Почему на Руси нельзя было развязывать пояс на людях
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/wQvAbZnba8s
<big>Распоясаться на Руси могли только те, кто потерял всякий стыд и совесть. К тем, кто не носил кушак, относились с презрением и обходили их стороной.</big>
С надеванием пояса и его ношением были связаны многие ритуалы. Были специальные пояса для свадебных и похоронных обрядов.
Рассказываем, какими были пояса на Руси и почему снимать их считалось тяжким грехом
Какие были пояса на Руси
Пояса, или кушаки, на русской земле изготавливали из разных материалов. Чаще всего можно было встретить тканные пояса с разнообразными рисунками. Основная часть таких поясов была выполнена из белой нити, а красной нитью делали узор из различных символов. Мужчины в основном носили кожаные опояски с прикреплёнными к ним маленькими мешочками из кожи. В этих мешочках носили ключи и деньги, а также кисеты с табаком и небольшие ножи.
Женщины на Руси носили тканные или плетённые пояса, отличающиеся особой красотой. К ним тоже крепили небольшие сумочки, называемые «лакомками» или «лакомниками». И покромку, и такие сумочки украшали изящной вышивкой, сделанной своими руками. Изготавливать покромки и вышивать на них учили девочек с самого маленького возраста, чтобы они потом могли подарить пояс своему жениху. А в некоторых местах был даже налажен целый промысел по производству опоясок. Например, отличные пояса-кушаки изготавливали в Белой Слуде и Красноборске. Сделанные там опояски отличались особой прочностью.
Что значил пояс для русского человека
Первую покромку в виде широкого льняного пояса, которая называлась «свивальник», на ребёнка надевали сразу после его рождения. А перед крестинами крёстная мама делала для новорожденного опоясок своими руками и дарила нательный крестник. Две эти вещи считались главными оберегами и были с человеком на протяжении всей его жизни. Считалось, что кушак, надетый на талию, скрепляет жизненное начало, ведь словом «живот» раньше называли «жизнь».
Почему нельзя было распоясываться
Опояски снимали с себя очень редко, женщины на Руси не снимали их вообще. Даже нательная рубаха, в которой спали, обязательно была подпоясана. Про того, кто появлялся на людях без пояса, говорили, что он совсем распоясался.
Значение этого слова не изменилось и до наших дней. Что в древние времена, что сейчас «распоясаться» — значит, вести себя распущенно и несдержанно, распуститься. А если с человека насильно снимали кушак, то тем самым его лишали всякой чести. Так, в середине XV века с Василия Косого, бывшего внуком Дмитрия Донского, на пиру сорвали покромку. Это послужило причиной для начала войны.
Старорусские обряды с поясами
Одним из самых главных обрядов, связанных с опоясками, было их дарение перед свадьбой родне жениха и его дружке. В некоторых регионах юная невеста надевала под одежду пояс из лыка, а после — свадебное платье. Таким образом молодая девушка была защищена от злого колдовства и сглаза. Собственноручно вышитый кушак невеста припасала для дня сговора и дарила его жениху. Но перед этим ей полагалось немного покапризничать и поучаствовать в особом ритуале. Перед будущей женой, стоящей на лавке, клали пояс, а девушка должна была сказать особую фразу. Причём эту фразу она могла повторять сколь угодно долго, мучая жениха. Но если невеста была согласна выйти замуж сразу, то она просто прыгала внутрь круга из кушака, а потом дарила его жениху.
Вообще пояс на Руси был олицетворением дороги. Подаренный на свадьбу кушак считался дорогой в новую семейную жизнь, а используемый на похоронах — дорогой на тот свет. Во время похорон у славян было множество разнообразных ритуалов, и среди них был и связанный с поясами: на покойного надевали специальную покромку, а ещё несколько укладывали рядом с ним. На длинных поясах гроб опускали в могилу, читая особую молитву.
Были и среди славянских примет те, что связаны с поясами. Сразу после еды снимать пояс было нельзя, особенно женщине, иначе она могла остаться вдовой. Если в какой-то момент завязанный кушак рвался сам, то человеку грозила беда со здоровьем. Чужой покромкой пользоваться было нельзя ни в коем случае, таким образом можно было взять на себя все беды человека, носившего его раньше. Если опоясок теряли, а потом неожиданно находили, то его больше никогда не надевали и сжигали. Наши предки считали, что такой пояс принял на себя удар злых сил, поэтому носить его было нельзя.
Комментарии
Датировать его возникновение невозможно, однако уже на неолитических менгирах — каменных стелах, изображающих фигуру человека, легко узнаются изображения поясов, разделяющих «фигуру». Археологические исследования могил бронзового века дают металлические детали украшений поясов. В бронзовый и железный века пояса-ремни были необходимой частью костюма кочевника, однако пряжка ещё не была изобретена, ей пока предшествовал крючок для пояса (en). Самые ранние археологические свидетельства о таких крючках относятся к VII веку до нашей эры в Восточной Азии. Их делали из бронзы, железа, золота и нефрита[7]. Пряжки, судя по всему, являются римским изобретением.
(с)
(с)
(с)