Чужая свадьба или Следим за выбором соседей (взгляд из Казахстана)
Вдруг зарявкали моторы,
Подошел комбайнов строй,
А в комбайне - тот, который!
А в соседнем - тот, второй!
В куртках фирменной расцветки,
В окруженье поселян,
И в руках у них ракетки,
И у каждого волан.
Неприступный, как гостайна,
И стремительный, как вжик,
Путин вышел из комбайна!
Путин! Тут и сел мужик.
«Путин и мужик». Дмитрий Быков
ТЕМА НЕДЕЛИ - выборы. Причем совсем не в Казахстане, и не только в России. Конечно, в основном, все внимание будет приковано к тому, как именно Владимир Путин останется на второй срок - через демократические процедуры и, вероятно, второй тур либо путем «суверенной демократии», в рамках которой оппозиция приравнивается почти к предателям и врагам народа. Однако свои пять копеек могут вставить и выборы... в городской кенеш города Ош, юга Кыргызстана. Конечно, трудно сравнивать оба события, однако факт остается фактом - чтобы уследить за политическими трендами, затрагивающими Казахстан, сознательным гражданам нужно внимательно наблюдать за иностранными электоральными процессами...
Можно спорить о том, что такое демократия, приводить множество доводов относительно того, каковы ее недостатки и почему она, скажем, не может стать универсальным лекарством от тех же экономических кризисов, но отрицать то, что для светского общества ничего лучше еще не изобрели, сложно. Что же касается различных градаций - суверенная, западная или иная «своеобразная» - то тут на самом деле тоже много говорить не нужно - демократия либо есть, либо нет. Как с лошадьми - они либо лошади, либо нет. Можно скрестить лошадь с ослом, можно с зеброй, но в итоге потомство эти эксперименты дать не способны. А прикинуться лошадью, как в анекдоте, осел сможет только в беседе с прапорщиком, да и то, если он тоже прикинулся офицером.
До последнего времени таким «прапорщиком» был Владимир Путин, принявший страну у Ельцина - страшно подумать - более десятилетия назад и управляющий ею железной рукой благодаря высоким ценам на нефть и относительной стабильности, обеспечиваемой за счет господства не кучки олигархов, но почти целого класса чекистов-бюрократов. Везде, где демократия была больше ширмой, чем угрозой правлению многолетних отцов наций, могли рассчитывать если не на поддержку, то хотя бы на понимание со стороны Москвы, чем, кстати, она тоже пользовалась достаточно свободно. От Венесуэлы и Кубы - до Туркменистана и КНДР - всем были рады в Кремле. Впрочем, это уже давно не было тем же Восточным блоком, Варшавским договором или еще чем, как бы ни желали это представить в ШОС и ОДКБ. Для того чтобы получилось серьезное идеологическое противостояние, российская элита должна была хотя бы внешне отринуть западные ценности, скажем, в виде вывода своих состояний с западных счетов, отказа от торговли с европейцами газом и прочее. Но новая элита России не хочет отказываться от комфорта, и Холодную волну на деле заменяют воинственной риторикой и насаждаемыми в обществе конспирологическими настроениями - про Запад, пытающийся уничтожить великую державу любым способом, и служащих этой цели предателей внутри страны. Понимает это и Запад, который не слишком жестко оппонирует Кремлю в «сфере его влияния», но почти никак не реагирует на риторику обитателей московской цитадели.
Перевыборы Путина, по идее, тоже должны были стать продолжением всей этой простой истории о том, как доброму царю править с плохими боярами, ведь то, что Медведев поменяется со своим старшим товарищем местами, стало известно еще едва ли не в начале прошлого года.
Многое изменило сравнимое с шоком «фе!», заявленное избирателем во время парламентских выборов, которое адресовалось даже больше не боярам, а самому царю, возвращавшему себе престол от Симеона Бекбула... то есть от Дмитрия Медведева. Мощное протестное движение - Болотная площадь, проспект Сахарова, петербургские демонстрации будто воплотили разочарование, которое до того выплескивалось ранее, наверное, только рисунками гигантских фаллосов напротив офисов ФСБ.
Теперь у выборов появилась какая-то интрига - пусть не победа или поражение Путина, но по крайней мере - один тур или два. Если Путин победит за один тур, да и еще с огромным перевесом, не как результаты «Единой России», которой впервые в ее истории в прошлом году отдали меньше половины голосов россиян, это будет означать многочисленные протесты и сомнения в правдивости результатов ЦИКа. Если мы увидим реальную драматическую борьбу, как во время выборов в 1996 году, то, наверное, никаких особенных политических последствий в виде призраков «оранжизма» не будет. В любом случае Россия уже никогда не будет прежней. Сейчас можно проводить исторические параллели между путинским правлением и временами Столыпина, которому удалось в свое время сломать тренд на социальную революцию (за счет регионов), но в итоге это оказалось только временной передышкой, окончившейся еще более кровавой баней, причины которой были не только вне страны, слишком увлекшейся внешней политикой, но и внутри нее. Есть, правда, еще более мрачные аналогии - с правлением Иоанна Грозного, которое напоминает путинские времена опричниной, напоминающей триумф класса ФСБшников в современной России.
Его взятие Казани и Астрахани (аналогия с замирением Кавказа) кончилось в итоге Малютой Скуратовым и Смутным временем, конец которому смог положить только консенсус элит вокруг Тишайшего - основателя Романовской династии.
Чтобы разбить эту карму (а в столыпинском случае через 5 лет будет еще и циклическая дата - 100-летие большевистского переворота), Кремлю предстоит придумать что-то большее, чем контр-митинги да крики на лоялистских стадионах. Требуется, видимо, самое простое - перестать называть мула лошадью и пересесть на настоящее животное. В противном случае круги по воде от событий в Москве способны самым неожиданным образом откликнуться на былых окраинах мегаимперии, в том числе и в Казахстане. О том, что в Москве определиться тренд на смену или переконсервацию политических элит на всем постсоветском пространстве, «ДН» уже писала.
Другим мини-трендом могут стать выборы в местный совет - кенеш - в Оше. Казалось бы, в масштабах вышеприведенного - просто микроскопическое событие. Когда это и где что-то даже не на региональном, на страновом уровне решалось на местном голосовании? А вот тут - нет. Кенеш должен избрать мэра столицы Южного Кыргызстана. Переизберется нынешний мэр Мырзакматов - и вокруг него сплотится для реванша южная фронда, уже почуявшая - лидер северян Атамбаев поругался с Кремлем. Протащит своего СДПК - значит, лидеру этой партии удалось пересилить регионалов, и Бишкек вновь начнет более или менее самостоятельную партию на центральноазиатской доске - то же самое балансирование канатоходца над пропастью, в которую уже успели упасть два из трех преемников президента Кыргызстана. А еще в Оше может вновь повториться межэтническая бойня, может проявиться религиозно-экстремистское лобби, может начаться «афганизация» всего туркестанского региона, ранее вроде бы приостановленная и даже отодвинутая обратно за Вахш и Амударью из Таджикистана.
Кто-то из великих в прошлом говорил, что народ, не кормящий свою армию, будет кормить чужую. По аналогии можно заявить, что избиратели, лишенные возможности выбирать своих руководителей, будут зависеть от выбора других избирателей. Сейчас мы, казахстанцы, находимся в этом состоянии. Ну что ж, пока хлеб еще есть, по крайней мере хоть какое-то зрелище...
Комментарии