Резьба на морских раковинах. "Камейные раковины" из Неаполя и Помпей и современная резьба

На модерации Отложенный

 

 

 

 

+5

  Один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства- глиптика (греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю) – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на морских раковинах и на других твердых материалах. Она включает в себя геммы- резные камни с углубленным или выпуклым изображением (инталии и камеи), а также мелкую пластику и разные декоративные резные изделия.

Знаете ли вы, что родина излюбленных женских украшений - камей - именно Помпеи? Еще много  веков назад здесь вырезали ажурные камеи на коралле, перламутровых раковинах, агате. До сих пор камнерезное ремесло в почете у местных мастеров. Они не бедствуют: спрос на камеи есть всегда. 

Антикварные морские раковины - камеи сейчас очень редкие вещи, их мало в музеях и на антикварных сайтах. Хотя их до сих пор делают мастера для частных коллекций и сувениров, часто из таких резных раковин сейчас делают светильники, и наибольшее количество мастерских находится в Италии.

 

Морские раковины как произведения искусства

Начнем с антикварных наутилусов

Морские раковины как произведения искусства

Наутилусы, или кораблики (лат. Nautilus) — род головоногих моллюсков. Спиральная раковина диаметром 15—23 см разделена на 35—39 камер, последовательно соединённых длинным сифоном.

Морские раковины как произведения искусства

Камеи из этих раковин изготавливались и очень ценились ещё в античные времена, но только со времён Эпохи Возрождения известна легенда о том, что, если странствуя долгое время по миру, две камеи, изготовленные из одной раковины, вдруг «встретятся» в руках одного купца, дворянина или другого человека, то ему обязательно будет счастье и сопутствующий успех во всех начинаниях…

Морские раковины как произведения искусства

 

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

 

Морские раковины как произведения искусства

Резьба по ракушке
Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях. Одно из наиболее древних искусств.

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

 

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

 

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

Морские раковины как произведения искусства

2009CR9183_jpg_l (544x576, 62Kb)

Box and cover / Powder horn formed of a shell, the surface carved in relief, with the story of Diana and Acteon.

 

 

552940_original (475x435, 26Kb)

 

 

2008BT3939_jpg_l (480x600, 50Kb)

Diana at the hunt. Диана на охоте.
Naples(probably, made)
Italy 1850 (made)
 Carved helmet shell

552261_original (440x575, 82Kb)

Кубок
Германия, Нюрнберг. Конец 16 в.
 Серебро, рубины, изумруды, морские раковины; литье, чеканка, гравировка, резьба, золочение.

2008BT3940_jpg_l (504x600, 51Kb)

 

2009CR9186_jpg_l (536x544, 61Kb)

16th century (made) Italy

 

3433-01 (350x324, 12Kb)

 

552601_original (526x403, 43Kb)

Pair of "Helmet" shell classical carved lamps on stepped wood pedestal base, 6"h x 5"w

 

553620_original (554x382, 19Kb)

Глиптика по сути- совместное творчество человека и природы, это импровизация и диктатура камня одновременно. Феномен глиптики в том, что сам материал порой подсказывает сюжет и способы его реализации. Задача мастера увидеть в материале будущее произведение. При этом, чем больше возможностей у материала, тем труднее художнику. Интересно, что за многие века техника резьбы практически не изменилась. Никаких хитроумных станков и высоких технологий не предусмотрено - все исключительно виртуозная ручная работа.

008 (457x635, 74Kb)

Петр Зальцман - Россия, современный мастер, родился в 1952 году.

По образованию- архитектор, достиг больших успехов в Англии.

По словам мастера: «Подбор раковин требует времени и терпения, - все цвета в моих работах естественные, и достигается это сниманием слоев с раковин. ...Найти подходящий материал бывает непросто. Мне нужны раковины, живущие на глубине 150 - 200 метров. ...Каждая работа занимает 4 - 6 месяцев ежедневного труда. Есть работы, на которые я затратил два года».

012 (431x623, 70Kb)

009 (508x700, 98Kb)

013 (460x700, 101Kb)

 

194179265_828a10f7f8_o (466x700, 86Kb)

230378646_5516911f7c (500x375, 140Kb)

279092903_e9dd7bc0fc (500x371, 96Kb)

This amazing carved shell was in the Royal Scottish Museum.

2694072871_6d007ea1d6 (500x375, 114Kb)

2694888998_92818c878a (375x500, 113Kb)

2832718346_9bd15a075a (500x375, 101Kb)

Vintage Carved Cameo Seashell, Late 19th Century
This is an extraordinary piece. Italian, hand carved shell features a cameo of a very well dressed lady

2834181481_e2e481da5c (500x375, 95Kb)

3394949837_335ff51d19 (396x500, 111Kb)

3395761502_7b227d8ef8 (438x500, 127Kb)

3656482191_175209afdf (375x500, 102Kb)

 

4099062626_ea10f36925_o (611x700, 489Kb)

 

4244801505_c3ec2018d8 (375x500, 136Kb)

Faith Hope and Charity
Hand carved red cameo shell (Cassis Rufa) from the "helmet" shell family. From Italy.

4292423333_00d67076ef (395x500, 125Kb)

4419020271_26ea83b7b0 (333x500, 74Kb)

Sanibel Shell Museum

bio01 (258x308, 30Kb)

Agostino Centobelli, современный мастер.

cameo-article-photo7 (640x480, 52Kb)

liz74 (480x640, 132Kb)

LIZZADRO LAPIDARY MUSEUM of Art, Elmhurst Illinois Virtual Tour

ShellCameos1 (640x480, 54Kb)

st_nDiVenere (258x308, 46Kb)

 

IMG_3796 (400x600, 232Kb)

liz82 (640x480, 144Kb)

carv02 (426x400, 44Kb)

Как камеи делают в наше время.
Мастерские в  Неаполе и Помпеях.

2694072545_6f002ede88_b (700x525, 206Kb)

2383806318_6001f53c38 (500x375, 149Kb)

2694072251_f454ba556c_b (700x525, 170Kb)

3812829146_e511e755b4 (500x375, 144Kb)

 

 

2 (700x468, 142Kb)

3 (700x468, 111Kb)

 

РОССИЙСКИЕ КАМЕИ

 

 

Отдых в Геленджике не стал исключением, только в этот раз, кроме привычных перловиц и «винтушек», сестрёнке довелось «выловить» у геленджикских умельцев совершенно невероятную вещицу — ракушку, украшенную замысловатой резьбой. Настолько тонкой и ажурной, что кажется поистине чудом.

 

глиптика

Каким образом мастера умудряются столь искусно декорировать морские раковины?

 

камея

 

гемма

В России собирательством «камейного художества» была увлечена сама Екатерина Великая. Через своих доверенных в Европе императрица завладела многими известными коллекциями античных артефактов. Для хранения резных камней был выделен особый кабинет в Зимнем Дворце и заказаны роскошные, золочёные бронзой, шкафы известному немецкому мебельщику Давиду Рентгену. Позднее уникальное собрание было передано в Эрмитаж.

 

В наше время центром камнерезного искусства в Европе считается немецкий город Идар-Оберштайн, где изготавливают агатовые камеи, а итальянский город Торре-дель-Греко — основное место, где мастера вручную вырезают уникальные камеи на морских раковинах.

Как делаются геммы и трудно ли овладеть этим виртуозным искусством?

 

глиптикаВсё одновременно и просто, и сложно. В прошлом на создание одной геммы могло уйти несколько лет. Теперь в помощь резчику есть специальные инструменты для резьбы, разработаны ультразвуковые технологии, но всё равно глиптика — это ручная работа, требующая времени, мастерства и терпения.

Если у вас есть навыки резьбы по кости или по дереву, освоить глиптику на ракушках — они более податливы, чем поделочные камни — будет не так трудно.

Для начала потребуется исходный материал. Прекрасной возможностью найти подходящие перламутровые раковины станет отдых на Черном море или на любом другом побережье. Опытные мастера используют обычно раковины моллюсков, живущих на большой глубине, добыть которые под силу разве что дайверам. Но новичку подойдут практически любые ракушки из тех, что можно собрать по берегу. Главное, чтобы они были целыми, неломкими, и красивыми.

камея

Понадобится также набор инструментов сходный с тем, что используется для резьбы и гравировки по другим видам материалов (напильники и надфили, шлифовальный круг, ножовка по металлу, бормашинка с комплектом фрез, набор резцов, штихели, лобзик и др.), а также абразивы, воск, шкурка. Если есть желание достичь профессионального уровня, можно приобрести специальный прибор или станок для глиптики.

В первую очередь ракушку необходимо хорошо промыть и очистить от известковых остатков. Делается это с помощью щётки, смоченной в 10-15% растворе соляной кислоты. Грубый наружный слой удаляется шлифовальным кругом.

Для создания камеи с внутренней стороны намечается контур в форме круга или овала, по которому раковина распиливается ножовкой по металлу либо лобзиком (если раковина имеет сложную конфигурацию) на заготовки. Далее необходимо отшлифовать края  и, предварительно закрепив раковину воском на подставке, обточить внешнюю сторону до желаемой толщины, затем отполировать поверхность с помощью абразивов или полировочной пасты.

резьба по раковинеЭскиз изображения наносится на оболочку острым карандашом. Дальнейший процесс резьбы заключается в удалении резцом верхнего слоя раковины, создании выпуклых форм и проработке деталей. Вначале прорезаются контуры изображения, углубляются границы, после чего рисунок подрезается сбоку и отделяется от фона. Следует помнить, что на этом этапе любой случайный штрих может полностью изменить настроение портрета, поэтому очень важна точность и чистота линий.

Завершает процесс шлифовка изделия и окончательная полировка мягкой тканью — фланелью или байкой. Дополнительная тонировка и матирование перламутровой раковины подчеркнут красоту природного материала и объёмность изображения.

Для того чтобы гемма дольше сохранилась, следует беречь её от прямых солнечных лучей — под действием ультрафиолета раковина постепенно теряет цвет. Время от времени нужно удалять пыль, скапливающуюся в том числе в углублениях геммы. Для этого достаточно промыть раковину проточной водой без использования мыла и любых других чистящих средств, которые могут оставить след или поцарапать поверхность, и сразу насухо протереть хлопчатобумажной тканью. Раз-два в год рекомендуется смазывать ракушку минеральным маслом, чтобы сохранить жемчужный блеск.