Денег становится неприлично много. За июнь ещё плюс 650 млрд рублей

На модерации Отложенный

 Складывается такое впечатление, что судьба делает абсолютно всё возможное для уверенной победы России в геополитическом и, в частности, экономическом противостоянии с Западом. Несмотря на нефтяные эмбарго, ограничения, удары по нашей финансовой системе, логистике и т.д., деньги в Россию не просто продолжают течь рекой, но и увеличивают темпы поступления.

 

Сегодня Министерство финансов опубликовало статистику по нефтегазовым сверхдоходам за июнь месяц. Цифра получилось рекордная и она составит 656,6 млрд рублей. В предыдущие пять месяцев значения были следующие:

  • Январь: 585,9 млрд
  • Февраль: 634,7 млрд
  • Март: 573,6 млрд
  • Апрель: 496,3
  • Май: 280,9
  • Июнь: 656,6 млрд

Таким образом, только за первую половину 2022 года Россия получит нефтегазовых доходов в объеме 3,228 трлн рублей. И это при том, что в апреле-мае наблюдался явный провал, связанный с перестройкой цепочкой поставок. Исходя из этого, во второй половине года можно ожидать увеличения нефтегазовых сверхдоходов. Или, как минимум, их сохранения на прежнем уровне. Вместе с этим, в бюджете на 2022 год уровень нефтегазовых сверхдоходов запланирован в объеме 3,473 трлн рублей. То есть, цифра уже практически достигнута всего лишь за 6 месяцев.

Однако нам важно не то, какие сверхдоходы получает Россия, а то, как они будут использованы. По сути дела, в предыдущие годы, когда сверхдоходы изымались в ФНБ, для экономики от них также не было особо никакого толку.

Сейчас ситуация иная. Так, по заявлению Мишустина, абсолютно все нефтегазовые доходы в этом 2022 году, будут возвращены обратно в экономику и использованы по назначению. Дополнительный объем расходов бюджета составит порядка 8 трлн рублей. Как видим, бОльшую часть обеспечат именно нефтегазовые сверхдоходы.

За январь-мая статистики пока что нет, однако, если судить по первым четырем месяцам, то расходы государственной казны составили следующие значения:

  • Апрель: 3,133 трлн (+38,2%)
  • Январь-апрель: 8,993 трлн (+23,5%)

То есть, мы видим огромные темпы роста расходов бюджета, которые в апреле составили практически 40% к апрелю прошлого года.

Очевидно, что в мае данная тенденция сохранится.

Тем не менее, обратим внимание на негативный момент. Рост расходов на поддержку экономики связан, в основном, с субсидированием процентной ставки по кредитам. Учитывая тот факт, что в марте-апреле ключевая ставка ЦБ была на рекордном за долгие годы уровне, логично, что на субсидии правительству потребовалось затратить куда больше средств. Сейчас эти расходы сокращаются, что позволяет запустить новые программы поддержки экономики.

Однако, чего мы не видим, так это прямых госинвестиций в масштабные проекты развития страны. Именно они являются наиболее эффективным инструментом развития всей экономики в целом.

Поддержка кредитования реального сектора происходит. Суммы туда направляются серьезные. И это абсолютно правильно. Парадокс состоит в том, что с этой задачей вполне может справляться ЦБ и банковский сектор в целом, облегчив задачу для правительства, высвободив огромные ресурсы для иных целей. Но вместо того, чтобы рассматривать и реализовывать сложные крупные проекты, Белый дом вынужден направлять деньги именно на субсидирование процентной ставки, от чего выигрывает, в первую очередь, банковский сектор.

Учитывая снижение ключевой ставки, которая, на наш взгляд, сейчас может быть не более 5% (учитывая околонулевые темпы недельной инфляции), есть надежда, что во второй половине года за счет нефтегазовых сверхдоходов будут осуществляться прямые государственные инвестиции. А со следующего года вновь заработает бюджетное правило. Но не за тем, чтобы стерилизовать нефтегазовые сверхдоходы, а для того, чтобы создать на базе Фонда национального благосостояния полноценный Фонд развития России, задачей которого станет именно осуществление прямых инвестиций в реальный сектор.