К теории общественного контроля
Субъект-объектными можно назвать отношения, посредством которых тот или иной субъект познает окружающий его мир и объекты, из которых этот мир состоит. Одним из таких объектов и является государство. А если уж говорить о такой разновидности субъект-объектных отношений, как общественный контроль, то не лишним будет определиться с субъектом этого контроля.
Обращаясь к Федеральному собранию, президент Российской Федерации Владимир Путин, призвал сенаторов к подготовке закона об общественном контроле. И подчеркнул, что поддержка правозащитного движения должна стать одним из приоритетов совместной работы государства и общества.
Оппонировать главе государства, казалось бы, не хорошо. Но я ему оппонирую не в качестве гражданина, призванного следовать законам и подзаконным актам, включая президентские указы. Я это делаю, как полноправный член российского общества. Кроме того, будучи действующим правозащитником, считаю, что главным приоритетом правозащитного движения должен стать контроль общества над государством, деятельность которого должна соответствовать уставу этого учреждения, то есть Конституции.
Но поскольку общества как субъекта в России нет, у государства, следовательно, нет… учредителя, что обусловливает безнадзорность названного учреждения. Да, но есть же многонациональный российский народ. Именно он, если верить Конституции (ст. 3), источает государственную власть, - вправе заметить читатель. Не может ли этот источник осуществлять контроль над деятельностью государства?
Наверное, все же нет, не может. Совокупность граждан, народившихся на территории России или иным способом приобретших ее гражданство, не является субъектом, в силу чего она и не может претендовать на роль учредителя государства. И как могут граждане устанавливать права и обязанности государства, если оно само устанавливает их права и обязанности? Нет, на роль учредителя государства не может претендовать никто, кроме общества.
Да, но ведь общества, по вашим словам, в природе не существует, - возразит читатель. Это не совсем так. Да, российского общества не существует как субъекта, но я не утверждал, что он не существует как объект. А может ли общество, не будучи субъектом, взять на себя ответственность за состояние государства? Способно ли оно корректировать устав этого учреждения, обеспечивать его средствами, необходимыми как для собственных нужд государства, так и для выполнения им обязанностей, предусмотренных уставом этого учреждения?
Самостоятельно изменять свой устав государство не может уж потому, что пока еще нет закона, который определял бы порядок работы Конституционного собрания.
Ведь только ему дано (не известно кем) право вносить существенные изменения в Основной закон государства.
Не лучшим образом обстоит дело с финансированием государства. Необходимые ему средства государство, как известно, силой отнимает у физических и юридических лиц, фактически являющихся государственными наложниками. Да, налоговое законодательство постоянно совершенствуется, но никакие усовершенствования не способны избавить систему налогообложения от порочности ее основы – насильного изъятия средств у объектов налогообложения.
Еще одна проблем государственной важности – это выборы, посредством которых граждане выбирают главу государства, которого по идее должен назначать его учредитель. В условиях всеобщего избирательного права к выборам допускаются все граждане, которых государство наделило пассивным избирательным правом. А ведь государство заинтересовано не столько в процветании общества, сколько в поддержании собственной устойчивости, пусть даже во вред обществу.
Да, российского общества как субъекта не существует и, тем не менее, члены этого общества вполне способны контролировать соответствие деятельности государства нормам Конституции. Это относится, в частности, к судебной системе, являющейся, пожалуй, наиболее слабым звеном государства. Начать контроль над этой системой можно, например, с ЖКХ. Инструментом контроля над деятельностью государства в части, касающейся этой отрасли, мог бы стать Координационный совет по вопросам общественного контроля в сфере ЖКХ. К обсуждению этой идеи приступили члены сообщества «ЖКХ: открытая трибуна», администрируемого автором этих строк, который, напомню, является отраслевым координатором международной Экспертной группы ИА REX.
Мнение Анатолия Погасий, доктора философских наук, профессора кафедры общенаучных дисциплин Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. Проблема государства как объекта общественного контроля, к разработке которой приступил – член российского Философского общества – Ефим Андурский, представляется достаточно актуальной. Должен заметить, что, разрабатывая эту проблему, мой друг Ефим Андурский опирается на им же созданную методологию разрешения нежелательных ситуаций. Эту методологию коллега Андурский изложил в статье «Субъектология», опубликованной в «инкубаторе» Википедии. Думаю, что выявленные им противоречия во взаимоотношениях общества и государства заслуживают не только дальнейшей разработки, но и самого широкого обсуждения.
Комментарии
+++++++, но от теории к практике!!!!
К сожалению многие государства не обладают высоким уронем индивидуальной сознатеольности которую приходится субституировать общественнымигосударственными институциями..речь о том что ДАЖЕ институт выборов в некоторых обществах излишен, ввиду бессмысленности..и заангажированности процедуры к томуже накладной для бюджета..это вовсе не означает ,что от института демократии следует отказываться она уместна в той мере, в которой её может адекватно осуществлять народ. НО не более ..и конечно с усилиями по повышению интереса к участию..
Общество не есть субъект и поэтому оно не могло образовать эту организацию.
Не является таковым и народ, в виду чего ничего не может и он.
Так что диалектика успешно помирает, как мировая наука. А на смену идет русская философия - триединства всеединства гармонии.
Обсудите милейший Ефим?
И вот почему.
Мир триедин всеедин гармоничен.
А потому мир это три триединых силы - индивид, коллектив, общество.
Вы что не приемлите?
Но это не повод к отрицанию.
Всякая система имеет три триединых основания - три предмета три метода их работы, три тенденции их качественных переходов.
Вначале формируется господствующее качество, которое в среде существования притягивает свою противоположность и которые затем гармонизируются третьей силой. Это технология русской философии.
А потому наши понятия одного и того-же просто разнятся.
Понимаете есть реальный процесс жизни, а есть и ваши понятия правил его работы.
Что такое реальный процесс жизни?
Это работа трех триединых сил - это объективные силы или те которые работают в силу наличия и ни кого не слушаются; это субъективные силы или те которые работают на основе разума и человека в т.ч.; это силы предмета коммуникации между субъектом и объектом.
А вот человек способен выбирать только то что ему дано объективными силами. Человек букарашка в этом мире.
Человек как част разума в состоянии понять правила жизни и просто приспособится к ним для более удобной жизни. А вот руководить и тем более менять ну это просто не возможно.
Такова жизнь....................
Я понял так что философы просто врут много? Таки вы во многом правы. Потому что есть среди всех ученых те которые владеют предметом науки, а есть простые брехуны.
Поневоле приходишь к выводу, что "округлительство мыслей" (придание им законченного, онаученного вида) является психической болезнью россиян, обратившей Россию в страну социального идиотизма.
Очевидно, что россияне разучились понимать, что такое - "ПРОСТОЕ" и зачем оно НЕОБХОДИМО мышлению...
Конечно, узловой вопрос - вопрос об обществе как субъекте власти и о государстве как инструменте власти стране, как об одном из объектов управления.
Чтобы обсуждение было продуктивным, надо с самого начала определиться в серии вопросов, ответы на которые должны быть сформулированы с максимальной чёткостью и приняты как обоснованные в результате обсуждения, чтобы можно было на что-то опираться в дальнейших суждениях.
Я бы предложил в качестве таких вопросов, для начала, три:
1. Что такое общество?
2. Что такое ГРАЖДАНСКОЕ общество и в чём состоит роль Общественной палаты по установлению субъектно-объектных отношений между обществом и государством?
3. Каким должен быть ЗАКОН о власти в стране, чтобы исключить узурпацию государственной власти?
Все, Зин, обидеть норовишь.
Тут за день так накувыркаешься,
Заходишь в сеть - там ты сидишь...
Если серьезно, то да, считаю, что пришло время. Сказал же поэт: Россия вспрянет ото сна...
На ловушки и словоблудие нет ни времени, ни желания...
Именно Народ это и есть власть. А система управления это простые чиновники-воры, как крысы дерутся за место у кормушки.
А вот ваша материалистическая диалектика покидает господствующие позиции в мировй науке.
А всякая культура это три триединых совокупности мышления - материальная, социальная, духовная. Но одна из них у всякого человека, государства, общества одна из них господствует, вторая составляет ей противоречие, а третья гармонизирует всю совокупность.
А потому вы верно говорите о том что Народ и источает свою власть.
Глобализация в системе злонравия, базирующаяся на выстраивании пирамиды власти на основе паразитизма, за счёт сокрытия знаний и прежде всего об управлении в обществе, в современных условиях повышающегося информирования, невозможна.
На смену ей идёт новая концепция глобализации, на основе добронравия, разработанная Русской цивилизацией и называется Концепцией Общественной безопасности
Процесс глобализации процесс объективный он не зависит от того хотят или нет кто бы-то нибыл. Это хочет Бог. И он будет завершён.
Все люди будут объединены.
А вот концепция глобализации субъективна.
То-есть на каких принципах произойдёт объединение.
На основе зла и паразитизма или добра в русле Божьего Промысла.
И только после перехода на новую концепция развития, возможно движение к ЧЕЛОВЕЧНОМУ строю психики.
А только из человеков можно организовать общество социальной справедливости.
Таково моё видение.
Или считаете, что в системе злонравия можно достичь социальной справедливости?
Изменить систему (концепцию), или подправить фасад злонравия и паразитизма, не меняя сути?
Меня власть не интересует ни в малейшей степени. А контроль над ней - очень даже.