов этого так и не понял, поэтому это закончилось тем, чем и должно было закончиться – "пшиком" и воспоминаниями о том как нас милиция отлавливала тогда в кинотеатрах и строго вопрошала: "А вы почему в кино, а не в школе?". И наших ответов типа: "Почему, почему… Потому что уроки уже закончились" или "А мы учимся во вторую смену", или "А у нас учительница заболела"...
Ну и напоследок ещё один анекдот из того времени: "На одно из предприятий опаздывает сотрудник, обеспокоенные сослуживцы звонят ему домой и спрашивают подошедшую к телефону супругу:
— Что случилось? Почему до сих пор вашего мужа нет на работе?
— Он умер, — в слезах отвечает женщина
— Ну, слава Богу, а мы-то подумали, что он опаздывает…"
oadam
Прочитать оригинал поста блогера oadam с комментариями читателей его блога можно здесь.
Комментарии
Тоже было в последние годы в СССР. Механизм управления страной устарел, износился. Методом тыка искали причины...
Могу спорить, что если бы после смерти Брежнева вдруг воскрес Сталин, руль и тормоза исправились бы настолько быстро, что весь мир бы ахнул.
Вывод: идеи, теории и учения должны своевременно обновляться соответственно развитию общества. Застой в этой сфере - причина всех бед.