О понятии «Империя»

На модерации Отложенный

Сегодня хочется поговорить о понятии «Империя». В его изначальном смысле, как его понимал Марк Аврелий и как оно понималось веками после него, пока это слово не испоганили в угоду своим мелким политическим амбициям оболгавшие и извратившие его социалисты XIX и XX веков.

Римский император Марк Аврелий в какой-то момент осознал, что невозможно захватить и удерживать весь мир военной силой. Вместо этого, он предложил, прививать варварам ценности Рима. Если варвары воспримут римские ценности, как свои, и действительно будут считать их своими, то они (варвары) станут частью Рима и никого удерживать силой не придётся. Зачем? Они же теперь сами носители римских ценностей. Они теперь сами – Рим. Тогда, он предложил строить «Римский Мир» (“Pax Romana”) на основе продвижения римских ценностей. Это и было рождением Империи.

Определение

Империя – это государство (или иное геополитическое образование), имеющее собственную систему ценностей и осознающее свою миссию по распространению этой системы ценностей на весь мир.

Обсуждение определения

Заметьте, Империя продвигает свою систему ценностей потому, что действительно верит в неё, и действительно, искренне считает, что от этого всем будет лучше.

Как именно она продвигает свои ценности (своим примером, экономикой, миссионерством, огнём и мечом) – это вторично и не столь важно для понимания «империя перед нами или нет». Обычно, в разные моменты истории Империя продвигает свои ценности разными способами. Но она всегда продвигает их. Это её modus vivendi. Если она прекратит это делать, она умрёт как Империя.

Важно, что, имперские ценности, должны быть реально восприняты всеми – не только правителями и интеллектуалами, а абсолютно всеми – каждым дворником, каждой дояркой. Каждый должен совершенно искренне считать эту систему ценностей своей – единственно возможной и правильной. Ценности империи в глазах людей должны быть выше ценностей личности и даже самой личности. Ценности Империи – это то, ради чего живут и умирают. Причём, повторяю, искренне, а не по принуждению. Если этого нет, то нет и Империи – есть маложизнеспособный эрзац.

Империя появляется, как только государство формирует (а люди принимают) уникальную систему ценностей и люди, в массе своей, осознают её продвижение как свою главную миссию. Это не процесс одного дня, иногда на это уходят десятилетия, но Империи рождаются именно так.

И, наоборот, Империя погибает, как только её система ценностей оказывается дискредитированной. Как только люди (и правители) от неё отказываются. Отказываются, пусть даже не на словах, а внутри себя – в душах.

История знает немало примеров, когда возникали мощные в военном и экономическом плане государства, основанные на таланте и харизме своих создателей, но не имеющие собственной, уникальной системы ценностей. Такие государства иногда для простоты называют империями, но они таковыми не являлись по определению и, обычно, были мотыльками-однодневками, которые, чаще всего, не переживали своих создателей. Наиболее яркие примеры – «империи» Александра Македонского и Карла Великого.

Заметьте, определение Империи не предполагает наличия «императора» и вообще не накладывает никаких ограничений на общественно-политическое устройство государства. Империями могут быть как монархии, так и республики, или любые их гибриды. Определяющим здесь является наличие системы ценностей и осознание миссии по её продвижению.

Примеры

Давайте посмотрим с точки зрения этого определения на некоторые события современности и недавнего прошлого.

В своей короткой, пятнадцатиминутной фултонской речи сэр Уинстон Черчилль заявил, что Британии пора отказаться от «узких британских интересов» в пользу интересов «братской ассоциации англоговорящих народов». Это было концом Британской Империи – она отказалась от своих ценностей. Не прошло и десяти лет, как Британская империя распалась территориально.

Примерно в то же время, в Соединённых Штатах происходит поворот в общественном сознании от региональной «доктрины Монро» к глобальной, мировой идее «Pax Americana». В центре этой идеи искренняя, внутренняя убеждённость общества в превосходстве американского образа жизни и американского варианта демократии над всем, что создано человечеством и осознание своей миссии нести эти ценности всему миру. Это был момент рождения Американской Империи.

Поэтому, когда Америка бомбит какую-нибудь страну с целью принести туда американскую демократию и американский образ жизни, они не лицемерят, они действительно искренне считают, что это делается исключительно на благо тех, кого бомбят. Ведь они несут этим людям американские ценности, которые «значительно превосходят всё, что те имеют и могут создать». Повторяю, они искренне убеждены в этом. Это не лицемерие.

О России

Российская империя, строившаяся вокруг идеи «Третьего Рима», прекратила своё существование в тот самый момент, когда эта идея была отброшена большевиками за ненадобностью.

Казалось бы, Империя рухнула, но, и в этом особенность того исторического перелома, она немедленно возродилась вновь, уже на базе другой идеи. Вот как рассуждал об этом Николай Александрович Бердяев:

«Вместо «Третьего Рима», в России удалось осуществить «Третий интернационал» и на «Третий интернационал» перешли многие черты «Третьего Рима». «Третий интернационал» есть тоже священное царство, и оно тоже основано на ортодоксальной вере. «Третий интернационал» есть не интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма».

Заметьте, советский проект – изначально имперский.

Налицо оба признака – система ценностей (коммунизм) и мессианская миссия по её продвижению. О миссии надо сказать отдельно. В декларации I Всесоюзного съезда Советов об образовании СССР конечной целью было объявлено создание Всемирного Союза Коммунистических Республик. Герб СССР – единственный в мире, на котором изображен весь земной шар без обозначения границ государства. Вот так понимал свою миссию Советский Союз.

Можно ли говорить о преемственности этих двух имперских проектов? Это сложный вопрос, который выходит за рамки этой статьи и на котором сломано немало копий. Отмечу лишь то, что некоторые основания для этого точно имеются. Обе идеи («Третьего Рима» и коммунизма), в глубине народной души сводились, по сути, к одному и тому же – к великой, вселенской Справедливости. Именно запрос на Справедливость и позволил обеим идеям прижиться в душе народа. С этой точки зрения Советская империя может считаться преемником Российской.

Также можно достаточно точно назвать дату гибели Советской империи. Конечно, гибель империи – это не «щелчок», а длительный процесс, но мы можем выделить некий очевидный, значимый триггер (каким была Фултонская речь Черчилля для Британской Империи). Таким триггером стало выступление М.С. Горбачёва перед участниками «Иссык-Кульского форума» 20 октября 1986г., когда он объявил о необходимости отказа от собственных ценностей в пользу неких «общечеловеческих». Как мы уже говорили, как только империя отказывается от своих ценностей и их продвижения, она погибает. Так и случилось. И, заметьте, также как и в случае Британской Империи, между таким «триггером» и территориальным распадом прошло менее десяти лет.

Является ли Россия империей сейчас?

Нет! Однозначно нет! У сегодняшней России нет ни принимаемой всеми системы ценностей, ни осознания миссии по её продвижению. Если кто-то Вам скажет, что у нас есть миссия продвижения ценностей «Русского мира», спросите этого человека: «В чём они состоят?». Уверяю Вас, ответ будет невнятным, причём «сколько людей, столько и ответов». А это не имперская миссия. Последняя должна однозначно восприниматься всем обществом. А без системы ценностей, без имперской идеи империя невозможна.

Попытки осознать идею нынешней России

Попытки сформировать систему ценностей, конечно, делаются. Но, они делаются высокими интеллектуалами, которые, если и имеют какое-то видение вопроса, не могут объяснить его так, чтобы это было понятно всем. Например, то, что говорит Александр Гельевич Дугин зачастую непонятно даже студентам-философам, а когда он пытается говорить для малообразованной аудитории, он впадает в такое упрощенчество, такую лозунговость, что у слушателей остаётся больше вопросов, чем ответов. Это человек, при всём к нему уважении,  не популяризатор.

Или другой пример, шеститомник «Национальная идея России», написанный коллективом из сотни авторов, каждый из которых – человек авторитетный и уважаемый. И? Знаете, я скажу крамольную мысль: если для изложения национальной идеи вам требуется шесть томов и тысячи страниц, значит, либо этой идеи у вас нет, либо Вы её сами до конца не понимаете.

Также, нельзя не отметить работы центра Кургиняна, групп Старикова и Девятова, и др. Все эти, безусловно, высочайшие интеллектуалы, работают, но приемлемого результат пока нет. Будет ли он? Надеюсь, что да. И могу уверенно сказать, какой бы ни была российская имперская идея, она, в любом случае, будет отвечать тому глубинному, народному, хтоническому запросу на Справедливость, о котором мы уже говорили выше. Высшую, вселенскую Справедливость. Другой идеей народ России не объединишь.

Собственно, именно здесь проходит водораздел между империями Запада и Русской Цивилизацией. Если там справедливость подчинена Империи (вспомните лорда Палмерстона: «Интересы Империи – суть высшая форма законности и справедливости»), то в России сама Империя существовала ради справедливости и во имя справедливости. Россия всегда считала своей миссией нести справедливость миру.

Есть ли у России другой, не имперский путь?

Давайте подумаем. Любое государство строится вокруг чего-то общего для всех его граждан, чего-то, что их объединяет. Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Значит, принадлежность к некоторому этносу, общий язык или общая религия отпадают сразу. Что же ещё может объединить все народы России, всех её граждан? Что может быть общим для всех людей, вокруг чего и должно строиться единое государство? А больше ничего и нет! Нет, предлагайте, я послушаю, но я вот не вижу!

Остаётся только общая идея! Общая система ценностей! Т.е. имперская идея и миссия по её продвижению – это единственное, что может объединить все народы России при всём их разнообразии.

У России просто нет другого пути. Либо она возрождается как империя на основе какой-либо идеи, отвечающей на глубинный запрос о Справедливости, либо она распадается и погибает. Может быть, я чего-то не замечаю, но я другого пути не вижу.

Справедливости ради, надо отметить, что это верно в отношении любой многонациональной и многоконфессиональной страны. Попробуйте ответить, что общее объединяет всех американцев? Язык? Нет, там их много! Религия? Нет, там их тоже хватает! Общее у них – это представление о высшей ценности американского образа жизни и американской демократии и миссия по продвижению этих ценностей по миру, т.е. имперская идея. Убери её, Америка лишится того стержня вокруг которого всё строится, распадётся и рухнет.